г. Красноярск |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А33-18081/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.
судей: Колесниковой Г.А., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от антимонопольного органа: Коваленко А.В., представителя по доверенности от 05.12.2011 N 66,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" января 2012 года по делу N А33-18081/2011, принятое судьей Ражковым Р.А.,
установил:
Администрация города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758) (далее - заявитель, администрация г.Красноярска) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - УФАС по Красноярскому краю, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 21.09.2011 N 266-15-11 и предписания от 21.09.2011 N 266-15-11.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.11.2011 по делу N А33-18081/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Ригер", Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, Управление архитектуры администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2012 по делу N А33-18081/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация г. Красноярска обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- ООО "Ригер" обратилось в администрацию г. Красноярска с заявлением о выдаче технических условий более чем через три месяца с момента предоставления ему земельного участка, следовательно, у органа местного самоуправления отсутствовала обязанность по определению и предоставлению технических условий;
- обязанность по определению и выдаче технических условий правообладателям земельных участков, то есть лицам, которым земельные участки уже переданы, лежит на организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
- ООО "Ригер" являлось правообладателем земельного участка в соответствии с распоряжением от 01.06.2007 N 1593-арх "О предварительном согласовании ООО "Ригер" места размещения объекта", а, следовательно, самостоятельно должно обращаться за получением технических условий в специализированные организации.
Антимонопольным органом представлены отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву, в соответствии с которыми просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация г. Красноярска, третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем публичного опубликования 29.03.2012 протокольного определения от 28.03.2012 об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей администрации г. Красноярска и третьих лиц.
Представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, изложил доводы дополнения к отзыву на апелляционную жалобу. Просит суд оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 28.03.2012 объявлялось протокольное определение об отложении судебного заседания до 04.04.2012, в том числе для представления администрацией г. Красноярска письменных пояснений по факту невыдачи заинтересованному лицу технических условий до определения правообладателя земельного участка.
Судом апелляционной инстанции в судебном заседании 04.04.2012 установлено, что администрацией не представлены письменные пояснения по факту невыдачи заинтересованному лицу технических условий до определения правообладателя земельного участка, необходимость представления которых явилась одним из оснований для отложения судебного заседания на 04 апреля 2012 года.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 1593-арх от 01.06.2007 ООО "Ригер" предварительно согласовано место размещения многофункционального общественного комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 19 500,0 кв.м., в том числе 1589,0 кв. м. - площадь ограниченного пользования (охранная зона инженерных сетей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Ястынская. Указанным распоряжением данный земельный участок предоставлен в аренду для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 475-ж от 20.04.2010 ООО "Ригер" предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400069:202 площадью 19 500 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Ястынская, для строительства многофункционального общественного комплекса и инженерного обеспечения.
Согласно письмам исх. N 63/07к от 23.07.2008, N 95/09к от 30.09.2008, N 35/10к от 08.10.2008, N 16/02к от 06.02.2009, N 17/06к от 18.06.2009, N 235/07к от 09.07.2009, N 01-07к от 01.07.2010, исх. N 44/09к от 12.09.2008, N 58/04к от 24.04.2009, ООО "Ригер" обращалось в ООО "КраМЗЭнерго", ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13) с просьбой о выдаче технических условий на подключение к тепловым сетям проектируемого объекта "Многофункциональный общественный комплекс по ул. Ястынская в Советском районе г. Красноярска"
ООО "КраМЗЭнерго" в адрес ООО "Ригер" направлены соответствующие ответы об отсутствии на момент обращения общества свободных мощностей для обеспечения многофункционального комплекса по ул. Ястынская заявленным количеством тепловой энергии (исх. N Д-07/2007 от 12.08.2008, N Д-07/2344 от 10.10.2008, Д-07/1069 от 09.04.2009, N Д-07/2450 от 21.07.2010), об оставлении запроса заявителя без рассмотрения в связи с предоставлением неполного пакета документов (исх. N Д-07-1880 от 26.06.2009).
27 июля 2010 года ООО "Ригер" обратилось в адрес Главы г. Красноярска П.И. Пимашкова с письмом (исх. N 26-07к от 26.07.2010; вх. N 14793 от 27.07.2010), в соответствии с которым заявитель со ссылкой на распоряжение администрации г. Красноярска N 475-ж от 20.04.2010 просил определить и выдать ему технические условия для проектирования тепловых сетей объекта, размещение которого планировалось на вышеуказанном земельном участке, а также предоставить информацию о размере платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом в письме ООО "Ригер" указало на объем необходимой тепловой нагрузки, планируемых сроках подключения и получения мощности, планируемых сроках ввода объекта в эксплуатацию.
17 августа 2010 года ООО "РИГЕР" от департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска на письмо заявителя исх. N 26-07к от 26.07.2010 поступило письмо (N 08/5305-гх), которым заявителю сообщено, что для получения технических условий на проектирование тепловых сетей многофункционального общественного комплекса по ул. Ястынская ООО "Ригер" необходимо обратиться в теплоснабжающую организацию, обеспечивающую теплоснабжение застраиваемого района "Ястынское поле". Такой организацией, в соответствии с указанным письмом департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, является ООО "КраМЗЭнерго".
Письмом от 21.10.2010 (исх. N 28/7093) департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска сообщил заявителю о том, что в районе ул. Ястынская, где ООО "Ригер" планирует проектирование многофункционального общественного комплекса, находятся тепловые сети, эксплуатируемые ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", которая обязана определить возможность подключения к своим тепловым сетям планируемого к строительству объекта и согласовать технические условия с организацией по производству тепловой энергии. Кроме того, в письме исх.N 28/7093 от 21.10.2010 департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска указано, что при составлении ответа на запрос об организации, в которую следует направить письмо по выдаче технических условий (письмо от 26.07.2010 N26-07к), была использована недостоверная информация.
ООО "Ригер" во исполнение рекомендаций департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, изложенных в письме исх. N 28/7093 от 21.10.2010, обратилось в ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" с письмами (исх. N05-12к от 02.12.2010, N27 от 15.12.2010) о выдаче технических условий на подключение к тепловым сетям ресурсоснабжающей организации. ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" в адрес общества направлены ответы (исх. N211-21-2-1131 от 08.12.2010, N211-21-2-1272 от 30.12.2010), в соответствии с которыми по вопросу получения разрешения на подключение к системе теплосанбжения ООО "Ригер" необходимо обратиться в ОАО "Красноярский металлургический завод", а также в ТСЖ "Роща" по ул. Ястынская, 18, для решения вопроса по согласованию точки подключения к тепловым сетям.
05.04.2011 ООО "Ригер" обратилось в ООО "КраМЗЭнерго" с заявкой на осуществление технологического присоединения к тепловым сетям многофункционального общественного комплекса по ул. Ястынская в Советском районе г. Красноярска (исх. N 04-05к от 05.04.2011). Аналогичная заявка была направлена в адрес ТСЖ "Роща" (исх. N 03-04к от 05.04.2011). Указанные обращения остались без ответа.
27.06.2011 ООО "Ригер" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о признании бездействия Департамента нарушающим антимонопольное законодательство.
Приказом УФАС по Красноярскому краю от 13.07.2011 N 478 в отношении администрации г.Красноярска возбуждено дело N266-15-11 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением УФАС по Красноярскому краю от 21.09.2011 N 266-15-11 бездействие администрации г. Красноярска, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению ООО "Ригер" технических условий подключения строящегося объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Ястынская, признано нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании решения от 21.09.2011 N 266-15-11 антимонопольным органом администрации г. Красноярска выдано предписание от 21.09.2011 N 266-15-11, в соответствии с которым администрации г. Красноярска необходимо: рассмотреть в соответствии с действующим законодательством обращение ООО "Ригер" (исх. N26-07к от 26.07.2010; вх. N14793 от 27.07.2010), в соответствии с которым заявитель просил определить и выдать ему технические условия для проектирования тепловых сетей объекта капитального строительства, размещение которого планируется на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Ястынская, а также предоставить информацию о размере платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Администрация г. Красноярска, не согласившись с решением и предписанием УФАС по Красноярскому краю от 21.09.2011 N 266-15-11, обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Суд апелляционной инстанции, проверив полномочия должностных лиц антимонопольного органа на вынесение оспариваемых решения и предписания, установил, что указанные акты вынесены уполномоченным лицом в пределах представленной законом компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного антимонопольным органом решения от 21.09.2011 по делу N 266-15-11 и выданного на его основе предписания от 21.09.2011 N266-15-11, исходя из следующего.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что администрации г.Красноярска вменяется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению ООО "Ригер" технических условий подключения строящегося объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Ястынская.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
При этом согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; под конкуренцией - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; под признаками ограничения конкуренции, в том числе - сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
В соответствии с частью 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Частью 10 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных (далее - Правила), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 4 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании:
информации о разрешенном использовании земельного участка;
предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;
региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;
схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения;
предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.
В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящих Правил.
В силу пункта 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства обязан предоставлять заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Материалами дела подтверждается и администрацией г. Красноярска не оспаривается, что распоряжением администрации г. Красноярска N 1593-арх от 01.06.2007 ООО "Ригер" предварительно согласовано место размещения многофункционального общественного комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 19 500,0 кв.м., в том числе 1589,0 кв. м. - площадь ограниченного пользования (охранная зона инженерных сетей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Ястынская. Указанным распоряжением данный земельный участок предоставлен обществу в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 475-ж от 20.04.2010 ООО "Ригер" предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400069:202 площадью 19 500 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Ястынская, для строительства многофункционального общественного комплекса и инженерного обеспечения.
Доказательства того, что органом местного самоуправления при предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства и предоставлении земельного участка в аренду для строительства указанного выше объекта были предоставлены технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции предлагалось администрации г. Красноярска представить письменные пояснения по факту невыдачи заинтересованному лицу технических условий до определения правообладателя земельного участка. Какие-либо пояснения по данному обстоятельству администрацией г. Красноярска представлены не были.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом антимонопольного органа о неисполнении администрацией г. Красноярска обязанности по предоставлению обществу технических условий к сетям инженерно-технического обеспечения.
Довод администрации г. Красноярска о том, что ООО "Ригер" обратилось в администрацию г.Красноярска с заявлением о выдаче технических условий более чем через три месяца с момента предоставления ему земельного участка, следовательно, у органа местного самоуправления отсутствовала обязанность по определению и предоставлению технических условий в нарушение установленного порядка, не принимается судом апелляционной инстанции.
Из изложенных выше норм не следует, что технические условия выдаются органом местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. Пункт 5 Правил содержит императивное требование о предоставлении органом местного самоуправления всем заинтересованным в приобретении прав на земельный участок лицам технических условий на присоединение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
Заинтересованность лица выражается не в получении технических условий, а в получении земельного участка вместе с техническими условиями.
Обязанность самостоятельного обращения заинтересованного лица за получение технических условий предусмотрена лишь для случаев, указанных в пункте 6 Правил, а именно: в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что администрацией г.Красноярска не была исполнена предусмотренная законодательством обязанность по выдаче технических условий присоединения указанного выше объекта к сетям инженерно-технического обеспечения до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
Довод администрации г. Красноярска о том, что ООО "Ригер" являлось правообладателем земельного участка в соответствии с распоряжением от 01.06.2007 N 1593-арх "О предварительном согласовании ООО "Ригер" места размещения объекта", а, следовательно, самостоятельно должно обращаться за получением технических условий в специализированные организации, подлежит отклонению.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Правилами предусмотрено, что орган местного самоуправления при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление органом местного самоуправления заинтересованному лицу земельного участка для строительства объекта капитального строительства без предоставления технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Ссылка администрации г. Красноярска на пункт 6 Правил, которым установлена обязанность самостоятельного обращения заинтересованного лица за получением технических условий в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, подлежит отклонению.
Согласно пункту 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
Таким образом, пункт 6 Правил предусматривает обращение заинтересованного лица в организацию, осуществляющую эксплуатацию инженерно-технического обеспечения, только в случае реконструкции объекта капитального строительства или подключения построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрацией г. Красноярска не исполнена возложенная пунктом 5 Правил обязанность по предоставлению заинтересованному лицу технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из положений части 6 статьи 48, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что отсутствие технических условий лишает общество "Ригер" возможности приступить к строительству объекта.
Материалами дела подтверждается, что невыполнение администрацией г. Красноярска предусмотренной законодательством обязанности по выдаче технических условий для присоединения указанного выше объекта к сетям инженерно-технического обеспечения необоснованно препятствует осуществлению ООО "Риегр" деятельности на рынке строительства зданий и сооружений г.Красноярска, поскольку отсутствие технических условий подключения указанного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не позволяет ООО "Ригер" обратиться за разработкой проектной документации к индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также обратиться в орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительства указанного выше объекта, что является препятствием к его строительству.
Таким образом, решение УФАС по Красноярскому краю от 21.09.2011 по делу N 266-15-11 является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы администрации г.Красноярска в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
В силу статьи 51 Закона защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.
Одновременно с оспариваемым решением от 21.09.2011 УФАС по Красноярскому краю администрации г. Красноярска выдано предписание N 266-15-11 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые ненормативные правовые акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - решение и предписание от 21.09.2011 по делу N 266-15-11 не противоречат закону, не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, решение суда первой инстанции от 13 января 2012 года об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" января 2012 года по делу N А33-18081/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
...
Из положений части 6 статьи 48, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что отсутствие технических условий лишает общество "Ригер" возможности приступить к строительству объекта.
...
В соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия."
Номер дела в первой инстанции: А33-18081/2011
Истец: Администрация г. Красноярска, Администрация города Красноярска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, ООО "Ригер", Управление архитектуры администрации города Красноярска, Управление архитектуры г. Красноярска