г. Москва |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А41-36178/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Сергеевой Т.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Семенова М.М., доверенность от 01.11.2011,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2012 по делу N А41-36178/11, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ларинед" (ИНН: 5020052831, ОГРН: 1075020004454) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ларинед" (далее - общество, заявитель, ООО "Ларинед") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области (далее - управление, пенсионный фонд) о признании недействительными решений: от 21.06.2011 N 18 - в полном объеме, от 02.09.2011 N 060 020 11 РК 0038784 - в части начисления штрафных санкций в размере 7045 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ларинед" зарегистрировано в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за номером 060-020-012328.
ООО "Ларинед" по телекоммуникационным каналам связи 21.01.2011 представило в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2-е полугодие 2010 года, о чем обществом получено извещение о доставке (т. 1, л.д. 41).
27 января 2011 года ООО "Ларинед" направлены пенсионному фонду дополнительные сведения за 2-е полугодие 2010 года, о чем также получено подтверждение о доставке (т. 1, л.д. 37).
В связи с тем, что в направленных ООО "Ларинед" сведениях отсутствовала форма РСВ-1 за 12 месяцев 2010 года, пакет документов не был принят пенсионным фондом, о чем обществу по телекоммуникационным каналам связи был направлен отрицательный протокол входного контроля от 16.02.2011 (т. 1, л.д. 39).
Пакет сведений за 2-е полугодие 2010 года, включающий форму РСВ-1, повторно направлен ООО "Ларинед" в адрес пенсионного фонда 25.04.2011 (т. 1, л.д. 44), и в ответ 26.04.2011 обществом из управления по телекоммуникационным каналам связи получен положительный протокол входного контроля (т. 1, л.д. 43).
Поскольку полный пакет сведений за 2-е полугодие 2010 года представлен обществом в пенсионный фонд только 25.04.2011, управлением составлен акт от 06.05.2011 N 299 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По данному факту начальником пенсионного фонда на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) вынесено решение от 21.06.2011 N 81 о привлечении ООО "Ларинед" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде наложения штрафа в сумме 14 113 рублей (т. 1, л.д. 34-35).
Обществу выставлено требование от 21.06.2011 N 81 об уплате штрафа в срок до 12.07.2011 (т. 1, л.д. 36).
На основании представленных 25.04.2011 ООО "Ларинед" документов управлением проведена камеральная налоговая проверка и вынесено решение от 02.09.2011 N 060 020 11 РК 0038784 о привлечении заявителя к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2010 года в виде наложения штрафа в размере 10 563 руб. 15 коп.
Не согласившись с решениями Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области, ООО "Ларинед" обратилось с жалобой в вышестоящий орган - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Рассмотрев указанную жалобу, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области письмом от 07.10.2011 N 08/38911 указало заявителю, что обжалуемые решения от 21.06.2011 N 81 и от 02.09.2011 N 060 020 11 РК 0038784 являются правомерными, а споры между плательщиками страховых взносов и фондом подлежат разрешению в судебном порядке (т. 1, л.д. 46-48).
Не согласившись с указанными решениями управления, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что первоначально сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2-е полугодие 2010 года представлены обществом в пенсионный фонд в установленный законом срок, а у пенсионного фонда отсутствовали полномочия для отказа в принятии указанных сведений из-за отсутствия документа по форме РСВ-1. При этом судом отмечено, что ООО "Ларинед" привлечено к ответственности именно за непредставление указанных сведений, а не за предоставление неполных сведений или недостоверных сведений. При указанных обстоятельствах решение от 21.06.2011 N 18 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. В отношении от 02.09.2011 N 060 020 11 РК 0038784 суд, признавая его недействительным в части начисления штрафных санкций в размере 7045 руб. 65 коп., исходил из того, что при назначении наказания пенсионным фондом неправильно рассчитан размер штрафа.
Обжалуя решение суда первой инстанции, пенсионный фонд указывает, что действующее законодательство предусматривает одновременную сдачу сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в связи с чем в отсутствии документа по форме РСВ-1 пенсионным фондом, по его мнению, правомерно было отказано обществу в принятии сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2-е полугодие 2010 года. Обществу был предоставлен двухнедельный срок для представления в пенсионный фонд формы РСВ-1, однако в установленный срок данный документ ООО "Ларинед" в пенсионный фонд представлен не был. По мнению пенсионного фонда, штраф за предоставление документа по форме РСВ-1 с нарушением срока рассчитан управлением в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебное заседание представитель пенсионного фонда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя ООО "Ларинед", изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вступившие в силу с 01.12.2011, в соответствии с которыми сведения о застрахованных лицах необходимо представить не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пенсионным фондом установлено, что сведения о застрахованных лицах за второе полугодие 2010 года представлены ООО "Ларинед" в орган пенсионного фонда 25.04.2011, то есть с нарушением установленного законом срока.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения должностным лицом пенсионного фонда решения от 21.06.2011 N 18 о привлечении ООО "Ларинед" к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 14 113 рублей.
Вместе с тем пенсионным фондом не учтено, что первоначально ООО "Ларинед" представило в пенсионный фонд индивидуальные сведения за 2-е полугодие 2010 года по электронным каналам связи еще 21.01.2011, то есть в установленный законом срок.
Пенсионный фонд подтверждает это обстоятельство, однако, считает, что поскольку вместе со сведениями не был представлен расчет по форме РСВ, о чем общество было извещено, то их представление не является исполнением обществом обязанности по представлению индивидуальных сведений в установленный срок.
Между тем ни из содержания норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ни из содержания норм Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не следует, что сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, должны представляться в пенсионный фонд одновременно с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрена обязанность страхователя представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает одновременную сдачу сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Закон возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице, однако, как правильно указано судом первой инстанции, действующее законодательство не предусматривает наличие у пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений.
В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, но не отказано в принятии сведений или принято решение о том, что сведения являются непредставленными.
Представление недостоверных или неполных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. ООО "Ларинед" к ответственности за такое правонарушение не привлечено.
Кроме того, отказ в приеме сведений получен обществом только 16.02.2011, то есть после истечения нормативно установленного срока для представления сведений за 2-е полугодие 2010 года. До получения отказа в приеме сведений общество обоснованно полагало, что им выполнена обязанность по представлению индивидуальных сведений. При этом заинтересованное лицо не смогло пояснить причины, по которым уведомление об отказе в приеме сведений, представленных 21.01.2011, было направлено заявителю только 16.02.2011.
Довод пенсионного фонда о том, что обществу был предоставлен двухнедельный срок для представления в пенсионный фонд формы РСВ-1, однако в установленный срок данный документ ООО "Ларинед" в пенсионный фонд представлен не был, признается апелляционным судом необоснованным, поскольку из содержания отрицательного протокола от 16.02.2011, на который ссылается управление, не следует, что обществу был предоставлен такой срок.
Ссылка управления на пункт 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, не может быть применена в данных обстоятельствах, поскольку в рассматриваемом случае обществом не было допущено ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, в связи с чем страхователю некуда было вносить исправления в двухнедельный срок.
С учетом изложенного у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения ООО "Ларинед" к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимые для осуществления персонифицированного учета, и вынесения оспариваемого решения от 21.06.2011N 81.
Решением от 02.09.2011 N 060 020 11 РК 0038784 ООО "Ларинед" привлечено к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2010 года в виде наложения штрафа в размере 10 563 руб. 15 коп.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Следовательно, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в пенсионный фонд за 2010 года должен был быть представлен до 15.02.2010, в то время как фактически данный расчет представлен обществом 25.04.2011, что им не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Из материалов дела следует, что сумма штрафа рассчитана пенсионным фондом исходя из суммы всех начисленных страховых взносов за последние три месяца (в том числе и уплаченных), согласно строке кода 114 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Вместе с тем, в части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ прямо указано, что взыскание штрафа с плательщика страховых взносов в размере 5 процентов (не более 30 процентов) производится от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет суммы штрафа необходимо производить исходя из суммы страховых взносов, подлежащей фактической уплате (доплате), то есть базой для определения суммы штрафа является сумма страховых взносов, подлежащая фактической уплате (доплате), исчисленная исходя из остатка страховых взносов, подлежащих уплате и не уплаченных на конец отчетного периода (строка 150 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам), а не от общей суммы начисленных взносов, указываемой в расчете нарастающим итогом.
Согласно коду строки 150 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, сумма страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на конец отчетного периода, в общей сумме составляет 23 450 руб. (20 544 руб.+2906 руб.).
Согласно положениям части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание штрафа с плательщика страховых взносов в размере 5 процентов производится за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в пенсионный фонд за 2010 года должен был быть представлен обществом в пенсионный фонд до 15.02.2011, в то время как фактически данный расчет представлен 25.04.2011, то есть по истечении трех месяцев.
Следовательно, сумма штрафа, исчисляемая из сумы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на конец отчетного периода, с учетом количества месяцев просрочки составляет 3517 руб. 50 коп (23 450 руб. х 5 % х 3).
Таким образом, штраф в размере 7045 руб. 65 коп. начислен заявителю неправомерно, в связи с чем решение пенсионного фонда от 02.09.2011 N 060 020 11 РК 0038784 правомерно признано судом недействительным в части взыскания штрафа в указанном размере.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2012 по делу N А41-36178/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Из материалов дела следует, что сумма штрафа рассчитана пенсионным фондом исходя из суммы всех начисленных страховых взносов за последние три месяца (в том числе и уплаченных), согласно строке кода 114 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Вместе с тем, в части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ прямо указано, что взыскание штрафа с плательщика страховых взносов в размере 5 процентов (не более 30 процентов) производится от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета.
...
Согласно положениям части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание штрафа с плательщика страховых взносов в размере 5 процентов производится за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления."
Номер дела в первой инстанции: А41-36178/2011
Истец: ООО "Ларинед"
Ответчик: ГУ УПФ РФ N 23 по Москва и Московская область
Третье лицо: ГУ - УПФ РФ N23 по г. Москве и Московской области
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2342/12