г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А56-65808/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Севастьянова А.Ю., дов. от 06.04.2011 N Д01-Ю
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: Дворцовой А.Н., дов. от 30.12.2011 N 19-19/14972
Шевчук О.Н., дов. от 30.12.2011 N 19-19/14967
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3730/2012) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2012 по делу N А56-65808/2011 (судья Никитушева М.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Производственное объединение Элтехника"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге
3-е лицо: Пулковская таможня
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество "Производственное объединение Элтехника": 191015, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 54, литера "В", помещение 22Н, ОГРН 1027809191332 (далее - общество, ОАО " ПО Элтехника") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Санкт-Петербурга: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047855032807 (далее - управление) от 20.10.2011 N 2501 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пулковская таможня: 196006, Санкт-Петербург, Аэропорт Пулково, ОГРН 1037821027144 (далее - таможня).
Решением от 26.01.2012 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Управление заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 января 2012 года по делу N А56-65808/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, являются ошибочными выводы суда первой инстанции, со ссылками на приказ ФТС России от 05.02.2009 N 125, о составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом - Пулковской таможней. Поскольку согласно письму ФТС России от 11.08.2011 N 14-111/38532, данный приказ признан утратившим силу с 16.07.2010, в связи с изданием приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп, следовательно, протокол об административном правонарушении от 01.09.2011 N 10221000-468/2011 составлен старшим таможенным инспектором Пулковской таможни в строгом соответствии с требованиями пункта 80 части 21 статьи 28.3 КоАП РФ и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В судебном заседании представитель Пулковской таможни поддержал позицию управления, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества против доводов управления возражал по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
С учетом отсутствия возражений со стороны общества и таможни апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие управления надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что между ОАО "ПО Элтехника" (покупатель) и фирмой "Star Line International Limited", Гонгонг (продавец, нерезидент) заключен внешнеторговый контракт от 10.11.2009 N Eltvpzaz200911 на поставку товара в ассортименте на общую сумму 2 00 000 долларов США, сроком до 11.06.2012.
На основании контракта от 10.11.2009 N Eltvpzaz200911 общество оформило в ОАО АКБ "Авангард" паспорт сделки (ПС) N 10061113/2879/000/2/0.
В рамках контракта от 10.11.2009 N Eltvpzaz200911 общество в декабре 2010 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар по декларации на товары (ДТ) N 10221010/101210/0035264 (отметка таможенного органа "выпуск разрешен" - 15.12.2010).
По факту несвоевременного представления обществом в банк ПС справки о подтверждающих документах, одновременно с подтверждающими документами - N 10221010/101210/0035264, а именно 19.01.2011, вместо установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) сроке 30.12.2010, управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.09.2011 N 1022100-468/2011.
Постановлением от 20.10.2011 N 2501 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Признав доказанным событие и вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции, установив нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившейся в составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, удовлетворил заявление общества, признал оспариваемое постановление управления незаконным и отменил его.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующие.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П.
В силу пункта 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).
Указанные в пункте 2.2 названного Положения документы представляются резидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ (пункт 2.3 Положения N 258-П).
Резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (пункт 2.4 Положения N 258-П).
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У справка о подтверждающих документах, предусмотренная пунктом 2.2 Положения N 258-П, признана формой учета по валютным операциям, за несоблюдение сроков представления которой частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что товар ввезен заявителем на таможенную территорию РФ 15.12.2010, а справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк ПС, одновременно с подтверждающими документами ДТ N 10221010/101210/0035264 - 19.01.2011, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П срока.
Данное обстоятельство не оспаривается обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом срока представления формы учета в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Материалами дела доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь субъектом валютных правоотношений, общество обязано было обеспечить выполнение требований валютного законодательства, однако оно не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и не доказало отсутствие возможности соблюдения требований валютного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, наряду с другими обстоятельствами, проверяет, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Подпунктом 1 пункта 1 приказа ФТС России от 05.02.2009 N 125 начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Таким образом, согласно приказу ФТС России от 05.02.2009 N 125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 07.06.2011 N 901/11.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта от 10.11.2009 N Eltvpzaz200911 оплата товара осуществляется в соответствии с Приложениями к настоящему контракту. Приложениями к контракту предусмотрена 100% оплата стоимости товара до его отгрузки.
Товар ввезен обществом 15.12.2010. Согласно ведомости банковского контроля оплата товара, ввезенного обществом по ДТ N 10221010/101210/0035264 была осуществлена обществом 15.12.2010, т.е. в день выпуска товара (т.1, л.д. 60 оборот), следовательно, учитывая, что в данном случае валютная операция по условиям контракта должна быть завершена до дня подачи декларации, то протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.06.2011 N 901/11.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции в указанной части признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
Также суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, выразившейся в том, что таможня не допустила представителя общества к составлению протокола об административном правонарушении, поскольку в его доверенности отсутствовала ссылка на номер конкретного административного дела, т.е. имела общий характер.
На основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.11 N 71) положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица (абз. 3 пункта 17).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) (абз. 4 пункта 17).
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении от 01.09.2011 N 10221000-468/2011 не был допущен к участию в деле представитель ОАО "ПО Элтехника" Севостьянов А.Ю. на основании общей доверенности от 06.04.2011 N Д01-Ю (т. 1, л.д. 34). Тем самым были нарушены права общества, поскольку его представитель был лишен права пользоваться всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, что закреплено в абз. 4 части 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 N 10.
Как следует из положений пункта 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, использование доверенности на участие в конкретном административном деле следует рассматривать как доказательство надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении, тогда как наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из материалов дела следует, что таможня направила телеграмму по адресу места нахождения общества: Санкт-Петербург, Шпалерная, д. 54, лит. "В", пом. 22Н, в которой уведомила последнего о дате (01.09.2110), времени (11 час. 00 мин.) и месте (Пулковская таможня, СПб, Стартовая ул., д. 7а, кааб. 169) составления протокола об административном правонарушении (т.1, л.д. 112-113).
Таким образом, общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, следовательно, таможенный орган не имел оснований отказывать представителю общества в участии в данном административном деле при наличии у него общей доверенности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдение таможней положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, что является существенным нарушением и служит основанием для отмены принятого управлением постановления о привлечении общества к административной ответственности.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта, несмотря на ошибочность некоторых выводов суда первой инстанции, которые не привели к принятию неправильного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 января 2012 года по делу N А56-65808/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении от 01.09.2011 N 10221000-468/2011 не был допущен к участию в деле представитель ОАО "ПО Элтехника" Севостьянов А.Ю. на основании общей доверенности от 06.04.2011 N Д01-Ю (т. 1, л.д. 34). Тем самым были нарушены права общества, поскольку его представитель был лишен права пользоваться всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, что закреплено в абз. 4 части 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 N 10.
Как следует из положений пункта 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, использование доверенности на участие в конкретном административном деле следует рассматривать как доказательство надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении, тогда как наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
...
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдение таможней положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, что является существенным нарушением и служит основанием для отмены принятого управлением постановления о привлечении общества к административной ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А56-65808/2011
Истец: ОАО "Производственное объединение Элтехника"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб
Третье лицо: Пулковская таможня