г. Москва |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А40-123992/11-84-816 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Гончарова В.Я., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "РСУ Техноцентр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2012 по делу N А40-123992/11-84-816, принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению ООО "РСУ Техноцентр" (ОГРН 1087746130141; 121351, г.Москва, ул. Коцюбинского, д. 4)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания N 1409-496/2011-3 от 17.10.2011,
при участии:
от заявителя: |
Китайгора С.С. по доверенности от 12.12.2011; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "РСУ Техноцентр" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 17.10.2011 N 1409-496/2011-3 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 4.43 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
При этом суд исходил из доказанности факта совершения Обществом вмененного правонарушения, посчитав порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюденным.
ООО "РСУ Техноцентр" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание не явился представитель ответчика. Располагая доказательствами надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 17.06.2011 Тушинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка ООО "РСУ Техноцентр" осуществляющего строительство подземного гаража-стоянки с наземной частью ФОК по адресу: г.Москва, ул. Барышиха, вл. 25 на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 17.06.2011, которым установлено, что строительство осуществляется в жилом квартале вблизи жилых многоэтажных многоквартирных домов.
На основании договора генподряда от 15.05.2008 N 0515, заказчиком работ является ЗАО "Авиадедал", генеральным подрядчиком - ООО "РСУ Техноцентр". Территория строительства огорожена металлическим забором светлого цвета высотой около 2 метров. На участке строительства организовано 4 въезда/выезда, 2 из которых - на ул. Барышиха, 2 (пожарных) - во двор. На момент проверки пожарные выезды закрыты. Возле выезда N 1, расположенного ближе к 3-му Митинскому пер. на ул. Барышиха имеется пост мойки колес, который находится в разобранном состоянии и не функционирует. Металлические направляющие, на которых производится мойка колес автотранспорта сложены одна на другую. Оборотного цикла воды конструкция поста мойки колес не предусматривает, о чем свидетельствует установка металлических направляющих (оснований) на ровной бетонной поверхности.
Со стороны ул. Барышиха над уровнем забора имеются два информационных щита, на которых указана информация о строительстве: "Строительство подземного гаража-стоянки с надземной частью ФОК по ул. Барышиха, вл. 25, Митино, мкр. 11 Заказчик Авиаделал тел. 754-37-37, Генеральный подрядчик ООО "РСУ Техноцентр" тел. 794-74-09, Генеральный проектировщик Персональная творческая мастерская архитектора Дмитривева В.Д. тел. 251-4-04, Подрядные организации (сведений нет), Ввод эксплуатацию 4 квартал 2011 года". На металлическом заборе со стороны ул. Барышиха вывешена схема движения автотранспорта. Информационных щитов, содержащих экологическую информацию, не имеется.
На объекте строительства, помимо строящегося гаража-стоянки расположены также металлические бытовки, 2 биотуалета, 3 металлических мусорных контейнера, строительная техника (кран), цементная воронка, работающий дизельный генератор. На территории объекта выполнено мощение бетонными плитами. В некоторых местах (стыках) растет трава.
Повсюду складирован строительный мусор: куски засохшего цемента и бетона, битый кирпич, металлические штифты, картон, полиэтилен, древесина, пенопласт, стекловата и др. Имеются подтеки бетона. В двух мусорных контейнерах складированы отходы строительства и ТБО: полиэтиленовые мешки, загрязненная древесина, имеющая следы цемента, ДСП, гвозди, целлофан.
Освещение в бытовках осуществляется люминесцентными лампами. Отдельное место для хранения отработанных люминесцентных ламп отсутствует.
В ходе проверки не представлены: проект строительства, изменения в проект строительства, положительное заключение Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на проект строительства и заключение по дендрологической части проекта, договора на вывоз отходов, журнал учета вывоза отходов, талоны на передачу отходов строительства и сноса, паспорта опасности отходов, талон регистрации отходов природопользователя в сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы, проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, План-график производственного контроля промышленных выбросов, мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ, статистические сведения по форме 2-ТП воздух за 2010, 1-й квартал 2011 гг., копии платежных документов за негативное воздействие на окружающую среду (1-4 квартал 2010 года, 1 квартал 2011),проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, (либо Сведения об образовавшихся отходах, представляемых в уведомительном порядке за 2010 год).
По факту выявленных правонарушений Тушинским межрайонным прокурором г. Москвы Борисовым Ю. Ю. в присутствии представителя Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, 20.07.2011 возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением Департамента от 17.10.2011, при участии представителя Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административного дела, ООО "РСУ Техноцентр" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд в порядке главы 25 АПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4.1.3 договора генподряда от 15.05.2008 N 0515 генеральный подрядчик (заявитель по делу) обязан обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли во время проведения работ.
В ходе обследования 17.06.2011 установлено, что на строительной площадке по адресу: г.Москва, ул. Барышиха, вл. 25 отсутствует информационный щит содержащий экологическую информацию, что является нарушениями п.п. 6, 3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-1Ш "Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", п.п. 6.1, 6.2.3, 5.17.5 постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 N857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве".
В соответствии с ч. 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст. 4.40 кодекса г. Москвы об административных правонарушениях под экологической информацией следует понимать информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а также о деятельности в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1.3 постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" выполнение правил на территории Москвы обязательно для всех должностных лиц городской администрации, контрольных и надзорных органов исполнительной власти Правительства Москвы, эксплуатационных, подрядных, проектных и изыскательных организаций, собственников, владельцев и арендаторов, заказчиков, застройщиков и инвесторов независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и источников финансирования выполненных работ.
Согласно п. 5.17.5 постановления правительства Москвы от 7 декабря 2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" запрещается ведение работ без установки щитов, содержащих информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.
Согласно п. 6.1 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП не позднее, чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить на границе участка строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.2.3 "Правил подготовки и производством земляных работ в г. Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП обязуется установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, лицензий, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания строительства.
Наименование подрядных организаций и номера телефонов указываются также на бытовых помещениях, щитах ограждения, механизмах и оборудовании, кабельных барабанах и т.д. До начала производства работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, установить щиты, содержащие информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" организациям, выполняющим строительные работы, до начала производства строительных работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, размещать щиты с информацией о количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев, кустарников и устройстве газонов на объектах строительства.
Согласно п.3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" при проведении работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, необходимо не позднее чем за 10 дней обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по утвержденной форме Приложения 27 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы". Информационные щиты должны быть размером 2x2 м.
Согласно, заключению на материалы проекта строительства подземного гаража-стоянки с надземной частью ФОК по адресу: Митино, мкр. 11-а (ул. Барышиха, вл. 25), СЗАО от 20.01.2003 N 5-30-371/2: в зону ведения работ попадает 68 кустарников, из них: под пересадку - 68 кустарников; а также предусмотрено (на участке строительства и прилегающей территории): разбивка газона на площади 805 кв.м; посадка 3 деревьев; посадка 32 кустарников.
Таким образом, допущенное заявителем нарушение в виде отсутствие на строительной площадке по адресу: г.Москва, ул. Барышиха, вл. 25 информационных щитов, содержащих экологическую информацию, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.43 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебная коллегия считает, что вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена, поскольку заявитель имел возможность выполнить возложенные на него обязанности по обеспечению в ходе строительства выполнения мероприятий по размещению информационных щитов, содержащих экологическую информацию, и таким образом, выполнить требования нарушенных правовых норм.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие информационных щитов связано с невыполнением соответствующей обязанности предыдущим генеральным подрядчиком судебной коллегией не принимается.
В соответствии с пунктом 4.1.3 договора генподряда от 15.05.2008 N 0515 генеральный подрядчик (ООО "РСУ Техноцентр") обязан обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли во время проведения работ. Таким образом, обязанность по установке информационных щитов относится на Общество.
Довод ответчика об отсутствии на земельном участке по указанному адресу деревьев, кустарников, газонов, зеленых насаждений опровергается материалами дела - заключением от 20.01.2003 N 5-30-371/2. При этом, акт осмотра от 20.10.2000, на который ссылается Общество, имеет более позднюю дату.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции установлены обстоятельства не относящиеся к существу рассматриваемого спора судебной коллегией не принимаются, поскольку указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 17.06.2011 на основании которого возбуждено данное дело об административном правонарушении.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, дело об административном правонарушении возбуждено и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2012 по делу N А40-123992/11-84-816 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" при проведении работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, необходимо не позднее чем за 10 дней обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по утвержденной форме Приложения 27 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы". Информационные щиты должны быть размером 2x2 м.
...
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, дело об административном правонарушении возбуждено и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден."
Номер дела в первой инстанции: А40-123992/2011
Истец: ООО "РСУ Техноцентр"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4838/12