г. Ессентуки |
|
09 апреля 2012 г. |
Дело N А63-6548/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Егорченко И.Н., Фриева А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ставрополя
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2011
по делу N А63-6548/2011 под председательством судьи Карпеля В.Л.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ставропольотель" (ИНН 2633003620, ОГРН 1022601978255, 355000, Ставропольский край, г.Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 1)
к администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901, 355000, Ставропольский край г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 94),
третьи лица: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064, 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, 282 "а"), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486, 355500, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. К. Хетагурова, 8), муниципальное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "Одно окно" в городе Ставрополе" (ИНН 2635057469, ОГРН 1022601969268, 355500, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира 282-а)
о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя от 27.05.2011 N 09/02-01/1-2470 в предоставлении земельного участка в аренду
с участием в заседании представителей:
от администрации города Ставрополя: представитель Жукова М.В. на основании доверенности от 17.01.2012 (копия в деле);
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ставропольотель" (далее - общество, ОАО "Ставропольотель") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным уведомления от 27.05.2011 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и об обязании предоставить муниципальную услугу по оформлению документов на земельный участок площадью 550 кв. м. для организации стоянки автомобилей в городе Ставрополе по ул. Булкина, в районе нежилого здания N 13.
Определением суда от 23.08.2011 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя и муниципальное учреждение "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя".
Определением суда от 18.10.2011 в порядке процессуального правопреемства произведена замена МУ "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя" на его правопреемника муниципальное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "Одно окно" в городе Ставрополе" (далее - многофункциональный центр).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что обществом в администрацию были представлены все необходимые документы для предоставления в аренду земельного участка. Доказательств нахождения земельного участка в границах красных линий (землях общего пользования), суду не представлены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение от 28.11.2011 отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования и предназначен для размещения инженерных сетей. Администрация считает, что общество не обладает и не может обладать исключительным правом на приобретение в аренду спорного земельного участка, так как участок формировался для целей не связанных со строительством. Изначально подготовленное положительное градостроительное заключение от 07.04.2010 N 813 признано утратившим силу.
Отзывы на жалобу суду не представлены.
Определением от 05.03.2012 судебное разбирательство по делу откладывалось для предоставления администрацией дополнительных доказательств по делу, в том числе доказательства отнесения спорного земельного участка к территориям общего пользования.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 13.03.2012 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации представил суду постановление Главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя" (далее - Порядок) и фрагмент дежурного плана города Ставрополя; поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направили.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого решения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установил суд, общество, являясь собственником недвижимого имущества - здания гостиницы по адресу: город Ставрополь, ул. Советская 16/1/ ул. Маршала Жукова, 1 (свидетельства о государственной регистрации права: серии 26 АА N 006460, серии 26 N АЕ 533697, серии 26 АЕ N 533774, серии 26 АГ N 454583) (том 2, л.д. 21-23), обратилось в администрацию с заявлением о дополнительном предоставлении земельного участка площадью 549, 7 кв.м для благоустройства территории и расширения услуг на парковке автотранспорта (том 1, л.д. 7, том 2, л.д. 19).
Заявлением от 03.03.2010 общество уточнило параметры испрашиваемого земельного участка, просило предоставить в аренду земельный участок по ул. Булкина, 13, площадью 550 кв.м. для использования стоянки (том 1, л.д. 95).
07 апреля 2010 года начальником управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя утверждено градостроительное заключение N 813, согласно которому установлена возможность предоставления земельного участка площадью 550 кв.м. для организации стоянки для автомобилей по адресу ул. Булкина (в районе нежилого здания N 13) при условии получения согласования со всеми заинтересованными службами города (том 1, л.д. 91).
Распоряжением заместителя главы города Ставрополя (директором комитета градостроительства администрации города Ставрополя) от 23.09.2010 N 1435-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 26:12:022221 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для организации стоянки автомобилей; местоположение - город Ставрополь, ул. Булкина, в районе нежилого здания N 13) (том 1, л.д. 113).
12 января 2011 года земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 26:12:022221:212. Согласно кадастровому паспорту от 12.01.2011 земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для организации стоянки автомобилей (том 1, л.д. 40).
27 мая 2011 года администрация, со ссылкой на положения статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказала обществу в предоставлении земельного участка по причине нахождения его в составе территории общего пользования, предназначенной для размещения инженерных сетей.
Общество полагая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает его права в имущественной сфере, обратилось с заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет их проверку на предмет соответствия закону (иному нормативному правовому акту), устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (решение), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт (решение) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в порядке подачи заявления в орган местного самоуправления, который в двухнедельный срок принимает решение исполнительного органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка (статьи 9, 10, 11, 29, пункты 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная процедура установлена Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя, утвержденная постановлением Главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999 (далее - Порядок).
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом не оспаривается, что общество, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представило все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядка.
В соответствии с уведомлением от 27.05.2011 основанием для отказа послужил факт отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования, предназначенной для размещения инженерных сетей.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация, обосновывая правомерность обжалуемого решения, сослалась на градостроительное заключение от 28 апреля 2011 года N 1897, в котором указано, что земельный участок находится в границах территории общего пользования (том 1, л.д. 82).
Также заинтересованным лицом представлена копия титульного листа Альбома 6, объект "Красные линии основных улиц города Ставрополя", и часть чертежа с нанесенными красными линиями, являющегося частью проекта "Красных линий основных улиц города Ставрополя", выполненного Государственным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края (том 1, л.д. 96-99).
В деле также имеются: письмо заместителя руководителя управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя, муниципальный контракт от 13.07.2009 N 57 на выполнение проектных работ по разработке "Красных" на основных улицах города Ставрополя, заключенный между комитетом градостроительства администрации города Ставрополя (муниципальный заказчик) и ООО "АвтоДорСервис" (исполнитель), приказ руководителя комитета градостроительства от 24.06.2011 N 39 - од (том 2, л.д. 33-37).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные документы, суд правомерно не признал их в качестве допустимых доказательств расположения земельного участка на территории общего пользования.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов и осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (части 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
При этом обязательным элементом проекта планировки является план красных линий (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
К территориям общего пользования согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Таким образом, до утверждения и опубликования в установленном порядке проекта планировки территории города Ставрополя, красные линии не могут считаться установленными и как следствие не могут служить основанием для отнесения земельного участка к землям общего пользования.
Между тем, судом установлено и заявителем не оспаривается, что в настоящее время проект детальной планировки территории города, на основании которого разрабатываются проекты красных линий, находится в процессе разработки.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией не представлено допустимых доказательств, подтверждающих факт нахождения земельного участка в границах красных линий (землях общего пользования). Цель, для которой обществом испрашивается земельный участок - организация стоянки (кадастровый паспорт земельного участка) (том 1, л.д. 40).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заинтересованное лицо не доказало обстоятельств, послуживших основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, суд апелляционной считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2011 по делу N А63-6548/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов и осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (части 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
При этом обязательным элементом проекта планировки является план красных линий (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
К территориям общего пользования согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары)."
Номер дела в первой инстанции: А63-6548/2011
Истец: ОАО "Ставропольотель", ООО "Ставропольотель"
Ответчик: Администрация города Ставрополя
Третье лицо: Комитет архитектуры, градостроительства и землепользования администрации города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, КУМИ г Ставрополя, МУ "Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя", Муниципальное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "Одно окно" в городе Ставрополе", ФБУ "Кадастровая палата" по СК, Администрация г. Ставрополя