г. Самара |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А55-16086/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Объедкова И.В., доверенность от 10 января 2012 г. N 03;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., доверенность от 28 декабря 2011 г. N 12-8130;
от третьих лиц:
от Яшина Анатолия Васильевича - Яшин А.В., паспорт;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 г.
по делу N А55-16086/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Яшин Анатолий Васильевич, г. Самара,
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора от 22 февраля 2011 г. N 38/12 аренды лесного участка общей площадью 0,24 га с кадастровым номером 63:01:0801001:2, имеющим местоположение: Самарская область, г.о. Самара, Самарский район, Самарское лесничество, квартал N 80, выдел N 2, изложенного в сообщении от 30 июня 2011 г. N 01/116/2011-104, и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что спорный договор может быть заключен на срок от десяти лет до сорока девяти лет и в соответствии с положениями ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе добровольно установить срок действия договора в указанном Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) временном промежутке.
Регистрирующим органом не представлено суду доказательств, что договор аренды участка лесного фонда от 01 июня 2001 г. N 38 был приведен в соответствие с ЛК РФ.
Только 18 февраля 2011 г. заявителем принято решение N 3 о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ЛК РФ такие договоры заключаются на срок от десяти до 49 лет.
Указание в кадастровом паспорте земельного участка на принадлежность лесного участка к категории земли населенных пунктов либо к иной категории не может влиять на статус данного участка именно как лесного участка.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что срок договора аренды лесного участка от 01 июня 2001 г. истек в 2006 г.
Следовательно, приведение его в настоящее время в соответствие с ЛК РФ путем заключения договора аренды лесного участка на срок 49 лет противоречит требованиям действующего законодательства.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Таким образом, в данном случае речь может идти только о предоставлении указанного лесного участка заново по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Представленный договор аренды лесного участка от 22 февраля 2011 г. N 38/12 не соответствует требованиям действующего законодательства в части указания категории лесного участка.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо - Яшин А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель третьего лица - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 28 марта 2012 г. до 09 час. 30 мин. 04 апреля 2012 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам лесного конкурса от 01 июня 2001 г. гражданин Яшин Анатолий Васильевич приобрел право аренды спорного участка лесного фонда Самарской области сроком на 5 лет.
На основании протокола о результатах лесного конкурса от 01 июня 2001 г. между ГУ "Самарский лесхоз" и Яшиным Анатолием Васильевичем был заключен договор аренды участка лесного фонда от 01 июня 2001 г. N 38 (т. 1 л.д. 13-18), пунктом 7.2 которого предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его государственной регистрации арендатором и действует в течение 5 лет. Данный договор аренды был зарегистрирован 17 декабря 2005 г.
04 февраля 2010 г. Яшин А.В. обратился к заявителю с заявлением о продлении срока действия указанного выше договора аренды до 49 лет в связи с истечением срока его действия в ноябре 2010 г.
Заявителем принято решение от 18 февраля 2011 г. N 3 о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, которым срок договора аренды лесного участка установлен по 17 декабря 2054 г. (т. 1 л.д. 89-90).
Приказом заявителя от 22 февраля 2011 г. N 48 было утверждено решение от 18 февраля 2011 г. N 3 о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ (т. 1 л.д. 91).
На основании данного приказа 22 февраля 2011 г. между заявителем (арендодатель) и Яшиным А.В. (арендатор) заключен договор N 38/12 аренды лесного участка, общей площадью 0,24 га, кадастровый номер 63:01:0801001:2, имеющим местоположение: Самарская область, Самарский район, Самарское лесничество, квартал N 80, выдел N 2.
27 апреля 2011 г. Яшин А.В. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка от 22 февраля 2011 г. N 38/12.
30 июня 2011 г. Яшину А.В. в государственной регистрации договора аренды было отказано сообщением об отказе в государственной регистрации N 01/116/2011-104 (т. 1 л.д. 103-107).
Основанием для отказа в государственной регистрации послужили следующие выводы регистрирующего органа:
согласно выписке из протокола о результатах конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда в Самарской области от 01 июня 2011 г. и договору аренды участка лесного фонда от 01 июня 2001 г. N 38 участок лесного фонда предоставлен в аренду для культурно-оздоровительных целей сроком на 5 лет и, следовательно, срок аренды участка лесного фонда истек в 2006 г.;
поскольку договор аренды участка лесного фонда заключен на срок до десяти лет, то после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ и по истечении срока действия этого договора арендатор не имеет преимущественного права заключить договор аренды лесного участка на новый срок;
имеются противоречия в части определения категории земельного участка, по имеющейся информации категория испрашиваемого земельного участка - земли населенных пунктов.
03 августа 2011 г. Яшин А.В. обратился к заявителю с просьбой об обращении в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 74 ЛК РФ установлено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указал, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Поскольку первоначальный договор аренды от 01 июня 2001 г. N 38 заключался на торгах, а договор аренды от 22 февраля 2011 г. N 38/12 заключен в соответствии с требованиями ЛК РФ, который также предусматривает обязательное проведение торгов, то положения, предусмотренные ст. 621 ГК РФ о преимущественном праве на заключение договора аренды на новый срок, к рассматриваемому договору не применимы.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Таким образом, договор аренды от 01 июня 2001 г. N 38 должен был быть приведен в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года, чего в данном случае сделано не было.
При этом пунктом 5 указанной нормы законодательства предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что договор аренды от 22 февраля 2011 г. N 38/12, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок должен был быть выставлен на торги для заключения договора аренды по истечении срока действия договора от 01 июня 2001 г. N 38.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации договора аренды, противоречащего требованиям законодательства.
В то же время, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к лесным участкам.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31 декабря 2008 г. N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Согласно указанному приказу Самарское лесничество находится на землях лесного фонда.
Расположение Самарского лесничества на землях лесного фонда обозначено и в постановлении Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 г. N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области".
В соответствии с материалами лесоустройства предоставленный заявителем лесной участок является участком лесного фонда. Из кадастрового паспорта от 15 апреля 2011 г. и договоров аренды следует, что испрашиваемый участок отнесен к категории лесного фонда.
В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Таким образом, нахождение лесного участка в границах городского округа Самара не влияет на его принадлежность к специальной категории - земли лесного фонда.
Указание в кадастровом паспорте земельного участка на принадлежность лесного участка к категории земли населенных пунктов либо к иной категории не может влиять на статус данного участка именно как лесного участка.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1 ст. 18 закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 ст. 17 закона N 122-ФЗ предусмотрено, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Поскольку договор аренды от 22 февраля 2011 г. N 38/12, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, то регистрирующий орган правомерно отказал в совершении запрашиваемого регистрационного действия.
В то же время, арбитражный апелляционный суд обращает внимание на тот факт, что заявитель не доказал нарушения оспариваемым отказом регистрирующего органа своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявитель не обращался за государственной регистрацией договора аренды и оспариваемый отказ не препятствует заявителю в установленном порядке провести торги на право заключения договора аренды спорного лесного участка.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого отказа регистрирующего органа.
C позиции изложенных обстоятельств, в связи с неправильным применением норм материального права согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требований отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 г. по делу N А55-16086/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Таким образом, договор аренды от 01 июня 2001 г. N 38 должен был быть приведен в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года, чего в данном случае сделано не было.
При этом пунктом 5 указанной нормы законодательства предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что договор аренды от 22 февраля 2011 г. N 38/12, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
...
В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
...
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
...
Согласно п. 1 ст. 18 закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 ст. 17 закона N 122-ФЗ предусмотрено, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Поскольку договор аренды от 22 февраля 2011 г. N 38/12, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, то регистрирующий орган правомерно отказал в совершении запрашиваемого регистрационного действия."
Номер дела в первой инстанции: А55-16086/2011
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата", Яшин А. В.
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5039/12
10.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-265/12
22.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15164/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16086/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16086/11