г. Пермь |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А50-19114/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой Е.О.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Лежнева И.А. по доверенности от 30.12.2011
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Новикова Ю.А. по доверенности от 24.01.2012
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 февраля 2012 года
по делу N А50-19114/2011
принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил,
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "Пермская сетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29.08.2011 по делу N 394-11-адм о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 1 572 840 руб.
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным постановление антимонопольного органа в части, уменьшив размер штрафа до 100 000 руб.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 08.12.2011 производство по делу приостановлено. Определением суда от 24.01.2012 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2012 года по делу N А50-19114/2011, принятым судьей Мухитовой Е.М., признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N394-11-адм от 29.08.2011 в части назначения ООО "Пермская сетевая компания" наказания в виде штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
Не согласившись решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части снижения штрафа, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает на то, что ООО "ПСК" допустило нарушение п.4 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, соответственно совершило административное правонарушение. Исходной величиной для определения размера санкции должна быть взята сумма в размере 157 284 000 руб. У антимонопольного органа не было правовых оснований для применения в отношении ООО "ПСК" санкции, в виде наложения штрафа, исчисляемого из суммы выручки ООО "ПСК", полученной за 2010 года за услуги по передаче тепловой энергии ООО "УК "Пермская модель комфорта" и ограниченной жилыми домами, расположенными по адресам: г.Пермь, ул.Куйбышева, 7,9, ул.Большевистская, 96, ул.Луначарского, 21,23, ул.Пушкина,7. Штраф в размере 1 572 840 руб. назначен в пределах санкций, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Пермская сетевая компания" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. Заявитель ссылается на то, что ограничение поставки тепловой энергии со стороны ООО "ПСК" было введено в отношении определенных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Пермская модель комфорта", следовательно, антимонопольный орган при определении размера штрафа должен был исходить из выручки ООО "ПСК" по поставке тепловой энергии именно на указанные объекты.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N 977-10-а, возбужденного на основании поступившей из Прокуратуры Ленинского района г. Перми жалобы ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта", антимонопольным органом 10.02.2011 принято решение о признании ООО "Пермская сетевая компания" нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в полном объеме решение изготовлено 24.02.2011).
Нарушение норм антимонопольного законодательства выразилось в необоснованном введении в период с 15.09.2010, 24.09.2010 ограничения подачи тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Пермь, ул.Луначарского, 21, 23, ул.Куйбышева, 7, 9, ул.Пушкина, 7, находящиеся в управлении ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта".
Установленные в рамках рассмотрения антимонопольного дела обстоятельства послужили основанием для составления 17.06.2011 в отношении ООО "Пермская сетевая компания" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.31 КоАП РФ (т.1 л.д.150).
По итогам рассмотрения материалов административного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю 29.08.2011 вынесено постановление N 394-10-адм о привлечении ООО "Пермская сетевая компания" к административной ответственности, предусмотренной ст.14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 572 840 руб. (т.1 л.д.18).
Не оспаривая наличия состава административного правонарушения, ООО "Пермская сетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления в части, превышающей размер штрафа 100 000 руб.
Согласно ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу ст.14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Пермская сетевая компания" осуществляет производство тепловой энергии в горячей воде и в паре, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения тепловой энергии на товарном рынке, вводить ограничения передачи тепловой энергии.
Следовательно, ООО "Пермская сетевая компания" является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
При рассмотрении дела N 977-10-а антимонопольный орган установил, что ООО "Пермская сетевая компания" в период с 15.09.2010, 24.09.2010 ограничивало и прекращало подачу тепловой энергии в шести многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "УК "Пермская модель комфорта" (г.Пермь, ул.Куйбышева,7,9, ул.Большевистская, 96, ул.Луначарского, 21,23, ул.Пушкина,7).
Ограничение подачи тепловой энергии производилось путем сокращения подаваемого объема теплоносителя, прекращение подачи тепловой энергии - путем установления представителем заявителя пломб на задвижки.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе судебными актами по делу N А50-10135/2011, имеющим преюдициальное значение, и заявителем не оспариваются.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Пермская сетевая компания" состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст.14.31 КоАП РФ, является правильным.
Спорным моментом в ходе рассмотрения настоящего дела является размер назначенного антимонопольным органом штрафа.
Антимонопольным органом установлено, что объективная сторона правонарушения состоит в совершении заявителем незаконных действий, выразившихся в необоснованном ограничении 15.09.2010, 24.09.2010 подачи энергии на нужды горячего водоснабжения на объекты ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта", расположенные по адресам г.Пермь, ул.Куйбышева,7,9, ул.Большевистская, 96, ул.Луначарского, 21,23, ул.Пушкина,7.
При определении размера штрафа антимонопольным органом принята во внимание информация, представленная ООО "Пермская сетевая компания" (исх.N 1193 от 24.06.2011), а именно: сумма выручки за 2010 год от реализации тепловой энергии по абоненту ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" в размере 157 284 000 руб. (без НДС). Размер штрафа, назначенного антимонопольным органом, составил 1 572 840 (1%*157 284 000).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом неправильно определен товарный рынок услуг, выручка от оказания которых является основой для наложения штрафа, следствием чего явилось неправильное назначение санкции.
Судом первой инстанции указано, что величиной для определения размера санкции в настоящем споре будет являться выручка ООО "Пермская сетевая компания", полученная в 2010 год за услуги по передаче тепловой энергии ООО "УК "Пермская модель комфорта" и ограниченная жилыми домами, расположенными по адресам г.Пермь, ул.Куйбышева,7,9, ул.Большевистская, 96, ул.Луначарского, 21,23, ул.Пушкина,7, составившая 9 612 664,68 руб. (соответственно 1% составляет 96 126,64 руб.). С учетом изложенного, судом первой инстанции размер штрафа определен по минимальной санкции, предусмотренной ст.14.31 КоАП РФ, в сумме 100 000 руб. Постановление в части назначения ООО "Пермская сетевая компания" наказания в виде штрафа в размере, превышающем 100 000 руб. признано незаконным и отменено.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Санкция статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наказание юридическим лицам от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, размер штрафа должен быть определен исходя из выручки от реализации именно на том товарном рынке, на котором допущено злоупотребление доминирующим положением.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Пермская сетевая компания" допустило нарушение антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в отношении жилых домов, находящихся в управлении ООО "УК "Пермская модель комфорта", расположенными по адресам г.Пермь, ул.Куйбышева,7,9, ул.Большевистская, 96, ул.Луначарского, 21,23, ул.Пушкина,7. Выручка ООО "ПСК" по поставке тепловой энергии на указанные объекты составила 9 612 664,68 руб. и правомерно принята судом первой инстанции при определении размера штрафа. Суд первой инстанции правильно определил границы товарного рынка, на котором было допущено нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Антимонопольный орган, определив товарный рынок, на котором допущено нарушение по взаимоотношениям с конкретной управляющей компанией, не обосновал его границы с точки зрения приведенной нормы права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2012 года по делу N А50-19114/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции указано, что величиной для определения размера санкции в настоящем споре будет являться выручка ООО "Пермская сетевая компания", полученная в 2010 год за услуги по передаче тепловой энергии ООО "УК "Пермская модель комфорта" и ограниченная жилыми домами, расположенными по адресам г.Пермь, ул.Куйбышева,7,9, ул.Большевистская, 96, ул.Луначарского, 21,23, ул.Пушкина,7, составившая 9 612 664,68 руб. (соответственно 1% составляет 96 126,64 руб.). С учетом изложенного, судом первой инстанции размер штрафа определен по минимальной санкции, предусмотренной ст.14.31 КоАП РФ, в сумме 100 000 руб. Постановление в части назначения ООО "Пермская сетевая компания" наказания в виде штрафа в размере, превышающем 100 000 руб. признано незаконным и отменено.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Санкция статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наказание юридическим лицам от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
...
В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами."
Номер дела в первой инстанции: А50-19114/2011
Истец: ООО "Пермская сетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС по ПК