г. Тула |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А23-3950/10А-13-186 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тиминской О.А., судей Полынкиной Н.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н. рассмотрел апелляционную жалобу Обнинской городской общественной организации "Детская экологическая дружина "БЭМБИ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.02.2012 по делу N А23-3950/10А-13-186 (судья Ипатов А.Н.).
В заседании приняли участие:
от заявителя: не явился, извещен надлежаще,
от ответчика: Серебряков И.А. - ведущий специалист-эксперт правового отдела по доверенности от 19.03.2012.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обнинская городская общественная организация "Детская экологическая дружина "БЭМБИ" (далее - заявитель, ОГОО "ДЭД "БЭМБИ", организация) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Калужской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.07.2010 N 11139 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 323 942 руб. (п. 3.1 резолютивной части решения); применения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 64 788,4 руб. (п. 1 резолютивной части решения); применения штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 32 294,2 руб. (п. 1 резолютивной части решения) (с учетом уточнений).
Решением суда от 10.02.2012 заявленные требования частично удовлетворены. Решение Инспекции от 14.07.2010 N 11139 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 58 309,56 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, организация подала апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в его отсутствие в порядке ст.ст. 266, 156 АПК РФ.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 26.04.2004, серия 40 ЕР N 205550, ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" является пользователем земельного участка площадью 6335 кв. м, расположенного на землях поселений, под строительство центра экологического воспитания молодежи по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Гурьянова.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой 14.07.2010 вынесено решение N 11139 о привлечении Обнинской городской общественной организации "Детская экологическая дружина "БЭМБИ" к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога за период 2009 год в виде штрафа в сумме 64 788,4 руб., ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, в виде штрафа в сумме 32 394,2 руб., доначислен земельный налог в сумме 323 942 руб.
Основанием для доначисления налога и привлечения организации к ответственности явилось неправильное, по мнению налогового органа, исчисление земельного налога за 2009 год, выразившееся в неправомерном применении льготы по земельному налогу, установленному абзацем 3 пункта 4.1 Решения Обнинского городского собрания от 18.11.2005 N 05-02 "Об утверждении Положения "О земельном налоге в городе Обнинске", что было выявлено в ходе проведения камеральной налоговой проверки.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что организация не подтвердила права на льготу по налогу.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы,
основания их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Земельный налог на территории муниципального образования "Город Обнинск" установлен решением Обнинского городского собрания от 18.11.2005 N 05-02 "Об утверждении Положения "О земельном налоге в городе Обнинске" (далее - Положение).
В соответствии с абзацем 3 пункта 4.1. указанного Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) освобождаются от налогообложения, в частности, учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий города Обнинска, занятых городскими лесами, парками, водоохранными зонами.
В силу указанного Положения освобождаются от уплаты налога не учреждения и организации, находящиеся на особо охраняемых природных территориях города Обнинска, занятых городскими лесами, парками, водоохранными зонами, а учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий города Обнинска, занятых городскими лесами, парками, водоохранными зонами.
На основании ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также необходимую информацию.
При этом положения названных правовых норм в их взаимосвязи предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Данная позиция подтверждается определением ВАС РФ от 20.05.2009 N ВАС-2518/09.
Таким образом, для использования льгот именно налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие право на льготу, а значит, для подтверждения льготы ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" должно доказать факт осуществления охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий города Обнинска, занятых городскими лесами, парками, водоохранными зонами.
Понятия охраны таких территорий для целей налогообложения налоговым законодательством не установлено, поэтому по правилам статьи 11 НК РФ применяется понятие, данное в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в Земельном кодексе Российской Федерации.
Согласно ч.10 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды равнозначна понятию природоохранной деятельности (в т.ч. по смыслу частей 1, 2 статьи 1 Закона) и определяется как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Природоохранительные правовые нормы в большинстве своем закрепляют экологические правила (о предотвращении эрозии почв, о порядке использования и восстановления лесов, о поддержании экологического режима водоемов, чистоты воздуха и т.д.).
При этом предполагается последовательное и систематическое проведение природоохранных мероприятий.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу статьи 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В настоящем случае из доказательств, представленных заявителем, следует, что ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" занимается не охраной и содержанием особо охраняемых территорий, а экологическим просвещением (статья 74 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") и экологическим воспитанием (статья 71 указанного Закона).
Так, ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" проводятся регулярные выставки ("Лешишка"), организуются выходы в природоохранные зоны города с воспитательными целями, проводятся акции по расчистке территорий охранных зон города, подкормка птиц и зверей, изготовление и развешивание кормушек (Письмо Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр развития и творчества детей и юношества" от 14.01.2011 N 5), в рамках проведенной работы действуют профильные кружки (музей "Бэмби"), проводятся воспитательно-образовательные занятия на природе, в т.ч. на особо охраняемых природных территориях города Обнинска, занятых городскими лесами, включающие в себя уборку мусора.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Войтович М.С. показала, что, являясь матерью двоих детей, в 2009 году участвовала в мероприятиях организации (выходили на экскурсии, развешивали кормушки для птиц, собирали в лесу мусор, огораживали муравейники, делали поделки).
Допрошенный в том же судебном заседании в качестве свидетеля Буднев Ю.С. показал, что в 2009 году, имея личный транспорт, по просьбе руководителя общества несколько раз вывозил детей и родителей в лес; осенью 2 раза вывозил мусор, собранный в результате выходов в лес.
Указанные мероприятия правомерно не признаны судом первой инстанции в качестве природоохранных в смысле, придаваемом ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 12 и 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе и по тому основанию, что они носят эпизодический характер.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, также не усматривается проведение ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" мероприятий на особо охраняемых природных территориях г. Обнинска во исполнение статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При таких обстоятельствах доначисление налогоплательщику земельного налога в размере 323 942 руб., начисление соответствующих сумм пени, а также привлечение к налоговой ответственности является правомерным.
Следует отметить, что аналогичные обстоятельства уже были установлены вступившим в законную силу решением суда по делу N А23-2677/10А-13-130ДСП.
Довод апелляционной жалобы о нарушении налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности, поскольку Обществом было подтверждено право на льготу при первоначальном ее предоставлении, не может быть принят во внимание судом.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ (в редакции, действовавшей в период проведения проверки) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В силу пункта 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Как следует из материалов дела, в ответе на требование относительно документов, подтверждающих право на применение льгот, организация сослалась на пункт 4.1 решения Обнинского городского собрания от 18.11.2005 N 05-02 "Об утверждении Положения "О земельном налоге в городе Обнинске" и указала, что согласно пункту 5 Положения документы, подтверждающие право на налоговые льготы, представлялись в налоговые органы при первичном обращении.
Однако, как установлено судом, при первичном обращении ОГОО "ДЭД "БЭМБИ" был представлен только устав организации, что подтверждается объяснениями представителя заявителя. Иные документы, подтверждающие право на налоговые льготы, при первичном обращении не представлялись.
Довод налогоплательщика о том, что ни налоговым законодательством РФ, ни Положением "О земельном налоге в городе Обнинске" не установлены объем и периодичность, равно как и конкретное описание работ, определяющих понятие охраны, содержания и использования природных территорий, отклоняется апелляционным судом, исходя из понятий, данных в ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме этого, суд апелляционной инстанции считает также необходимым отметить, что в случае непринятия во внимание периодичности проведения охранных мероприятий любые лица, осуществившие несколько раз уборку леса (парка), будут вправе претендовать на льготу по земельному налогу в отношении имеющихся у них земельных участков производственного назначения, что не соответствует принципу экономического обоснования налога, закрепленному в п. 3 ст. 3 НК РФ.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст. 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При принятии апелляционной жалобы к производству истцу предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, в связи с чем последняя подлежит взысканию в доход федерального бюджета. При этом суд принимает во внимание тяжелое финансовое положение организации (т.2, л.д. 69-70) и находит возможным уменьшить размер госпошлины до 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от.02.2012 по делу N А23-3950/10А-13-186 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Обнинской городской общественной организации "Детская экологическая дружина "БЭМБИ" (ОГРН 1034004902250, Калужская область, г. Обнинск, ул. Красных Зорь, д. 28) в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ (в редакции, действовавшей в период проведения проверки) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В силу пункта 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
...
Довод налогоплательщика о том, что ни налоговым законодательством РФ, ни Положением "О земельном налоге в городе Обнинске" не установлены объем и периодичность, равно как и конкретное описание работ, определяющих понятие охраны, содержания и использования природных территорий, отклоняется апелляционным судом, исходя из понятий, данных в ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме этого, суд апелляционной инстанции считает также необходимым отметить, что в случае непринятия во внимание периодичности проведения охранных мероприятий любые лица, осуществившие несколько раз уборку леса (парка), будут вправе претендовать на льготу по земельному налогу в отношении имеющихся у них земельных участков производственного назначения, что не соответствует принципу экономического обоснования налога, закрепленному в п. 3 ст. 3 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А23-3950/2010
Истец: Обнинская городская общественная организация "Детская экологическая дружина "БЭМБИ", Обнинская городская Общественная организация ДЭД Бэмби
Ответчик: МИФНС России N6 по Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1601/12