г. Киров |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А31-10238/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Овчаренко С.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2012 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Костроме и Костромскому району Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2012 по делу N А31-10238/2011, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области (ИНН: 4401074215, ОГРН: 1074401003258)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гармония"
(ИНН: 4401075089,ОГРН: 1074401004083),
о взыскании 27 235 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Гармония" (далее - Общество) о взыскании 27 235 руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2012 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Управление с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе Управление ссылается на то, что сведения персонифицированного учета за 2 полугодие 2010, первоначально представленные Обществом 26.01.2011, не приняты Управлением в связи с наличием в них ошибок, а именно: файлы содержали сведения о сумме уплаченных страховых взносов, не соответствующих сумме фактически поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд; несоответствие между начисленными и уплаченными страховыми взносами в индивидуальных сведениях и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Ссылаясь на пункт 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, Управление указывает, что страхователь в двухнедельный срок должен представить исправленные формы документов.
По мнению заявителя жалобы, непредставление в установленный двухнедельный срок исправленных форм отчетности влечет ответственность, установленную абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Управления возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свою позицию по рассматриваемому спору.
Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением было установлено, что Общество представило сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока, что было зафиксировано в акте от 14.03.2011 N 32.
12.04.2011 Управлением было принято решение N 112/11 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 27235,40 руб.
10.05.2011 в адрес Общества Управлением было направлено требование N 32 с предложением о добровольной уплате штрафа в срок до 03.06.2011, которое Обществом исполнено не было, что послужило основанием для обращения Управления за взысканием штрафа в судебном порядке.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 27.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений отдельных законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ, которым внесены изменения в Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пришел к выводу об отсутствии у Управления оснований для привлечения Общества к ответственности. При этом суд первой инстанции указал, что содержащиеся в сведениях ошибки не образуют состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) Общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений отдельных законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закона) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения в Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вступившие в силу с 1 января 2011 года, в соответствии с которыми сведения о застрахованных лицах необходимо представить не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, срок представления сведений о застрахованных лицах за второй отчетный период 2010 - не позднее 15.02.2011.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела усматривается, и было установлено судом первой инстанции, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за второе полугодие 2010 были представлены Обществом 26.01.2011 в Управление в электронном виде по системе "Контур-Экстерн"; по факту представления сведений Управление представило отрицательный протокол контроля отчетности.
Как указало в своей жалобе Управление, между ним и Обществом заключено соглашение от 06.08.2008 N 328, согласно которому стороны вправе передавать друг другу и получать документы по телекоммуникационным каналам связи, что аналогично представлению документов на бумажных носителях.
03.02.2011, 09.02.2011, 15.02.2011 и 09.03.2011 Общество вновь в электронном виде по системе "Контур-Экстерн" представляло в Управление сведения, на что вновь получило отрицательный протокол контроля отчетности.
Отрицательные протоколы контроля были направлены в адрес Общества в связи с наличием в сведениях ошибок.
14.03.2011 Общество вновь в электронном виде по системе "Контур-Экстерн" представило в Управление сведения за второй отчетный период 2010 (календарный год), на что получило протокол контроля о принятии отчетности от 14.03.2011.
В акте проверки от 14.03.2011 указано, что Обществом допущено несвоевременное представление сведений.
В решении от 12.04.2011 N 112/11 о привлечении Общества к ответственности указано, что штраф в размере 27 235,40 руб. начислен Обществу за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета со ссылкой на статью 17 Закона N 27-ФЗ.
Иных составов правонарушений в акте проверки от 14.03.2011 и в решении от 12.04.2011 не содержится.
Факт представления Обществом 26.01.2011 именно сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 полугодие 2010 года, а не каких-либо иных сведений, Управлением не отрицается.
Не отрицается Управлением также, что первоначально спорные сведения были представлены Обществом в установленный срок до 15.02.2011 (26.01.2011).
Факт поступления названных выше сведений именно 26.01.2011 Управление подтвердило также в своем письме от 08.07.2011 N 1087/10 (л.д.19).
При рассмотрении доводов Управления о нарушение Обществом двухнедельного срока представления исправленных индивидуальных сведений суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Двухнедельный срок, предоставленный Обществу для исправления ошибок в документах индивидуального (персонифицированного) учета Обществом действительно пропущен, поскольку со дня выявления допущенных ошибок (26.01.2011) до дня их полного устранения (14.03.2011) прошло более двух недель.
Между тем, Управлением не учтено, что в абзаце третьем статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения:
1) несвоевременное представление сведений,
2) представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, заключающегося в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Общество привлечено к ответственности именно за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Однако материалами дела подтверждается, и не оспаривается заявителем жалобы, что данные сведения были представлены Обществом 26.01.2011, т.е. в установленный срок (до 15.02.2011).
Представление же корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав правонарушения, вмененного Обществу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что наличие ошибок в своевременно представленных Обществом спорных сведениях не образует состава правонарушения, ответственность за который предусмотрена в абзаце 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Таким образом, у Управления не имелось оснований для привлечения Общества к ответственности за допущенное правонарушение, состав которого отражен в акте проверки от 14.03.2011, в связи с чем отказ Арбитражного суда Костромской области во взыскании штрафа в размере 27 235 руб. следует признать правомерным.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2012 по делу N А31-10238/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области (ИНН: 4401074215, ОГРН: 1074401003258) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Двухнедельный срок, предоставленный Обществу для исправления ошибок в документах индивидуального (персонифицированного) учета Обществом действительно пропущен, поскольку со дня выявления допущенных ошибок (26.01.2011) до дня их полного устранения (14.03.2011) прошло более двух недель.
Между тем, Управлением не учтено, что в абзаце третьем статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
...
Представление же корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав правонарушения, вмененного Обществу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что наличие ошибок в своевременно представленных Обществом спорных сведениях не образует состава правонарушения, ответственность за который предусмотрена в абзаце 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Таким образом, у Управления не имелось оснований для привлечения Общества к ответственности за допущенное правонарушение, состав которого отражен в акте проверки от 14.03.2011, в связи с чем отказ Арбитражного суда Костромской области во взыскании штрафа в размере 27 235 руб. следует признать правомерным."
Номер дела в первой инстанции: А31-10238/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району костромской области
Ответчик: ООО "Гармония"
Третье лицо: ООО "Гармония"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1512/12