г. Самара |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А55-19393/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от первого заявителя - Радаева А.С., доверенность от 06.09.2011 г.,
от второго заявителя - Радаева А.С., доверенность от 10.01.2012 г.,
от ответчика - Жалнин С.Н., доверенность от 21.12.2011 г.,
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры города Самары - извещен, не явился,
от ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2012 г. по делу N А55-19393/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Корпоративное содружество" (ИНН 7424024400, ОГРН 1077424000719), г. Южно-Уральск, Челябинская обл., и индивидуального предпринимателя Вьюговой Ирины Васильевны (ИНН 631815048820), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры города Самары, г. Самара,
ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Корпоративное содружество" и индивидуальный предприниматель Вьюгова Ирина Васильевна (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "Корпоративное содружество", индивидуальному предпринимателю Вьюговой Ирине Васильевне земельного участка площадью 8 683, 80 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Уральское шоссе, д. 2, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем внесения изменений в кадастровый учет земельного участка в части вида разрешенного использования с "занимаемого зданием АЗС-24 и асфальтовым покрытием" на "производственно-складскую базу", принятия решения о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "Корпоративное содружество", индивидуальному предпринимателю Вьюговой Ирине Васильевне земельного участка площадью 8 683, 80 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Уральское шоссе, д. 2 и направления проекта договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2012 г. по делу N А55-19393/2011 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявители считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц - Департамента управления имуществом г.о. Самара, МП г.о. Самара "Перспектива", Министерства культуры Самарской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителей и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.12.2009 г. в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявителями подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 8 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Уральское шоссе, 2.
Одновременно с заявлением представлен план границ земельного участка, устав общества, выписка из ЕГРЮЛ, решение о выкупе земельного участка, доверенность представителя общества, свидетельство о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, выписки из ЕГРП на объекты недвижимости, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство внесении записи в ЕГРЮЛ.
На указанном земельном участке расположено здание АЗС-24 площадью 87 кв.м. и асфальтовое покрытие площадью 8 130 кв.м., находящиеся в общей долевой собственности заявителей, доли в размере _ у каждого из заявителей., что подтверждено свидетельствами о государственной регистрацией права от 15.12.2009 г. 63-АД 315419, 63-АД 345420, от 24.12.2009 г. 63 АД 315390, 63 АД 315392.
В 2010 году в связи с производственной необходимостью здание АЗС-24 было перепрофилировано собственниками в производственно-складское здание, асфальтовое покрытие стало использоваться как склад открытого хранения. В этой связи были внесены соответствующие изменения в документы органов технической инвентаризации и Росреестра.
11.10.2010 г. заявители направили ответчику свидетельство о праве собственности на производственно-складское, информационное письмо о принадлежности земельного участка к зоне ПК2, сведения о наличии в материалах инвентарного дела документов о первоначальных собственниках с последующим переходом права, выписка из ЕГРП о переходе права на объект недвижимого имущества, технический паспорт, договор передачи имущества в собственность N 95 от 24.07.1998 г., приложение N 1 к договору, перечень передаваемого имущества, свидетельство о праве собственности на землю, сводный расчет земельного налога на 1992 год, распоряжение о преобразовании государственного предприятия "Самаранефтепродукт" в акционерное общество, постановление о регистрации АООТ "Самаранефтепродукт" N 169-п от 05.04.1994 г,, план приватизации государственного предприятия "Самаранефтепродукт", акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г., расшифровка акта оценки стоимости зданий и сооружений, заявление о выдаче доверенности для внесения изменений в кадастровый учет, кадастровый паспорт земельного участка, доверенности представителя.
05.04.2011 г. ответчик уведомил заявителей о том, что отсутствуют документы, подтверждающие информацию о красных линиях.
29.04.2011 г. заявителями направлен ответчику план границ земельного участка с каталогом координат и красными линиями, нанесенными департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара.
16.05.2011 г. ответчику направлено градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственно-складскую базу.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0406002:581, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от 06.04.2010 г.
Таким образом, с заявлением ответчику были представлены все документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития N 370.
Из материалов дела следует, что до приватизации государственного имущества собственником здания АЗС-24 и асфальтового покрытия являлось Самарское государственное предприятие по обеспечению нефтепродуктами "Самаранефтепродукт", объекты недвижимости состояли на балансе и в пользовании его подразделения Кряжское предприятие N 1 по обеспечению нефтепродуктами.
Земельный участок под вышеуказанными объектами недвижимости, площадью 0,86 га., был предоставлен Кряжскому предприятию N 1 на основании Постановления Администрации г. Самары от 17.05.1993 N 748 "О предоставлении фактически занимаемых земельных участков под АЗС Кряжскому предприятию N 1 по обеспечению нефтепродуктами".
На основании данного постановления, представителем геодезической службы Главного управления архитектуры выдан Акт N 5900 от 08.06.1993 г. об отводе границ участка по топографическим материалам и план земельного участка, который был согласован с Главным Управлением Архитектуры и градостроительства Куйбышевского горисполкома и на основании всех этих документов выдано свидетельство N 70185 от 07.07.1993 г. на право бессрочного (постоянного) пользование земельным участком.
Из материалов дела также следует, что 25.01.1994 г. Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации N 151-р принято решение о преобразовании государственного предприятия "Самаранефтепродукт" в Акционерное общество открытого типа "Самаранефтепродукт".
24.07.1998 г. между Фондом имущества Самарской области и ОАО "Самаранефтепродукт" заключен договор N 95 передачи имущества в собственность акционерного общества. При этом в правоустанавливающих документах - акте оценки и расшифровке акта оценки на 01.07.1992 г. в числе прочего имущества, переданного в собственность, числятся здание АЗС-24 и асфальтовая площадка (территория АЗС).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, выданной Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 07.05.2010 г. за N 01/053/2010-275, первоначальным собственником вышеуказанных объектов недвижимости являлось ОАО "Самаранефтепродукт", дальнейшие правообладатели: ООО "АН-ТРАНС", ООО "Евротрубпласт-Поволжье", Буяновский В. М, Вьюгова И. В. и ЗАО "Корпоративное содружество".
Данные обстоятельства подтверждаются также ответом на запрос о наличии в материалах инвентарного дела документов о первоначальных собственниках, выданным ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 29.04.2010 г. за N 08/7276.
Из материалов дела также следует, что объекты недвижимости - здание АЗС-24 площадью 87,0 кв.м. и асфальтовое покрытие площадью 8 130 кв.м. приобретены Вьюговой И. В. в 2007 году. В 2009 году Вьюгова И. В. продала 1/2 доли в указанных объектах ЗАО "Корпоративное содружество".
В 2010 году в связи с производственной необходимостью назначение здания было изменено собственниками с "здания АЗС-24" на "производственно-складское здание", что подтверждается повторно выданным 28.09.2010 г. свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АЕ 409992 и 63-АЕ 409993.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
На основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции, на основании положений пунктов 1, 5, 6, 7 статьи 36, пункта 3 статьи 33 ЗК РФ, сделал правильный вывод о том, что размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта и определен и зафиксирован в установленном порядке.
Довод ответчика о том, что на земельном участке расположены объекты, не принадлежащие заявителям, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Представленный ответчиком в материалы дела акт осмотра земельного участка от 18.11.2011 г. не может рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего наличие на испрашиваемом земельном участке каких-либо иных объектов недвижимости, не принадлежащих заявителям.
Данный акт составлен в отсутствие представителей заявителей при отсутствии доказательств об их надлежащем уведомлении о составлении акта осмотра 18.11.2011 г. в 15 час. 30 мин.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно письму Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 19.11.2007 г. на земельном участке по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Уральское шоссе, 2 расположены нежилое здание АЗС-24 площадью 87,0 кв.м. и асфальтовое покрытие лит. 1 площадью 8 130, 0 кв.м.
Из раздела В3 кадастрового паспорта земельного участка от 06.04.2010 г. следует, что на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0406002:581 расположены асфальтовое покрытие и здание АЗС-24.
Кроме того, у заявителя отсутствует обязанность для целей предоставления ему в собственность земельного участка в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации провести предварительно изменение разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, так как эта обязанность для спорных правоотношений законом не предусмотрена.
С учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, сформулированного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и получившего свое развитие в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии в собственности заявителя объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, какого-либо иного назначения и вида использования испрашиваемого земельного участка, кроме как для размещения реально расположенных на нем объектов недвижимости и для их использования, у данного участка в настоящее время нет и не может быть.
При этом несоответствие вида разрешенного использования, который указан в кадастровом паспорте, назначению законно расположенных на данном участке объекта недвижимости в виде производственно-складского здания, право на который зарегистрировано в установленном порядке, не может служить препятствием для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок, занятый этим объектом, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.02.2011 г. по делу N А49-2940/2010.
Согласно пункту 3.3. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. в случаях, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка (в том числе при принятии решения о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у заявителей), земельные участки предоставляются заявителю после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка, оформленной в установленном порядке и удостоверенной управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, а при отсутствии ранее утвержденного проекта границ земельного участка - после утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель.
Договор аренды либо договор купли-продажи земельного участка заключается после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка. Материалами дела подтверждается, что в период с 16.06.2011 г. по настоящее время ответчик не исполнил возложенную на него законом (статьей 36 ЗК РФ) обязанность, при отсутствии на то законных оснований, то есть проявило незаконное бездействие.
На основании выше изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность Закрытому акционерному обществу "Корпоративное содружество" и индивидуальному предпринимателю Вьюговой Ирине Васильевне земельного участка площадью 8 683, 80 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Уральское шоссе, д. 2, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.
Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя реализации заявителями исключительного права на выкуп земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2012 г. по делу N А55-19393/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, сформулированного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и получившего свое развитие в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии в собственности заявителя объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, какого-либо иного назначения и вида использования испрашиваемого земельного участка, кроме как для размещения реально расположенных на нем объектов недвижимости и для их использования, у данного участка в настоящее время нет и не может быть.
При этом несоответствие вида разрешенного использования, который указан в кадастровом паспорте, назначению законно расположенных на данном участке объекта недвижимости в виде производственно-складского здания, право на который зарегистрировано в установленном порядке, не может служить препятствием для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок, занятый этим объектом, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.02.2011 г. по делу N А49-2940/2010.
...
Договор аренды либо договор купли-продажи земельного участка заключается после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка. Материалами дела подтверждается, что в период с 16.06.2011 г. по настоящее время ответчик не исполнил возложенную на него законом (статьей 36 ЗК РФ) обязанность, при отсутствии на то законных оснований, то есть проявило незаконное бездействие.
На основании выше изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность Закрытому акционерному обществу "Корпоративное содружество" и индивидуальному предпринимателю Вьюговой Ирине Васильевне земельного участка площадью 8 683, 80 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Уральское шоссе, д. 2, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.
Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя реализации заявителями исключительного права на выкуп земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А55-19393/2011
Истец: ЗАО "Корпоративное содружество", ИП Вьюгова Ирина Васильевна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ФБУ "Кадастровая палата", ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области