г. Владивосток |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А51-10297/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от администрации Шкотовского муниципального района Приморского края: Артамонова Ю.А. по доверенности от 01.12.2011 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт,
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Удовиченко Андрея Алексеевича: Топчиенко Г.В. по доверенности от 06.11.2011 со специальными полномочиями, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Шкотовского муниципального района Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1898/2012
на решение от 24.01.2012
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-10297/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Удовиченко Андрея Алексеевича (ИНН 253600910050, ОГРН 310253620400014)
к администрации Шкотовского муниципального района Приморского края
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Удовиченко Андрей Алексеевич, являющийся главой фермерского хозяйства (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Шкотовского муниципального района Приморского края (далее - администрация) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 0, 80 га, распложенного в с. Стеклянуха, оформленный письмом от 04.04.2011 N 8/386, а также об обязании администрации Шкотовского муниципального района Приморского края в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка по заявлению от 03.03.2011 N 8-757.
В ходе судебного разбирательства заявитель, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уточнил площадь испрашиваемого земельного участка - 0,8 га, дополнил нормативное обоснование заявления о признании незаконным оспариваемого решения, сославшись на часть 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) и просил суд обязать администрацию рассмотреть заявление по существу в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2012 признано незаконным решение администрации Шкотовского муниципального района Приморского края об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 0,8 га, расположенного в с. Стеклянуха, выраженное в письме от 04.04.2011 N 8/386, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края рассмотреть заявление А.А. Удовиченко от 03.03.2011 N 8-757 в соответствии с порядком и сроками, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы указала на то, что земельные участки для ведения фермерского хозяйства могут быть предоставлены только из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся вне границ земель населенных пунктов, что соответствует положениям статей 77, 78, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статье 11 Закона о фермерском хозяйстве.
Указала, что оспариваемое решение органа местного самоуправления о невозможности предоставления испрашиваемого Удовиченко А.А. земельного участка не нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании 05.04.2012 представитель Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Удовиченко Андрея Алексеевича на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края счёл законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.04.2012 по рассмотрению апелляционной жалобы администрация Шкотовского муниципального района Приморского края по делу N А51-10297/2011 Арбитражного суда Приморского края Пятый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил объявить перерыв до 10.04.2012.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.06 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Удовиченко Андрей Алексеевич является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 23.07.2010 за ОГРНИП 1310253620400014, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003357322.
25.01.2008 на основании постановления главы Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края от 25.01.2008 N 2, администрация Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края заключила с Удовиченко А.А. договор N 1 аренды земельного участка общей площадью 2,15 га, расположенного по адресу: Приморский край, с. Стеклянуха, в районе кладбища, в соответствии с которым, земельный участок предоставлен для целей использования под огородничество.
Согласно справке от 21.02.2011 выданной администрацией Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края - Удовиченко А.А. имеет в аренде земельные участки площадью 0,82 га и 1,33 га, расположенные в селе Стеклянуха в районе кладбища и использует их более трех лет, основание использования - договор аренды N 1 от 25.01.2008.
03.03.2011 Удовиченко А.А. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 0,8 га в собственность для ведения фермерского хозяйства в селе Стеклянуха, Шкотовоского района.
04.04.2011 администрация письмом N 8/386 сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для запрашиваемых целей в границах земель населенных пунктов.
Посчитав, что отказ администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Удовиченко А.А. оспорил его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Вместе с тем судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено право лиц, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В таком заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 4 той же статьи орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Аналогичные требования содержат положения Закона о фермерском хозяйстве (пункт 3 статьи 12 Закона).
В своей апелляционной жалобе администрация Шкотовского муниципального района Приморского края указала на то, что зонирование территории села Стеклянуха не осуществлялось, генеральный план поселения не разработан, муниципальный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки не принят.
Согласно кадастровому плану территории от 16.09.2011 N 25/00-11-101632 земельный участок, испрашиваемый Удовиченко А.А., относится к категории земель - "земли населенных пунктов".
В силу ст.81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Пунктом 1 ст.11 данного Федерального закона предусмотрено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Поэтому апелляционный суд считает обоснованным применение в рассматриваемой ситуации положений Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предоставленные для этих целей.
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (статья 83 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела (л.д. 36 - 38), испрашиваемый Удовиченко А.А. земельный участок относится к землям поселений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности предоставления земельного участка общей площадью 0, 80 га, распложенного в с. Стеклянуха, для ведения фермерского хозяйства.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необоснованными выводы суда первой инстанции относительно того, что из приведённых в обжалуемом судебном акте положений Земельного кодекса РФ, Закона о фермерском хозяйстве и материалов дела следует, что орган местного самоуправления был обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории и выдать утверждённую схему заявителю.
Согласно пункту 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании изложенного, при изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изначально должна быть определена цель его использования, которая, впоследствии, и указывается в данной схеме.
Схема расположения земельного участка является основанием для последующей постановки данного земельного участка на государственный кадастровый учет, с внесением записи в кадастровый паспорт земельного участка о разрешенном виде его использования, соответствующим тому, который указан в схеме.
Таким образом, суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что результатом изготовления, утверждения схемы расположения земельного участка общей площадью 0, 80 га, распложенного в с. Стеклянуха, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории станет его постановка на государственный кадастровый учет с указанием вида разрешенного использования, несоответствующего требованиям ст.81 Земельного кодекса РФ, а также положениям Закона N 74-ФЗ и, как следствие, обязанность органа местного самоуправления в его предоставлении для целей, непосредственно указанных в кадастром паспорте (ст. 34 Земельного кодекса РФ).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2012, ввиду его незаконности и необоснованности, подлежит отмене, а требования Удовиченко Андрея Алексеевича, являющегося главой фермерского хозяйства, отклонению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2012 по делу N А51-10297/2011 отменить.
В удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства Удовиченко Андрея Алексеевича отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
...
Схема расположения земельного участка является основанием для последующей постановки данного земельного участка на государственный кадастровый учет, с внесением записи в кадастровый паспорт земельного участка о разрешенном виде его использования, соответствующим тому, который указан в схеме.
Таким образом, суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что результатом изготовления, утверждения схемы расположения земельного участка общей площадью 0, 80 га, распложенного в с. Стеклянуха, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории станет его постановка на государственный кадастровый учет с указанием вида разрешенного использования, несоответствующего требованиям ст.81 Земельного кодекса РФ, а также положениям Закона N 74-ФЗ и, как следствие, обязанность органа местного самоуправления в его предоставлении для целей, непосредственно указанных в кадастром паспорте (ст. 34 Земельного кодекса РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А51-10297/2011
Истец: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Удовиченко Андрей Алексеевич
Ответчик: Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края