Обязательно ли утверждение сметы доходов и расходов в части средств обязательного медицинского страхования, если действующим на территории порядком не предусмотрено зачисление этих средств в доходы бюджета, и, соответственно, они используются учреждением самостоятельно?
Целый ряд положений Бюджетного кодекса разделяет понятия доходов и расходов бюджета и доходов и расходов внебюджетных фондов. Более того, наряду с этими понятиями, используется термин "внебюджетные источники". В связи с этим, возникает вопрос о необходимости утверждения сметы доходов и расходов.
Средства обязательного медицинского страхования относятся к средствам внебюджетных фондов. Бюджетное законодательство в настоящее время, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос о том, относятся ли средства внебюджетных фондов к "бюджетным средствам". Так, например, в 143 статье БК РФ сказано, что средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. В то же время в статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям отнесены, в том числе, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральным законом "О бюджетной классификации" (ст. 2) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право производить дальнейшую детализацию классификации доходов бюджетов. Таким образом, принятие решения о включении в состав доходов местных бюджетов средств обязательного медицинского страхования остается за местными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Эти обстоятельства привели к тому, что в разных регионах России установлен различный режим использования средств обязательного медицинского страхования.
Отвечая на вопрос об утверждении сметы, обратимся к статье 161 Бюджетного кодекса. Здесь сказано, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Процедура утверждения смет доходов и расходов, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, относится к бюджетным средствам, выделенным в соответствии со сводной бюджетной росписью. Таким образом, средства, которые не отражены в соответствующем бюджете, как бы "выпадают" из процессуальных норм бюджетного законодательства. Однако при этом сказано, что в смете бюджетного учреждения должны быть отражены средства внебюджетных фондов.
В статье 158 БК РФ утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений отнесено к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. Следует отметить, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС не имеют права выполнять функции главных распорядителей, поэтому не имеют права утверждать сметы бюджетных учреждений.
Подводя итог сказанному, отметим следующее. Обязательность отражения всех доходов в смете доходов и расходов закреплена за бюджетным учреждением, поэтому учреждению необходимо иметь утвержденную смету доходов расходов в отношении всех получаемых доходов, в том числе средств обязательного медицинского страхования. Поскольку право утверждения смет предоставлено главному распорядителю, то сметы доходов и расходов следует направлять на утверждение главному распорядителю. В случае отказа (как показывает практика, такое случается), учреждение может обратиться в соответствующий финансовый орган. Самостоятельно утверждать смету доходов и расходов учреждение может, только если такое право ему предоставлено главным распорядителем и закреплено в соответствующих нормативных актах.
С.В. Гусева,
главный специалист Комитета
по здравоохранению Санкт-Петербурга
1 сентября 2007 г.
"Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru