г. Красноярск |
|
06 апреля 2012 г. |
Дело N А33-14947/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю - Коноплевой Е.Л., на основании доверенности от 29.03.2012 N 22,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 декабря 2011 года по делу N А33-14947/2011, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
сельскохозяйственное племенноводческое закрытое акционерное общество "ВЛАДИМИРОВСКОЕ" (ОГРН 1022401587295, ИНН 2427000567, далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю ( далее инспекция, ответчик), выразившихся в отражении в справке N 1466 от 09.08.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.08.2011 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 602 100 рублей 47 копеек (в том числе: на страховую часть в сумме 484 383 рублей 69 копеек, на накопительную часть в сумме 117 767 рублей 08 копеек), без указания информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением сроков взыскания и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем отражения в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности с указанием информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением сроков взыскания (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением от 31.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края.
Решением суда от 14 декабря 2011 года заявление удовлетворено частично. Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю, выразившиеся в отражении в справке N 1466 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.08.2011 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 484 383 рублей 69 копеек, на накопительную часть в сумме 117 767 рублей 08 копеек, признаны незаконными как противоречащие требованиям действующего Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на следующие доводы:
- оспариваемая справка выдана обществу в соответствии с установленной формой;
- налоговый орган не имеет права исключить из справки оспариваемую сумму задолженности, поскольку форма не предусматривает включение в данную справку информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом; действующим законодательством налоговому органу не предоставлено право самостоятельно (по своей инициативе) исключать спорную сумму из справки;
- основанием списания задолженности по пени, признанных безнадежными к взысканию, является вступивший в законную силу судебный акт; взыскание задолженности по пени в судебном порядке осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Сельскохозяйственное племенноводческое закрытое акционерное общество "ВЛАДИМИРОВСКОЕ" и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 09.02.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 10.02.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю 09.08.2011 выдана справка N 1466 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.08.2011, в которой отражены сведения о наличии задолженности сельскохозяйственного племенноводческого закрытого акционерного общества "ВЛАДИМИРОВСКОЕ" перед бюджетной системой Российской Федерации, в том числе задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд: 484 383 рубля 69 копеек на страховую часть трудовой пенсии; 117 767 рублей 08 копеек на накопительную часть трудовой пенсии.
Считая действия налогового органа по отражению в справке от 09.08.2011 N 1466 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 602 100 рублей 47 копеек без указания на утрату налоговым органом права ее взыскания в принудительном порядке незаконными, нарушающими права и законные интересы, сельскохозяйственное племенноводческое закрытое акционерное общество "ВЛАДИМИРОВСКОЕ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых действий (бездействия) государственного органа незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно Методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в справке о состоянии расчетов подлежит отражению объективная информация, соответствующая реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пени, штрафов (т.е. не только сведения о задолженности, но и указание на утрату возможности ее взыскания). Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09.
Довод налогового органа о том, что утвержденная форма не предусматривает включение в справку информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, отклоняется судом апелляционной инстанции. Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей отражение информации об утрате возможности принудительного взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов перед бюджетом.
Из материалов дела (л.д. 51-54) следует, что оспариваемая сумма пени начислена за период с 01.01.2003 по 29.12.2009.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действующей в спорный период) пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно отзыву Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 28.11.2011 (л.д. 49), письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю от 21.11.2011 N 25-57/3347дсп (л.д. 50) суммы задолженности по обязательному пенсионному страхованию (накопительная и страховая части), указанные в справке N 1466, являются частью пени, во взыскании которой отказано решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2008 по делу N А33-5228/2008, вступившим в законную силу. Указанным решением заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края о взыскании с закрытого акционерного общества "Владимировское" 1 672 744 рублей 44 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленных на недоимку за 2003-2007 годы удовлетворено частично, с общества взыскано 21 рубль 75 копеек пени по страховым взносам за период с 16.05.2007 по 01.02.2008, в удовлетворении в остальной части требований отказано в связи с недоказанностью заявителем основания обращения в суд с заявлением о взыскании пени в оставшейся сумме.
Заявителем в материалы настоящего дела также не представлены доказательства, подтверждающие основания начисления пени по страховым взносам, в том числе за оставшийся период ( с 02.02.2008 по 29.12.2009).
Поскольку реальная обязанность по уплате задолженности по пени по страховым взносам, ее размер и период образования документально не подтверждены, основания для взыскания этой задолженности уполномоченным органом отсутствуют. Таким образом, отражение указанной задолженности в справке расчетов с бюджетом осуществлено инспекцией неправомерно.
Следовательно, вопрос об истечении сроков взыскания указанной задолженности исследованию не подлежит.
Вместе с тем, довод ответчика о том, что налоговые органы не вправе взыскивать недоимку, пени и штрафы по пенсионным взносам, поскольку такими полномочиями наделены только органы Пенсионного фонда Российской Федерации, является обоснованным.
Согласно статье 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2010) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (действующего на момент выдачи справки о состоянии расчетов) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования. Статьей 60 указанного Федерального закона предусмотрен порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно). Данной статьей предусмотрено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Однако, в данном случае отсутствие у налогового органа полномочий по взысканию задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не имеет правового значения, поскольку информация о наличии задолженности, которую налоговый орган сам указал в справке от 09.08.2011 N 1466, должна быть достоверной.
Наличие в справке информации о задолженности, возможность взыскания которой не доказана, затрагивает право общества на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе, в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Кроме того, выдача справки о наличии задолженности ограничивает нормальное осуществление предпринимательской деятельности (получение кредита, субсидий, заключение сделок с контрагентами и т.д.).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности действий налогового органа по отражению в справке N 1466 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.08.2011 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 484 383 рублей 69 копеек, на накопительную часть в сумме 117 767 рублей 08 копеек и обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя в части неуказания в справке информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке в связи с истечением сроков взыскания.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 14 декабря 2011 года и удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Учитывая отказ в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю). Однако, при подаче апелляционной жалобы налоговый орган на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" декабря 2011 года по делу N А33-14947/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие в справке информации о задолженности, возможность взыскания которой не доказана, затрагивает право общества на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе, в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Кроме того, выдача справки о наличии задолженности ограничивает нормальное осуществление предпринимательской деятельности (получение кредита, субсидий, заключение сделок с контрагентами и т.д.).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности действий налогового органа по отражению в справке N 1466 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.08.2011 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 484 383 рублей 69 копеек, на накопительную часть в сумме 117 767 рублей 08 копеек и обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя в части неуказания в справке информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке в связи с истечением сроков взыскания.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 14 декабря 2011 года и удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Учитывая отказ в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю). Однако, при подаче апелляционной жалобы налоговый орган на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению."
Номер дела в первой инстанции: А33-14947/2011
Истец: Сельскохозяйственное племенноводческое ЗАО "Владимировское"
Ответчик: МИФНС России N11 по Красноярскому краю
Третье лицо: СПХ ЗАО "Владимировское", Управление Пенсионного фонда РФ в г. Назарово и Назаровского района КК, УПФР в г. Назарово и Назаровском районе