г. Тула |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А62-5475/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ИП Туркова Евгения Викторовича (214000, г. Смоленск, ОГРН 304673110600040, ИНН 672900560747) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от администрации г. Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1/2, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09 февраля 2012 года по делу N А62-5475/2011 (судья Борисова Л.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Турков Евгений Викторович (далее - ИП Турков Е.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, о признании незаконными действий администрации г. Смоленска, оформленных письмом от 10.08.2011 N 8-4319, выразившихся в отказе индивидуальному предпринимателю Туркову Евгению Викторовичу в обеспечении выбора земельного участка в г. Смоленске, в районе поселка Печерск на въезде в г. Смоленск, предполагаемой площадью 1000 кв.м, и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - магазина, обязании администрации г. Смоленска согласовать акт выбора земельного участка, согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте-плане территории, площадью 1000 кв.м в г. Смоленске, в районе поселка Печерск на въезде в г. Смоленск, разместить в средствах массовой информации сообщение о возможном предоставлении земельного участка (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.02.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, администрация г. Смоленска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Смоленской области, заявитель жалобы указывает, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, для которых градостроительные регламенты не установлены, а следовательно, обеспечить выбор земельного участка на указанной территории невозможно.
Законность и обоснованность решения от 09.02.2012 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприниматель Турков Евгений Викторович обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлениями от 12.02.2010 и от 18.03.2010 об осуществлении выбора земельного участка в Смоленской области, Смоленском районе, поселке Печерск (на въезде в г. Смоленск), предполагаемой площадью 1000 кв.м и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - магазина.
В процессе осуществления выбора земельного участка, выполнения различных требований администрации предпринимателем осуществлены согласительные процедуры - акт выбора земельного участка согласован с компетентными органами и организациями.
Актом выбора земельного участка подтверждается, что предприниматель получил согласование СОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры", Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, ОАО "Ростелеком", ОАО "Смоленскэнерго", ОАО "Смоленскоблгаз", СМУП "Горводоканал", СМУП "Смоленсктеплосеть", Смоленского городского центра связи и информации "СмоленскТелеком" - филиал ОАО "ЦентрТелеком", ФГУП "Смоленский ОРТРПЦ".
В целях обеспечения согласования акта выбора земельного участка для строительства магазина в Смоленской области, Смоленском районе, поселке Печерск (на въезде в Смоленск), заявителем по требованию Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области были представлены Технико-экономическое обоснование проекта строительства, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора.
ИП Турков Е.В. обратился в администрацию г. Смоленска с заявлением о согласовании акта выбора вышеуказанного земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории с приложением необходимых документов.
В ответ на обращение предпринимателя администрация г. Смоленска письмом N 8-4219 от 10.08.2011 сообщила о невозможности рассмотрения вопроса об осуществлении выбора земельного участка по адресу: Смоленская область, Смоленский район, поселок Печерск, для размещения магазина, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, для которых градостроительные регламенты не установлены. Кроме того, согласно Генеральному плану города Смоленска, утвержденному решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 N 260, данный земельный участок также расположен в зоне размещения магистральных автомобильных дорог. При этом администрация указала, что в 2011 году предполагает разработать режимы землепользования и застройки земельных участков, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом действие градостроительных регламентов не распространяется и для которых градостроительные регламенты не установлены. Рассмотрение вопроса об осуществлении выбора земельного участка в Смоленской области, Смоленском районе, поселок Печерск, для размещения магазина будет возможно после разработки вышеуказанных регламентов.
Не согласившись с действиями администрации, выразившимися в отказе в осуществлении процедуры выбора земельного участка в Смоленской области, Смоленском районе, поселок Печерск (на въезде в Смоленск), ИП Турков Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются: подлинник (для предъявления) и копия (для приобщения к делу) документа, удостоверяющего личность заявителя, а при представлении документов представителем заявителя - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя; выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП, выданная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не более чем за тридцать календарных дней до даты подачи заявления; технико-экономическое обоснование проекта строительства; иные документы, требование к представлению которых установлено законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Таким образом, в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Материалами дела подтверждается соответствие заявки предпринимателя нормам действующего законодательства.
Отказывая в рассмотрении вопроса об осуществлении выбора земельного участка по адресу: Смоленская область, Смоленский район, поселок Печерск, для размещения магазина, администрация указала, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, для которых градостроительные регламенты не установлены.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает ограничение оборотоспособности земельных участков на территориях общего пользования, исключая возможность их приватизации, но не запрещая сдавать в аренду участки общего пользования.
В соответствии со статьей 6 Правил землепользования и застройки города Смоленска в отношении земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, режим землепользования и застройки определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Смоленска, издаваемыми в соответствии с федеральными законами и вышеуказанными Правилами.
Согласно указанной норме в пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может допускаться (при соблюдении запретов федеральных законов на приватизацию земельных участков на территориях общего пользования и без отчуждения земельных участков территорий общего пользования, включая территории улично-дорожной сети, в частную собственность) размещение объектов капитального строительства в соответствии с требованиями федерального законодательства.
При этом в границах полос отвода автомобильных дорог г. Смоленска могут находиться только элементы обустройства дорог, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, а также объекты дородного сервиса.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В Рекомендациях по разработке отраслевых нормативов финансовых затрат на предоставление платных услуг, осуществляемых организациями дорожного хозяйства, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 15.09.2003 N ОС-804-р, указывается, что к объектам дорожного сервиса относятся, помимо прочего, предприятия торговли, предназначенные для удовлетворения повседневного спроса пассажиров и водителей, проезжающих по дороге, в предметах личной гигиены, туристических принадлежностях, сувенирах, фасованных пищевых продуктах и т.п.
В силу п. 1 ст. 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В частности, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Как следует из материалов дела, владельцем автомобильной дороги - Смоленским областным государственным казенным учреждением "Управление областных автомобильных дорог" заключен с ИП Турковым Е.В. договор N 02о-ту/2012 от 26.01.2012, по условиям которого учреждение выдает технические условия на размещение комплекса дорожного сервиса вдоль автомобильной дороги "Подъезд к г. Смоленск (через Печерск) II технической категории на км 2+200 слева в Смоленском районе Смоленской области", а индивидуальный предприниматель производит строительство и дальнейшее содержание объекта в соответствии с условиями настоящего договора и выданными техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.
Кроме того, стороны предусмотрели согласование проектной документации, выбор подрядной организации на ведение дорожно-строительных работ с СОГКУ "Смоленскавтодор", соблюдение технических условий к размещению и функционированию объекта, установленных учреждением.
Из Технико-экономического обоснования строительства магазина видно, что предпринимателем соблюдены требования отступа от осей основных автодорог, устанавливающие размер постоянной полосы отвода автомобильной дороги, изложенные в письме Смоленского областного ГУ "Управление областных автомобильных дорог" от 17.12.2009 N 1566.
Таким образом, отказ администрации в рассмотрении вопроса об осуществлении выбора земельного участка по адресу: Смоленская область, Смоленский район, поселок Печерск, для размещения магазина является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, для которых градостроительные регламенты не установлены, а следовательно, обеспечить выбор земельного участка на указанной территории невозможно, является несостоятельным, поскольку прямой запрет на размещение объекта в границах территорий общего пользования вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, необходимо отметить, что доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09 февраля 2012 года по делу N А62-5475/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
...
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В Рекомендациях по разработке отраслевых нормативов финансовых затрат на предоставление платных услуг, осуществляемых организациями дорожного хозяйства, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 15.09.2003 N ОС-804-р, указывается, что к объектам дорожного сервиса относятся, помимо прочего, предприятия торговли, предназначенные для удовлетворения повседневного спроса пассажиров и водителей, проезжающих по дороге, в предметах личной гигиены, туристических принадлежностях, сувенирах, фасованных пищевых продуктах и т.п.
В силу п. 1 ст. 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов."
Номер дела в первой инстанции: А62-5475/2011
Истец: ИП Турков Евгений Викторович
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1436/12