г. Москва |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А41-6669/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от истца ЗАО "Уваровский леспромхоз" - Селин М.Е. - представитель по доверенности от 02 ноября 2011 года,
от ответчика Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве - Фролова А.А. - представитель по доверенности N 10/9463 от 27 декабря 2011 года,
от ответчика Администрации Можайского муниципального района Московской области - Булаев А.В. - представитель по доверенности N 2438 от 14 декабря 2011 года,
представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис" в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Уваровский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2011 года по делу N А41-6669/11, принятое судьей Сергеевым Г.А., по иску Закрытого акционерного общества "Уваровский леспромхоз" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москве, Администрации Можайского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, с участием третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис",
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Уваровский леспромхоз" (далее по тексту - ЗАО "Уваровский леспромхоз"), обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, Администрации Можайского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка площадью 126 987 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка в точках координат,
- о признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка, с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис" (далее по тексту - ООО "Трансвей Сервис".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2011 года в удовлетворении иска ЗАО "Уваровский леспромхоз" отказано (л.д. 109-112 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 120-124 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования ЗАО "Уваровский леспромхоз" - удовлетворить.
Представители ответчиков Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, Администрации Можайского муниципального района Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05 ноября 1992 года Главой Администрации поселка Уваровка Можайского района было издано постановление N 92, которым в целях реализации прав граждан на приобретение в собственность земельных участков, с учетом постановления Главы Администрации Московской области N 67 от 02 марта 1992 года, Уваровскому леспромхозу предоставлен в собственность земельный участок площадью 174321 кв.м.
На основании указанного постановления Уваровскому леспромхозу выдано свидетельство о праве собственности N 195 от 03 декабря 1992 года, в котором указано, что Уваровскому леспромхозу на основании решения Уваровского поселкового Совета от 5 октября 1992 года принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 174321 кв.м. (т. 1 л.д. 48).
Согласно Уставу ЗАО "Уваровский леспромхоз", утвержденному общим собранием акционеров (протокол от 18 мая 2002 г..) ЗАО "Уваровский леспромхоз" создано путем преобразования арендного предприятия "Уваровский леспромхоз" и является его правопреемником (т. 1 л.д. 15-38).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 5018/209/09-612 от 03 июня 2009 года земельный участок, расположенный в Можайском районе, Московской области, р.п. Уваровка, площадью 174321 кв.м., поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N 50:18:0020202:43. Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1 л.д. 47).
19 апреля 2010 года между ЗАО "Уваровский леспромхоз" и Государственным унитарным предприятием Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" был заключен договор на выполнение кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва с заявлением о согласовании границ земельного участка площадью 126987 кв.м., с кадастровым номером N 50:18:0020202:43.
18 августа 2010 года письмом N 303/4243 Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва отказало ЗАО "Уваровский леспромхоз" в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 указав, что площадь земельного участка накладывается на земли лесного фонда в квартале N 105 выдел 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского лесничества (т. 1 л.д. 11-14).
В связи с изложенными обстоятельствами, ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в арбитражный суд с иском об установлении границ земельного участка площадью 126 987 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка в точках координат, признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка, с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иск заявлен на основании ст.ст. 12, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца подтвердил, что требования заявлены, в том числе, и на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Исходя из положений вышеназванной нормы Закона лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательской давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет; владение имуществом как своим собственным; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 ноября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В силу пункта 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. В этой связи течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01 июля 1990 года. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 площадью 174321 кв.м. имеет разрешенное использование: под производственные и административные здания и сооружения. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На земельном участке находится недвижимое имущество подкрановые пути, принадлежащее ЗАО "Уваровский леспромхоз" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 362109 от 09 сентября 2011 года л.д.86).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Таким образом, истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке. Поэтому право собственности на земельный участок может быть им приобретено по основаниям, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ООО "Трансвэй Сервис" также имеет в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 (Свидетельства о государственной регистрации права собственности т.1 л.д. 104-114) и вправе обратиться в порядке, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса РФ с заявлением о приобретении в собственность части земельного
участка, необходимого для использования собственником (третьим лицом) объектов недвижимого имущества.
В рамках настоящего дела истец не оспаривает законность решений, действий (бездействия) Администрации Можайского муниципального района Московской области и не просит в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обязать ответчика предоставить в собственность истца земельный участок по основаниям, предусмотренным статьей 35 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом исковые требования о признании за ним права собственности в силу приобретательной давности, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и не подлежат удовлетворению, так как из материалов дела следует, что у истца имеются иные правовые основания для предъявления иска о признании права собственности.
Кроме того, согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы определены в установленном порядке. Это касается и способности земельного участка быть объектом права собственности, права аренды и других прав на землю.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 не установлены.
Истцом предъявлено требование об установлении границ земельного участка площадью 126 987 кв.м., хотя постановлением Главы Администрации пос. Уваровка Можайского района N 92 истцу выделен земельный участок площадью 174 321 кв.м.
Доказательств, что спорный земельный участок является частью земельного участка, предоставленного истцу в 1992 году, ЗАО "Уваровский леспромхоз" не предоставлено.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии
со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года границы участков лесного фонда и лесхозов определяются при лесоустройстве. В ходе лесоустройства выполняется, в том числе, специальное картографирование лесного фонда.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со статьями 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 2-3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу положений статей 3, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 ода N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в данном случае определены, что подтверждается планом лесного участка с номером государственного учета в лесном реестре 1307-2011-09 и справкой филиала ФГУП (Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 26 июля 2010 года N 133/1400.
Поскольку при площади по фактическому использованию 12,6987 га площадь земельного участка (а именно 12,4491 га) накладывается на земли лесного фонда в квартале N 105 Колоцкого участкового лесничества Бородинского лесничества ФГУ "Мособллес" Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва отказало истцу в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого заявителем в собственность.
В границах, указанных в межевом плане (фрагмент которого представлен в материалы дела (т. 1 л.д. 43-45)), земельный участок налагается на земли лесного фонда на площади 12,4491га.
Следовательно, в установлении границ земельного участка площадью 12,6987га, указанных в представленном истцом фрагменте межевого плана, правомерно отказано судом первой инстанции.
К апелляционной жалобе истец приложил копию иного межевого плана, изготовленного после вынесения судебного акта 08 декабря 2011 года.
Данный межевой план не может быть предметом исследования в апелляционном суде, так как не предоставлялся в суд первой инстанции (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36).
Суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку границы спорного земельного участка не определены, он не может являться объектом земельных отношений. При этом границы земель лесного фонда установлены в установленном законом порядке и накладываются на участок площадью 12, 4491 га.
Данное обстоятельство является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности истца на земельный участок
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе ЗАО "Уваровский леспромхоз" в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2011 года по делу N А41-6669/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 2-3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу положений статей 3, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 ода N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в данном случае определены, что подтверждается планом лесного участка с номером государственного учета в лесном реестре 1307-2011-09 и справкой филиала ФГУП (Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 26 июля 2010 года N 133/1400."
Номер дела в первой инстанции: А41-6669/2011
Истец: ЗАО "Уваровский леспромхоз"
Ответчик: Администрация Можайского района, Управление лесного хозяйства по г. Москве и МО, Управление лесного хозяйства по г. Москве и Московской области
Третье лицо: Администрация Можайского муниципального района Московской области, ООО "Трансвэй Сервис", Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО, ФГУ "Кадастровая палата по Московской области"