г. Вологда |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А66-7962/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии Главы крестьянского фермерского хозяйства Гинзбург Татьяны Изольдовны, ее представителя Мищенко Ю.В. по доверенности от 24.01.2012 серии 78АА N 1758135,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Гинзбург Татьяны Изольдовны на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 ноября 2011 года по делу N А66-7962/2011 (судья Голубева Л.Ю.),
установил
Глава крестьянского фермерского хозяйства Гинзбург Татьяна Изольдовна обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Будовского сельского поселения (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 16.05.2011 N 11.
Решением суда от 08 ноября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Гинзбург Т.И. в апелляционной жалобе и в судебном заседании просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что действующее законодательство допускает изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на вид "для ведения фермерского хозяйства", поскольку ведение такого хозяйства соответствует целям использования земель сельскохозяйственного назначения. Не согласна с выводом суда о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, возможно только после изменение категории земель в составе которых данные участки находятся. Также полагает неправомерным применение к спорным правоотношениям градостроительного законодательства, указывая на то, что полномочия по изменению разрешенного вида использования земельных участков из состава земель категории сельскохозяйственного назначения находится именно в компетенции органа местного самоуправления, то есть администрации Будовского сельского поселения Торжокского района Тверской области.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 67 000 кв. м с кадастровым номером 69:33:000011:0219, расположенный по адресу: Тверская область, Торжокский район, Будовское сельское поселение, в 1 км от д. Боровое по направлению на юг, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Гинзбург Т.И. 08.07.2010 обратилась в администрацию Торжокского района Тверской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Постановлением от 16.05.2011 N 11 Главой администрации Будовского сельского поселения в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано.
Гинзбург Т.И., полагая, что названное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в их числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8).
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 1 статьи 7 этого же Кодекса определены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
В соответствии со статьей 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В муниципальном образовании "Будовское сельское поселение" не приняты правила землепользования и застройки.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также закреплено, что на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
На основании вышеприведенных норм вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность главы местной администрации изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В рассматриваемом случае оспариваемое постановление Администрацией вынесено по результатам публичных слушаний, проведенных на основании решения Совета депутатов Будовского сельского поселения от 18.04.2011 N 46.
В ходе состоявшихся 13.05.2011 публичных слушаний признано нецелесообразным изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка.
До проведения публичных слушаний заявление Гинзбург Т.И. и соответствующие документы в соответствии с заключенным на основании распоряжения администрации Тверской области от 27.03.2009 N 203-ра "О действиях органов местного самоуправления при принятии решений об изменении вода разрешенного использования земельных участков" между администрацией Торжокского района и администрацией Тверской области 12.01.2011 соглашением о взаимодействии при принятии решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения направлены в администрацию Тверской области для согласования, которая в письме от 30.07.2010 N 1089/01-4 также сообщила о нецелесообразности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
При вынесении оспариваемого постановления учтено отрицательное мнение жителей д. Боровое по вопросу перевода земельного участка, изложенное в обращении в орган местного самоуправления и Губернатору Тверской области.
С учетом изложенного ответчик правомерно отказал в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, Гинзбург Т.А. может использовать спорный земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без изменения вида разрешенного использования этого земельного участка для сельскохозяйственных целей (выращивание аптечной ромашки, кедров, съедобных грибов)
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Тверской области обоснованно не усмотрел нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым постановлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 ноября 2011 года по делу N А66-7962/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Гинзбург Татьяны Изольдовны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
...
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также закреплено, что на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество."
Номер дела в первой инстанции: А66-7962/2011
Истец: Глава фермерского хозяйства Гинзбург Татьяна Изольдовна
Ответчик: Администрация Будовского сельского поселения
Третье лицо: Департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области