город Омск |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А46-13584/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-169/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2011 по делу N А46-13584/2011 (судья Глазков О.В.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области
к Муниципальному образовательному учреждению "Оконешниковская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области (ОГРН 1085515000434, ИНН 5527007674)
о взыскании финансовых санкций в сумме 138 929 руб. 50 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области, орган Пенсионного фонда РФ, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Омской области о взыскании с Муниципального образовательного учреждения "Оконешниковская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области (далее - МОУ "Оконешниковская СОШ", Учреждение, заинтересованное лицо) штрафа в сумме 138 929 руб. 50 коп., начисленного за не представление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.11.2011 заявленное органом Пенсионного фонда РФ требование удовлетворено частично, а именно: с Учреждения взыскан штраф в сумме 1 389 руб. 29 коп. за не представление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Однако, несмотря на указанное, учел наличие смягчающих обстоятельств и снизил размер взыскиваемого штрафа.
Не согласившись с указанным судебным актом, орган Пенсионного фонда РФ обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2011 по делу N А46-13584/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области указало на то, что снижение штрафа является необоснованным.
До судебного заседания от органа Пенсионного фонда РФ поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском райне Омской области была проведена проверка своевременности представления МОУ "Оконешниковская СОШ" сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании N 16 от 16.03.2011, в котором зафиксирован факт несвоевременности представления сведений в установленные сроки (л.д. 10).
На основании указанного акта орган Пенсионного фонда РФ вынес решение N 16 от 15.04.2011 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки сведений за второе полугодие 2010 года (сведения сданы 24.03.2011), (л.д.13).
ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области в адрес МОУ "Оконешниковская СОШ" было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа N 16 от 19.05.2011, которым предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 10.06.2011 (л.д. 14-15).
Поскольку добровольно штраф уплачен не был, ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявленным требованием.
29.11.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое органом Пенсионного фонда РФ в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Указанную выше информацию страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные данным пунктом сведения (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, N 16 от 16.03.2011 заинтересованным лицом индивидуальные сведения за второе полугодие 2010 года по установленной форме были представлены в орган пенсионного фонда 24.03.2011, то есть с нарушением срока, установленного Федеральным законом N 27-ФЗ.
В силу части 3 статьи 17 указанного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сумма причитающихся к уплате платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период составила в общей сумме 1 389 295 руб., следовательно, сумма штрафа составляет 138 929 руб. 50 коп.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным Законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В данном случае из решения органа Пенсионного фонда РФ не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность ответчика за совершение правонарушения.
По результатам проверки к ответчику применена финансовая санкция в виде штрафа в размере 138 929 руб. 50 коп.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, установив в порядке статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, меру ответственности за совершение вышеназванного правонарушения, правомерно определил в качестве смягчающих обстоятельств тяжелое материальное положение Учреждения, обусловленное финансированием из бюджета, а также принял во внимание формальный характер состава правонарушения, и принцип соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда РФ), справедливо и обоснованно произвел снижение размера финансовых санкций до 1 389 руб. 29 коп.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как орган Пенсионного фонда РФ, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2011 по делу N А46-13584/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным Законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
...
По результатам проверки к ответчику применена финансовая санкция в виде штрафа в размере 138 929 руб. 50 коп.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, установив в порядке статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, меру ответственности за совершение вышеназванного правонарушения, правомерно определил в качестве смягчающих обстоятельств тяжелое материальное положение Учреждения, обусловленное финансированием из бюджета, а также принял во внимание формальный характер состава правонарушения, и принцип соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда РФ), справедливо и обоснованно произвел снижение размера финансовых санкций до 1 389 руб. 29 коп."
Номер дела в первой инстанции: А46-13584/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области
Ответчик: МОУ "Оконешниковская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-169/12
20.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-169/2012
24.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-169/12
16.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-169/12
29.11.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13584/11