г. Чита |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А19-13522/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горловой О.О., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнеилимского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2012 года по делу N А19-13522/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ОГРН 1063847018201, ИНН 3834011615, адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Коршуновский, ул. Зои Космодемьянской, д.3, кв.1) к Администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301, адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, дом 20) о взыскании 648 231 руб.,
(суд первой инстанции: Ибрагимова С.Ю.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ОГРН 1063847018201, ИНН 3834011615, адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Коршуновский, ул. Зои Космодемьянской, д.3, кв.1) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301, адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, дом 20) о взыскании 648 231 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к тому, что полномочия по регулированию тарифов на услуги водоотведения и очистку сточных вод должны быть возложены на органы местного самоуправления муниципального образования, а именно, на администрацию Коршуновского сельского поселения Нижнеилимского района. Поскольку установление тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Комфорт" для населения поселка Коршуновский, является полномочием Коршуновского сельского поселения, следовательно, передавая эти полномочия, поселение в соответствии с частью 4 статьи 15 ФЗ РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 (в редакции изменений и дополнений) должно передавать субвенции под выполнение этих полномочий. В бюджете Коршуновского сельского поселения на компенсацию выпадающих доводов по водоотведению для ООО "Комфорт" средства не предусмотрены, субвенция не передавалась.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что распоряжением Мэра Нижнеилимского муниципального района от 04.07.2007 N 963 Обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт" было передано муниципальное имущество по договору аренды от 01.07.2007 N 276 с целевым использованием Объекта: обслуживание населения поселка Коршуновский.
17.11.2008 между Администрацией Нижнеилимского муниципального района и Администрацией Коршуновского сельского поселения было заключено соглашение N 299 о передаче отдельных полномочий Коршуновского муниципального образования по решению вопросов местного значения. Пунктом 9 указанного соглашения предусмотрена передача полномочий в Администрацию Нижнеилимского муниципального района по восстановлению тарифов на товары и услуги, предоставляемые организациями коммунального комплекса в том числе, на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
С 01.01.2009 года постановлением Мэра Нижнеилимского муниципального района от 01.11.2008 N 630 для ООО "Комфорт" были установлены и введены в действие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, постановлением Мэра Нижнеилимского муниципального района от 14.11.2008 N 677 "О внесении изменений в Постановление Мэра района от 01.11.2008 N 630 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод оказываемые ООО "Комфорт" в п. Коршуновский", были внесены изменения в Постановление N 630, установлены и введены в действие с 01.01.2009 на срок не менее одного года тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод, оказываемые ООО "Комфорт" в п. Коршуновский в следующих размерах:
Тарифы на услуги водоотведения для населения 15,12 руб./куб.м., для прочих и бюджетных потребителей 24,02 руб./куб. м.
В пункте 2 указанного Постановления было установлено - считать экономически обоснованный средне-отпускной тариф на услуги водоотведения 31,42 руб./куб. м.
Тарифы на услуги по централизованному водоснабжению были установлены для всех групп потребителей - 8,90 руб./куб. м. В пункте 5 постановления установлено - считать экономически обоснованный средне-отпускной тариф на услуги централизованного водоснабжения - 10,36 руб./куб. м.
Истец обратился в Отдел социально-экономического развития администрации Нижнеилимского района, который произвел расчет суммы выпадающих доходов на предоставление услуги по водоснабжению и водоотведению для населения п.Коршуновский, а Мэром Нижнеилимского муниципального района и финансовым управлением был утвержден расчет суммы выпадающих доходов, который составил по водоснабжению - 39 195 руб., по водоотведению - 549 140 руб. Итого - 588 336 руб.
В связи с тем, что при расчете суммы выпадающих доходов отделом социально-экономического развития количество потребителей коммунальных услуг по населению п.Коршуновский принималось усредненно в количестве 658 человек, а фактические изменения происходили ежемесячно, начисления коммунальных услуг бухгалтерией производилось на основании данных паспортного стола и сумма выпадающих доходов составила:
- по водоснабжению - 53 289 руб.
- по водоотведению - 594 941 руб. Всего 648 231 руб.
В результате разницы между установленными тарифами и фактическими затратами на основании экономически обоснованного средне-отпускного тарифа на предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению населению в п. Коршуновский ООО "Комфорт" понесло убытки в сумме 648 231 руб., которые истец просит взыскать в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации", суд первой инстанции исходя из доказанности размера убытков в виде неполучения доходов от услуг по водоотведению в связи с установлением органом местного самоуправления муниципального района "льготных тарифов" для населения и наличия в связи с этим у муниципального района обязанности по их возмещению, удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда в силу следующего.
Доводы апелляционной жалобы, по существу сводящиеся к отсутствию у ответчика обязанности по возмещению убытков в виде выпадающих доходов образовавшихся у ООО "Комфорт", были предметом рассмотрения суда первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, понесенных в результате государственного регулирования цен (предоставления населению льготного тарифа на водопотребление), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Материалами дела установлено, что на основании соглашения N 299, тарифы были установлены постановлениями Мэра Нижнеилимского района.
Пунктом 6 постановления Мэра Нижнеилимского района от 01.11.2008 N 630 и пунктом 7 постановления Мэра Нижнеилимского района от 14.11.2008 677 определен источник финансирования, который осуществляется в установленном порядке за счет средств местного бюджета, а также за счет бюджетных средств, предоставляемых в рамках межбюджетных трансферов на компенсацию выпадающих доходов организаций, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод.
Таким образом, учитывая, что соглашением от 17.11.2008 N 299 ответчик принял на себя вопросы по регулированию тарифов по водоснабжению и водоотведению, вопрос о порядке компенсации разницы в тарифе определен Постановлениями Мэра Нижнеилимского района N 630 и N 677, следовательно, выпадающие доходы являются расходными обязательствами Нижнеилимского муниципального района. И тот факт, что ответчик не предусмотрел в бюджет денежные средства в сумме 648 231 руб., не являются основанием для освобождения ответчика от ответственности.
Кроме того, указанными выше постановлениями установлено, что компенсация выпадающих доходов ООО "Комфорт" п. Коршуновский, осуществляется в установленном порядке за счет средств местного бюджета, а также за счет бюджетных средств, предоставляемых в рамках межбюджетных трансферов на компенсацию выпадающих доходов организации оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод (пункт 6 и 7 соответственно) и осуществление контроля за исполнение.
Следовательно, Администрация Нижнеилимского муниципального района издавая данные постановления и устанавливая тарифы должна была определить объем финансовых средств для компенсации межтарифной разницы и предусмотреть данные средства в бюджете МО "Нижнеилимский район".
При таких обстоятельствах, довод заявителя о возможности компенсации выпадающих доходов только за счет средств бюджета администрации поселения, на территории которого работает общество, подлежит отклонению.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность органа местного самоуправления за действия (бездействие) этого органа, предусмотренная статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) органа местного самоуправления, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Исследовав и оценив, представленные доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, на которых истец основывал требование, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требуемые обществом убытки связаны с бездействием муниципального района.
Размер выпадающих доходов истцом определен исходя из представленных обществом фактических затрат, справок о начислении коммунальных услуг населению п. Коршуновский в части статей водоснабжения и водоотведения за 2009 год по фактическому количеству проживающих человек, справок о численности проживающих и движении населения в благоустроенном жилом фонде за 2009 год в п. Коршуновский.
Истец оказывал услуги на основании принятых Администрацией Нижнеилимского муниципального района постановлений, которому были делегированы полномочия по установлению тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Ответчик, представленный истцом расчет суммы выпадающих доходов за реализованные населению услуги, не опроверг надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что требования истца о взыскании 648 231 руб. убытков, заявлены обоснованно.
Расходы по уплате государственной пошлины, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом правомерно отнесены на ответчика.
Таким образом, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Доводы заявителя подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2012 года по делу N А19-13522/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, понесенных в результате государственного регулирования цен (предоставления населению льготного тарифа на водопотребление), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
...
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность органа местного самоуправления за действия (бездействие) этого органа, предусмотренная статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) органа местного самоуправления, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями."
Номер дела в первой инстанции: А19-13522/2011
Истец: Общество с ограниченной ответственностью Комфорт "
Ответчик: Муниципальное образование "Нижнеилимский район" Иркутской области