г. Ессентуки |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А63-6156/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу
ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 7
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.01.2012
по делу N А63-6156/2011 (судья Филатов В.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Калатай Р.И. (ОГРНИП 305264709400032, г. Лермонтов, ул. Комсомольская, 3 кв. 2)
к ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1022601948665, г. Ставрополь, ул. 8 Марта, 3, 1), филиал N 7
об оспаривании действий
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Калатай Р.И. (паспорт), Геворкян Р.С. (адвокатский ордер от 30.03.2012 N 107808)
от ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Брагина Н.В. (доверенность от 25.11.2011),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калатай Раиса Ивановна (далее -предприниматель) обратилась в арбитражный суд к государственному учреждению -Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 7 (далее - фонд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий фонда, выразившихся в отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 76067 рублей 16 копеек, взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда.
Решением суда от 26.01.2012 требования предпринимателя удовлетворены частично. Отказано в части удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Фонд обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил отменить решение в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт. Фонд указывает на то, что при камеральной проверке выявлено несоответствие записей в трудовой книжке, трудовых договорах и должностных инструкциях Калатай Т.О. Трудовой договор от 18.06.2010 составлен без расторжения трудового договора от 01.04.2008 и увольнения работника. Заработная плата систематически повышалась только Калатай Т.О. непосредственно перед наступлением страхового случая.
В отзыве предприниматель не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, предпринимателем 19.05.2005 по основному месту работы, согласно приказу от 18.05.2005 N 7, была принята ее дочь - Калатай Татьяна Олеговна на должность администратора (с должностным окладом в сумме 15000 руб.) в магазин "Легион", расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Коста Хетагурова, 33, о чем была внесена запись в трудовую книжку серии АТ-VII N 7282476.
Должностной оклад Калатай Т.О., согласно трудовому договору от 18.06.2010, увеличен в два раза и составил 30 000 руб.
В соответствии с листками нетрудоспособности серия ВЭ N 4503666 и N 46630902 с 24.09.2010 по 27.02.2011 Калатай Т.О. была освобождена от работы по причине отпуска по беременности и родам и ей назначено пособие по беременности и родам в размере 100 % за 156 календарных дней (за период с 24.09.2011 по 27.02.2011) в сумме 150244 руб. 48 коп.
По заявлению Калатай Т.О. в соответствии с частью 1 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ей было выплачено предпринимателем, как страхователем, единовременное пособие по рождению ребенка в сумме 10988 руб. 85 коп.
Приказом предпринимателя от 25.02.2011 N 1 Калатай Т.О. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 27.02.2011 по 25.05.2013.
18.04.2011 предприниматель обратился в фонд с заявлением о выделении денежных средств в сумме 161233 руб. 33 коп., выплаченных в качестве пособия по беременности и родам за период с 24.09.2010 по 27.02.2011 на основании листков нетрудоспособности серии ВЭ N 4503666 и серии ВЭ N 4663092 администратору Калатай Т.О.
На основании заявления предпринимателя от 18.04.2011 фондом проведена камеральная проверка обоснованности расходования указанных средств. По результатам проверки составлен акт от 18.04.2011 N 609осс, которым предлагалось возместить предпринимателю денежные средства с учетом начисленных страховых взносов по данным страхователя 85166 руб. 17 коп. и отказать в выделении остальных средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 76067 руб. 16 коп.
Основанием для отказа явилось то, что предпринимателем преднамеренно заключен новый трудовой договор и увеличена в два раза оплата труда с целью получения завышенной суммы пособия по беременности и родам, а в дальнейшем и ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что данные выводы фонда являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются субъекты обязательного социального страхования, к числу которых согласно части 2 названной статьи относятся, в том числе, и страхователи (работодатели).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением. Отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101, установлено, что расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Условия и порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81- ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Статья 4 указанного Федерального закона устанавливает, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам. Право на пособие по беременности и родам в соответствии со статьей 6 Закона N 81 - ФЗ имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
Пособие по беременности и родам согласно статье 8 Закона N 81-ФЗ женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Основанием для начисления пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.
Единые требования к проведению Фондом социального страхования Российской Федерации камеральных проверок страхователей, оформлению и реализации результатов этих проверок закреплены в Методических указаниях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования от 21.05.2008 г. N 110 (далее - методические указания).
В соответствии с пунктом 2 методических указаний камеральная проверка проводится по месту нахождения отделения (филиала отделения) фонда путем проверки представленной страхователями отчетности, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования.
Согласно пункту 3 методических указаний при обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов. Пункт 5 методических указаний устанавливает, что камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию.
В пункте 6 методических указаний установлено, что в случае выявления при проведении камеральной проверки нарушений страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или отделение (филиал отделения) фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя.
В соответствии с пунктом 9 методических указаний, при проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам фонда, копиями платежных документов, подтверждающих уплату за проверяемый период соответствующих платежей в фонд, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 36 методических указаний по результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя, при условии представления страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств фонда, отделение (филиал отделения) фонда выделяет на основании решения страхователю средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что увеличение заработной платы администратору Калатай Т.О. было вызвано тем, что помимо обязанностей администратора она с июня 2010 года и по день ухода в декрет полностью выполняла функции индивидуального предпринимателя Калатай Р.И., которая вынуждена была в этот период ухаживать за тяжело больным мужем Калатай О.П., находившемся на стационарном лечении в неврологическом отделении ФГУЗ "КБ N 101" г. Лермонтова по поводу острого нарушения мозгового кровообращения, правосторонний геминарез и последствий острого нарушения мозгового кровообращения по ишемическому типу, умершем 14.09.2011.
Данные факты подтверждаются объяснениями предпринимателя, свидетеля Калатай Т.О., медицинскими справками ФГУЗ "КБ N 101" г. Лермонтова и копией свидетельства о смерти II-ДН N 654375 от 15.09.2011.
Выполняемые администратором Калатай Т.О. обязанности соответствовали ее образовательному уровню - специальности бухгалтера по учету, контролю и анализу хозяйственной деятельности, экономиста-менеджера и юриста согласно копиям дипломов А N 340259 от 12.07.1995 Лермонтовского многопрофильного колледжа N 53, БВС N 0850286 от 08.07.200, ИВС N 023246 от 02.07.2003 Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического факультета.
Из справки результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя усматривается, что за период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2010 по 31.12.2010 валовая прибыль составила 2323554 руб. 23 коп., расходы составили 630356 руб. 11 коп.
Таким образом, чистая прибыль предпринимателя в сумме 1693198 руб. позволяла ему иметь должность администратора с окладом 30000 руб. в месяц.
Суду не представлены какие-либо доказательства, позволяющие сделать вывод, что Калатай Т.О. не осуществляла деятельность по выполнению обязанностей администратора в период ухода предпринимателем Калатай Р.И. за больным мужем. Фондом не опровергнуты доводы предпринимателя о необходимости привлечения Калатай Т.О. к трудовой деятельности в период, когда сам предприниматель Калатай Р.И. по уважительным причинам в полной мере не мог выполнять административную работу. Так же не доказана очевидная несоразмерность денежного вознаграждения Калатай Т.О. за выполняемую работу.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что действия фонда, выразившиеся в отказе в возмещении предпринимателю расходов по социальному страхованию, нарушают права предпринимателя и являются незаконными.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела, не подтверждается, что расходы на социальное страхование были произведены предпринимателем с нарушением законодательства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При рассмотрении дела судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.01.2012 по делу N А63-6156/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются субъекты обязательного социального страхования, к числу которых согласно части 2 названной статьи относятся, в том числе, и страхователи (работодатели).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением. Отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Условия и порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81- ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Закон N 81-ФЗ)."
Номер дела в первой инстанции: А63-6156/2011
Истец: Калатай Раиса Ивановна
Ответчик: ГУ-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N7
Третье лицо: ГУ -Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N7
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-725/12