город Омск |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А46-10366/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1323/2012)
индивидуального предпринимателя Мысиной Ларисы Иосифовны, ИНН 550700304401 (далее - заявитель; предприниматель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2011
по делу N А46-10366/2011 (судья Суставова О.Ю.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Мысиной Л.И.
к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент; заинтересованное лицо),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области; третье лицо)
о признании бездействий незаконными и обязании совершить действие,
при участии в судебном заседании:
от предпринимателя - Молоков А.В. по доверенности от 07.10.2010 N 4503, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Департамента - Якимова Т.Ю. по доверенности от 26.08.2011 N 79, сохраняющей силу в течение одного года (удостоверение);
от ГУЗР Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мысина Л.И. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации, к Департаменту, в котором просила:
1) признать бездействие Департамента в отношении необеспечения выбора земельного участка примерной площадью 1400 кв.м. под строительство торгово-выставочного комплекса по ул. 7-я Северная - Долгирева, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы физического лица в сфере предпринимательской деятельности;
2) в качестве восстановления нарушенных прав обязать Департамент в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления земельных участков под строительство на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п:
- обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1400 кв.м. под строительство торгово-выставочного комплекса по ул. 7-я Северная - Долгирева на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями;
- передать в ГУЗР Омской области всю необходимую документацию для принятия управлением по результатам выбора земельного участка решения о предварительном согласовании места размещения объекта, либо решения об отказе в размещении объекта.
Суд определением от 14.09.2011 привлек к участию в рассмотрении настоящего дела третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУЗР Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2011 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заинтересованным лицом бездействия не допущено. Суд первой инстанции также обратил внимание заявителя на избранный им ненадлежащий способ восстановления нарушенного права.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Мысина Л.И. просит решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2011 по делу N А46-10366/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Податель апелляционной жалобы указывает, что действующим законодательством не предусмотрен срок выбора земельного участка для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Предприниматель полагает, что положения статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" к настоящему случаю применению не подлежат.
Заявитель отмечает, что Департамент не осуществил тот исчерпывающий перечень действий, который должен совершить орган местного самоуправления при выборе земельного участка.
Представитель Департамента в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Судебное заседание проведено в соответствие со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица по имеющимся в деле документам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Мысина Л.И. 24.05.2011 обратилась в ГУЗР Омской области с заявлением (вх. 02-02/761) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство торгово-выставочного комплекса с указанием предполагаемого места размещения земельного участка: ул.7-я Северная - ул.Долгирева.
ГУЗР Омской области направило в адрес Департамента письмо от 06.06.2011 N 02-02/5268 совместно с заявлением и приложенными к нему документами с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - торгово-выставочного комплекса.
Департамент письмом от 27.06.2011 N 06/7203 сообщил ГУЗР Омской области о том, что в соответствии с чертежом планировки территории в составе Проекта планировки на испрашиваемом участке планируемого размещения торгово-выставочного комплекса не предусмотрено.
ГУЗР Омской области письмом от 13.07.2011 N 0202/6785 проинформировало предпринимателя о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 24.05.2011, с приложением ответа Департамента.
Распоряжением Департамента от 29.09.2011 N 972-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице 7-я Северная - улице Долгирева в Центральном административном округе города Омска" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1400 кв.м. для строительства торгово-выставочного комплекса по улице 7-я Северная - улице Долгирева в Центральном административном округе города Омска.
07.10.2011 N 09/11931 Департамент направил в ГУЗР Омской области акт о выборе земельного участка для строительства торгово-выставочного комплекса; градостроительное заключение от 15.09.2011 N 338 ов; копию распоряжения от 29.09.2011 N 972-р; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
11.10.2011 от Департамента в адрес ГУЗР Омской области поступил акт о выборе земельного участка.
Распоряжением ГУЗР Омской области от 25.10.2011 N 1537-р "Об отказе Мысиной Ларисе Иосифовне в размещении торгово-выставочного комплекса по ул. 7-я Северная - ул.Долгирева в Центральном административном округе города Омска" отказано в размещении торгово-выставочного комплекса по ул.7-я Северная - ул.Долгирева в Центральном административном округе города Омска.
Индивидуальный предприниматель Мысина Л.И., считая, что в ответе Департамента от 27.06.2011 N 06/7203 не приведено доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке размещение торгово-выставочного комплекса не предусмотрено, а также в результате рассмотрения заявления предпринимателя Департаментом не были проведены предусмотренные законом процедуры, чем допущено бездействие, нарушающее ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
29.12.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 "О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области", ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
В статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;
2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска" утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.
При этом, согласно пункту 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.
Заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. При этом копия такого решения направляется также в администрацию города Омска.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Департамента бездействия допущено не было.
Так, 24.05.2011 предприниматель обратился в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство торгово-выставочного комплекса с указанием предполагаемого места размещения земельного участка: ул. 7 -я Северная - ул. Долгирева.
ГУЗР Омской области письмом от 06.06.2011 N 02-02/5268 направило в адрес Департамента заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - торгово-выставочного комплекса.
Департамент, реализуя полномочия предоставленные ему пунктом 9.1 Положения о департаменте архитектуры, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п положения, согласно которому он осуществляет подготовку заключений о градостроительных условиях использования территории в соответствии с требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, региональных нормативов градостроительного проектирования при осуществлении выбора земельных участков, 20.06.2011 утвердил градостроительное заключение по вопросу размещения объекта капитального строительства.
Письмом от 27.06.2011 N 06/7203 заинтересованное лицо сообщило ГУЗР Омской области о том, что в соответствии с чертежом планировки территории в составе Проекта планировки на испрашиваемом участке планируемого размещения торгово-выставочного комплекса не предусмотрено.
Письмом от 13.07.2011 N 0202/6785 ГУЗР Омской области проинформировало предпринимателя о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 24.05.2011, с приложением ответа Департамента.
Распоряжением Департамента от 29.09.2011 N 972-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице 7-я Северная - улице Долгирева в Центральном административном округе города Омска" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1400 кв.м. для строительства торгово-выставочного комплекса по улице 7-я Северная - улице Долгирева в Центральном административном округе города Омска.
Письмом от 07.10.2011 N 09/11931 Департамент направил в ГУЗР Омской области акт о выборе земельного участка для строительства производственно-складской базы по ул.7-я Северная - ул.Долгирева в Центральном административном округе города Омска; градостроительное заключение от 15.09.2011 N 338 ов; копию распоряжения от 29.09.2011 N 972-р; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением ГУЗР Омской области от 25.10.2011 N 1537-р "Об отказе Мысиной Ларисе Иосифовне в размещении торгово-выставочного комплекса по ул. 7-я Северная - ул.Долгирева в Центральном административном округе города Омска" отказано в размещении торгово-выставочного комплекса по ул.7-я Северная - ул.Долгирева в Центральном административном округе города Омска.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о выполнении Департаментом возложенных на него полномочий, которые предусмотрены нормами действующего законодательства.
Податель апелляционной жалобы указывает, что действующим законодательством не предусмотрен срок выбора земельного участка для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Предприниматель полагает, что положения статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" к настоящему случаю применению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод заявителя, как основанный на неверном толковании названной правовой нормы.
Указанный вывод суда согласуется с судебно-арбитражной практикой формируемой вышестоящими судами (см., в частности постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу N А46-6755/2011).
Что касается ссылки предпринимателя на то, что бездействие заинтересованного лица выразилось: в выполнении работ после обращения с заявлением в суд; в отсутствии предложения нескольких вариантов выбора земельного участка; в отсутствии сбора технических условий, то суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить, что перечисленное не относится к понятию бездействия.
Указанные обстоятельства могут лишь рассматриваться на предмет несоответствия каждого конкретного действия заинтересованного лица, совершенного при осуществлении процедуры выбора земельного участка, требованиям законодательства.
Между тем проверка соответствия законодательству каждого конкретного вышеперечисленного действия не входит в предмет заявленного требования, рассматриваемого в рамках настоящего дела.
Ссылка подателя жалобы на то, что акт выбора по форме не соответствует части 2 пункта 8 и пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, подлежит отклонению, поскольку подготовка самого акта есть результат определенных действий со стороны заинтересованного лица, которые не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2011 по делу N А46-10366/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
...
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса)."
Номер дела в первой инстанции: А46-10366/2011
Истец: ИП Мысина Лариса Иосифовна
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: Главное управление по земельным ресурсам Омской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области