Москва |
|
19 апреля 2012 г. |
N А40-2381/12-147-23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2012 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2012 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей:
Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2012 по делу N А40-2381/12-147-23, принятое судьей Дейна Н.В.,
по заявлению ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (ОГРН 5077746679907, 109029, г.Москва, ул.Нижегородская, д.32, стр.15)
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
о признании незаконным решения от 18.11.2011 N 43-0011/446Р
при участии:
от заявителя: Козель О.А. по доверенности N 19 от 15.11.2011;
от ответчиков:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" с заявлением об отмене постановления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 18.11.2011 г.. N 43-0011/446Р о привлечении ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ (с учетом уточнения требований - т.1 л.д.57-58).
Решением от 23.01.2012 г.. требование заявителя удовлетворено. При этом суд исходил из нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности.
С решением суда не согласилась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на правомерность привлечения заявителя к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направила.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 18.11.2011 г. N 43-0011/446Р подано ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" в суд с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 г.. N8815/07.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (Покупатель) и компания "SICHUAN WEST SHOES INDUSTRY OPERATION CO., LTD" (Китай - Продавец) 09.04.2010 г.. заключили контракт N H/027/SWSIC (далее - Контракт).
Общая стоимость Контракта составляет 15 000 000 долларов США (п. 2.1 Контракта). Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 08.04.2011 г.. (п. 10.1 Контракта).
ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" 22.04.2010 г.. оформило по Контракту паспорт сделки N 10040009/3291/0000/2/0 в ООО "Первый Чешско -Российский Банк".
В рамках исполнения обязательств по Контракту на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар по ГТД N 10103010/011110/0002969.
Главным государственным таможенным инспектором по валютному контролю Владимирской таможни вынесено определение от 16.06.2011 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.24-28).
Протокол N 10103000-126/2011 об административном правонарушении составлен уполномоченным по ОДВ отдела административных расследований Владимирской таможни 11.07.2011 г. (л.д.29-33).
Постановлением от 14.07.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-126/2011 ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д.35-37).
Решением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 18.11.2011 по делу N 43-00-11/446Р Постановление ТУ ФСФБН во Владимирской области от 26.07.2011 N 10103000-126/2011 оставлено без изменения (л.д.68-73).
Указанное решение явилось основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сотрудники Владимирской таможни не имели право составлять в отношении ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" протокол об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ от 10.12.2003 г.. N 173-Фз "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч.4 ст.5, п.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок их предоставления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Положением ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления
резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации,
связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым
сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно п. 2.4 Положения (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 г.. N 2080У), резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г.. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 г.. за N 10804, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П относится к формам учета по валютным операциям.
Согласно отметке Владимирской таможни на ГТД N 10103010/011110/0002969 выпуск ввозимых товаров по указанной декларации разрешен 02.11.2010 г.
Таким образом, заявитель обязан был представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах в срок не позднее не позднее 17.11.2010, однако заявителем в установленный срок не исполнил обязанность и не представил соответствующие документы в уполномоченный банк. Справка о подтверждающих документах от 24.01.2011 г.. с указанием в ней ГТД N 10103010/011110/0002969 представлена ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" в банк 11.02.2011 г.. (л.д.99), т.е. с нарушением срока, установленного п. 2.4 Положения N 258-П.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ N 173-ФЗ от 10.12.2003 г.. "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 2.4 Положения N 258-П, т.е. совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем административным органом допущены нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст.15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г.. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Местом нахождения ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" согласно выписки из ЕГРЮЛ является г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.15.
Поскольку общество зарегистрировано в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Владимирской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях обществом валютного законодательства в установленном порядке.
Выпуск товара по ГТД N 10103010/011110/0002969 разрешен 02.11.2010. Следовательно, Владимирская таможня не имела права возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по данным декларациям и осуществляемых начиная с этой даты.
С учетом изложенного, протокол от 11.07.2011 об административном правонарушении N 10103000-126/2011 был составлен в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ лицом, которое не уполномочено составлять такой протокол.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 901/11.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности, установленного КоАП РФ.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ от 27.01.2003 г.. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП
РФ", п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г.. N
10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об
административных правонарушениях", нарушение положений КоАП РФ, предоставляющих гарантии защиты прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, является существенным и может выступать самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении жалобы общества на постановление ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области надлежало наряду с проверкой доводов заявителя проверить соблюдение таможенным органом порядка административного производства, что сделано не было.
В соответствиях ч. 2 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2012 по делу N А40-2381/12-147-23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно отметке Владимирской таможни на ГТД N 10103010/011110/0002969 выпуск ввозимых товаров по указанной декларации разрешен 02.11.2010 г.
Таким образом, заявитель обязан был представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах в срок не позднее не позднее 17.11.2010, однако заявителем в установленный срок не исполнил обязанность и не представил соответствующие документы в уполномоченный банк. Справка о подтверждающих документах от 24.01.2011 г.. с указанием в ней ГТД N 10103010/011110/0002969 представлена ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" в банк 11.02.2011 г.. (л.д.99), т.е. с нарушением срока, установленного п. 2.4 Положения N 258-П.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ N 173-ФЗ от 10.12.2003 г.. "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 2.4 Положения N 258-П, т.е. совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
...
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст.15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г.. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
...
Выпуск товара по ГТД N 10103010/011110/0002969 разрешен 02.11.2010. Следовательно, Владимирская таможня не имела права возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по данным декларациям и осуществляемых начиная с этой даты.
С учетом изложенного, протокол от 11.07.2011 об административном правонарушении N 10103000-126/2011 был составлен в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ лицом, которое не уполномочено составлять такой протокол.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 901/11."
Номер дела в первой инстанции: А40-2381/2012
Истец: ООО "ХУАШЭН"Международные перевозки"
Ответчик: Федеральная служба Финансово-Бюджетного надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5797/12