г. Самара |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А55-24776/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Оптима" - Головлева Н.В., по доверенности от 14.11.2011 г.,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 апреля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Оптима", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2012 года по делу N А55-24776/2011, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптима", (ОГРН 1106315008690),
к ФГБУ "ФКП Росреестра",
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,
о признании незаконным решения от 20.09.2011 года N 996 и действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области, правопредшественника ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - ответчик) от 20.09.2011 года N 996 об исправлении технической (кадастровой) ошибки, о признании незаконным действия ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области о внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:547 согласно Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 года N 473, исходя из 6 вида разрешенного использования по состоянию на 15.06.2011 года, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Оптима" путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 8 743 214,28 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости - 6 761,96 руб. за 1 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:547, определив кадастровую стоимость земельного участка в размере 801 026,43 руб., из расчета удельного показателя 619,51 руб/кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое Решение об исправлении кадастровой ошибки и действия органа кадастрового учета не противоречат нормам действующего законодательства.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объёме и принять по делу новый судебный акт; признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии" по Самарской области, выразившиеся во внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:547, исходя из 6 вида разрешенного использования по состоянию на 15.06.2011; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии" по Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 63:01:0519004:547, из расчета 8 вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", предусмотренного Приложением N 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473, применив удельный показатель кадастровой стоимости в размере 619,51 руб/кв.м.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно применен закон, а выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу от 30.03.2012 г. N 26-8494-1. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика и третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, отзыва на апелляционную жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
ООО "Оптима" является собственником земельного участка, площадью 1293 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0519004:547, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Вилоновская, (л.д. 7).
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:547 в соответствии с Решением Кадастровой палаты по Самарской области от 20.09.2011 года N 996 "Об исправлении технической (кадастровой) ошибки" рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 исходя из 6 вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" (л.д. 10).
Заявитель указывает на то, что поскольку вид разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков - "центры обслуживания туристов", кадастровая стоимость должна быть рассчитана исходя из 8 вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
В соответствии со статьёй 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
В силу пункта 13 названных Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэконоразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
В то же время, для земельных участков, образованных после издания акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Самарской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.06.2011 года с указанием разрешенного использования "центры обслуживания туристов". При этом кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 801 026,43 руб. (л.д. 8).
При этом, в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, рассчитанной с отнесением земельного участка к 8 виду разрешенного использования - "земельные участка, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения" и применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости данной группы оценки в соответствии с Постановлением - 619,51 руб./кв.м.
Управлением Росреестра по Самарской области в адрес ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области было направлено письмо N 12-5638 от 07.09.2011 г. об исправлении технической ошибки по земельным участкам с кадастровым номером 63:01:0519004:547, в котором указывалось на необходимость определения кадастровой стоимости исходя из 6 группы видов разрешенного использования, со ссылкой на письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара NД05-0101/6196-0-2 от 01.07.2011 г., согласно которому земельные участки с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" следует относить к 6 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
20.09.2011 г. ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области в отношении названного земельного участка была исправлена техническая ошибка, и его кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 исходя из 6 группы видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов".
В соответствии со статьёй 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам: общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам; рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.
Материалы дела не содержат доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.
Согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61, земельный участок расположен в зоне Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) и частично в зоне Ц-4т (зона специализированного коммерческого использования объектов общественно-транспортного назначения).
Видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ц-1 являются: многоквартирные дома 2 - 3 этажей, многоквартирные жилые дома вдоль красных линий, только при условии размещения на 1 этаже нежилых объектов, квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании, жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1000 кв. м), гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, высшие учебные заведения, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны, театры, концертные залы, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, магазины товаров первой необходимости, торговые центры, выставки товаров, в отдельно стоящих зданиях общей площадью до 5000 кв. м, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), кафе, закусочные, столовые, индивидуальное обслуживание клиентов, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения, издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, телевизионные и радиостудии, рекламные агентства, объекты, связанные с отправлением культа.
Основными разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ц-4т являются: вокзалы железнодорожные, автобусные и речные, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, открытые автостоянки и сооружения для временного хранения автотранспортных средств (легковых автомобилей, автобусов и др.).
Разрешенными видами использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования и специальные школы, высшие учебные заведения, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны, универсальные спортивные и развлекательные комплексы, аптеки, пункты первой медицинской помощи, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, пункты проката, банно-оздоровительные комплексы, магазины товаров первой необходимости, торговые центры, выставки товаров, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), кафе, закусочные, столовые, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, индивидуальное обслуживание клиентов, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки и отделения банков, научные, проектные и конструкторские организации по профилю основного объекта за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий, компьютерные центры, рекламные агентства, общественные туалеты на участках не более 60 кв. м, отделения милиции.
Таким образом, градостроительный регламент зон, в которых расположен земельный участок заявителя, объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривают использование ее территорий для рекреационных целей или размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (туристических баз, стационарных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, учебно-туристических троп и трасс).
С учетом изложенного, позиция ответчика о необходимости отнесения земельных участков с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" к 6 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" является обоснованной.
Доводы заявителя о невозможности применения в настоящем случае Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 г. N 61 с учетом выше названных норм являются ошибочными.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанной нормой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу изложенных правовых норм, оценивая обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение об исправлении кадастровой ошибки и действия органа кадастрового учета не противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2012 года по делу N А55-24776/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оптима", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов".
В соответствии со статьёй 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам: общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам; рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.
Материалы дела не содержат доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.
...
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанной нормой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки."
Номер дела в первой инстанции: А55-24776/2011
Истец: ООО "Оптима"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области