г. Владивосток |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А51-18794/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от Управления муниципальной собственности г.Владивостока: Слепченко Я.О. по доверенности от 22.12.2011 N 28/1-7225 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2012, удостоверение N 3682 от 13.10.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1901/2012
на решение от 27.01.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18794/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Управления муниципальной собственности г.Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602) к Управлению Федеральной службы государственной, регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931)
об оспаривании отказа в государственной регистрации права
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальной собственности г. Владивостока (далее - заявитель, УМС г.Владивостока) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 04.08.2011 N 01/110/2011-18 в государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - Курсантский сквер общей площадью 364,9 кв.м., лит. С, лит. I, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе проспекта 100 лет Владивостока, д. 14, а также об обязании ответчика произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на данное сооружение.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2012 Управлению отказано в признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 04.08.2011 N 01/110/2011-18 в государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - Курсантский сквер общей площадью 364,9 кв.м., лит. С, лит. I, расположенное по адресу Приморский край, г. Владивосток, в районе проспекта 100 лет Владивостока, д. 14, в связи с его соответствием Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в обязании ответчика произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на данное сооружение.
Не согласившись с вынесенным решением, УМС г.Владивостока обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы и дополнений к ней указало на то, что разрешение на реконструкцию объекта не являлось обязательным документом при государственной регистрации права муниципальной собственности, поскольку объект был реконструирован и принят в эксплуатацию до 08.12.2006.
Сослалось также на то, что элементы сооружения Курсантского сквера входили в состав объекта "Реконструкция участка магистрали общегородского значения регулируемого движения на участке от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовской до стадиона "Строитель", строительно-монтажные работы на объекте были осуществлены в 2005 году, акт государственной приемочной комиссии реконструированного объекта помещен в том числе в инвентарное дело Курсантского сквера.
Представители Управления Федеральной службы государственной, регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в 2005 году в г. Владивостоке была произведена реконструкция участка магистрали общегородского значения регулируемого движения на участке от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовской до стадиона "Строитель".
15.08.2005 реконструированный объект принят в эксплуатацию актом Государственной приемочной комиссии.
Согласно техническому паспорту данного объекта инвентарный номер 05:401:002:000227220 при реконструкции были установлены лестничные спуски (11 штук) - раздел II Общие сведения, а также укладка брусчатки дорожек и площадок площадью 2515,8 кв.м., с бордюром 1008 пог.м - раздел III Элементы улицы (проезда), площади, набережной, берегоукрепительных сооружений, плотин, дамб и стоимости.
Постановлением Главы г. Владивостока от 09.04.2010 N 371 скверам и площадям на территории г. Владивостока присвоены наименования, в том числе скверу в районе пр-та 100 лет Владивостоку, 14 - наименование "Курсантский сквер" (пункт 19 приложения к названному постановлению).
В 2010 году был составлен технический паспорт на Курсантский сквер лит. С инвентарный номер 05:401:002:000336940, на основании постановления администрации г. Владивостока от 21.02.2007 N 1591 объект 01.07.2010 был внесен в реестр муниципальной собственности.
Позднее, 01.11.2010 был составлен кадастровый паспорт названного объекта.
08.06.2011 представитель муниципального образования город Владивосток обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю за государственной регистрацией права муниципальной собственности на сооружение Курсантский сквер, расположенный по адресу г. Владивосток, в районе пр-та 100 лет Владивостока, 14, площадью 364,9 кв.м.
04.06.2011 Управление приостановило государственную регистрацию прав, а письмом от 04.08.2011 N 01/110/2011-18 отказало в государственной регистрации, сославшись на то обстоятельство, что на государственную регистрацию не были представлены разрешение на реконструкцию сооружения и акт приемки (разрешение на ввод) его в эксплуатацию.
Управление муниципальной собственности, значащееся в Реестре муниципальной собственности балансодержателем спорного объекта, посчитало, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило отказ в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации мотивирован ссылкой на абзацы 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, либо не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В частности, статьей 17 закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Действительно, в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако, делая вывод о необходимости предоставления УМС г.Владивостока разрешения на ввод сооружения - Курсантский сквер в эксплуатацию, суд первой инстанции не учёл следующего.
Элементы искусственного сооружения, в том числе само сооружение как элемент благоустройства, а именно: пешеходные дорожки, борты тротуаров и лестницы, общей площадью 364, 9 кв.м., лит. С, лит. I, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе проспекта 100 лет Владивостока, 14, были созданы в результате реконструкции Департаментом дорожного хозяйства Приморского края объекта "Реконструкция участка магистрали общегородского значения регулируемого движения на участке от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовская до стадиона "Строитель" в г.Владивостоке" и введены в эксплуатацию, как указывалось выше по тексту постановления, актом государственной приемочной комиссии от 15.08.2005.
Факт передачи вышеуказанного объекта вместе с сооружением в муниципальную собственность подтверждается, в том числе, и представленными УМС г.Владивостока, документами: инвентаризационная ведомость на участок магистрали общегородского значения регулируемого движения на участке от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовская до стадиона "Строитель" в г.Владивостоке, из которой следует, что в муниципальную собственность переданы лестничные спуски в количестве 11 штук, тротуары, тротуарные бордюры; актом приема - передачи основных средств формы N ОС-1а; расшифровкой балансовой стоимости и начисленной амортизации автомобильной дороги участка магистрали общегородского значения регулируемого движения на участке от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовская до стадиона "Строитель" в г.Владивостоке, из которой следует, что в муниципальную собственность передаются, в том числе, искусственные сооружения; ответным авизо от 29.05.2009 N 53.
После передачи сооружения в муниципальную собственность постановлением главы г.Владивостока от 09.04.2010 N 371 "О присвоении наименований скверам и площадям на территории города Владивостока" вышеуказанному объекту было присвоено наименование "Курсантский сквер", который 20.05.2010, как самостоятельный объект недвижимости, поставлен на технический учет и 01.11.2010 в отношении данного сооружения выдан кадастровый паспорт.
Данные обстоятельства свидетельствуют о законности возведения сооружения с наименованием "Курсантский сквер", состоящего из пешеходных дорожек, бортов тротуаров и лестниц, общей площадью 364, 9 кв.м., лит. С, лит. I, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе проспекта 100 лет Владивостока, 14, в составе объекта "Реконструкция участка магистрали общегородского значения регулируемого движения на участке от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовская до стадиона "Строитель" в г.Владивостоке".
Таким образом, как получение отдельного разрешения на строительство, так и последующее получение разрешения на ввод Курсантского сквера в эксплуатацию при наличии указанных документов на объект в целом, не требовалось.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о необоснованности выводов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, изложенных в оспариваемом решении от 04.08.2011 N 01/110/2011-18.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании чего, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2012 подлежащим отмене, а требования УМС г.Владивостока удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2012 по делу N А51-18794/2011 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 04.08.2011 N 01/110/2011-18 в государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - Курсантский сквер, общей площадью 364, 9 кв.м., лит. С, лит. 1, расположенное по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе проспект 100-летия Владивостока, 14.
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на сооружение - Курсантский сквер, общей площадью 364, 9 кв.м., лит. С, лит. 1, расположенное по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе проспект 100-летия Владивостока, 14.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации мотивирован ссылкой на абзацы 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, либо не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
...
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Действительно, в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию."
Номер дела в первой инстанции: А51-18794/2011
Истец: Управление муниципальной собственности г. Владивостока
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной, регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю