город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2012 г. |
дело N А53-21967/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Куприянова А.Л. по доверенности от 10.01.2012;
от ответчика - представитель Каргальцев А.В. по доверенности N НЮ-10/537 от 20.12.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2012 по делу N А53-21967/2011
по иску ООО "Базис логистик"
к ответчику - ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании денежных средств
принятое в составе судьи Брагиной О.М.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Базис логистик" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения в размере 9565 руб. 20 коп., образовавшегося в связи со списанием в безакцептном порядке ответчиком с лицевого счета истца в Ростовском технологическом центре по обработке перевозочных документов оплаты за пользование вагонами за период с марта по июль 2011 года.
Решением от 01.02.2012 иск удовлетворен.
Решение мотивировано тем, что начисление платы за пользование вагонами необоснованно. Сумма задолженности за пользование вагонами, списанная с лицевого счета клиента, рассчитана без учета технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что технологическое время, связанное с погрузкой, выгрузкой и уборкой вагонов, в соглашениях заключенных между истцом, ООО "Стройкомплект" и ООО "Интерсфера" не установлено. По мнению заявителя, расчет платы за пользование вагонами правомерен, сумма с лицевого счета списана обоснованно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.01.2011 между ООО "Базис логистик" (грузовладелец), ООО "Интерсфера" (контрагент), ООО "Центральный элеватор" (владелец) и ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) заключено соглашение N 47 на предоставление контрагентом пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителям, грузополучателям (т. 1 л.д. 20-21), согласно которому контрагент предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожные подъездные пути для производства грузовых операции (подача, уборка вагонов, выгрузка, погрузка, хранение грузов) груз - металлоконструкция, ориентировочно 90 вагонов в месяц. Перевозчик осуществляет на условиях настоящего соглашения подачу и уборку вагонов для грузовладельца на пути N 20Б станции Марцево СКЖД (пункт 1.2).
В пункте 1.3 соглашения предусмотрено, что грузовладелец оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом третьим настоящего соглашения.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой перевозчиком грузовладельцу, устанавливается не более 8 вагонов с установлением срока оборота вагонов, согласно договора, связанного с эксплуатацией подъездного пути между перевозчиком и владельцем. Вагоны подаются и убираются перевозчиком на выставочные пути владельца согласно договора N 43/1 от 28.06.2008.
Между ООО "Базис логистик" (грузовладелец), ООО "Стройкомплект" (контрагент), ООО "Центральный элеватор" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) 28.01.2011 заключено соглашение N 79 на предоставление контрагентом пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителям, грузополучателям (т. 1 л.д. 18-19), по условиям которого контрагент предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожные подъездные пути для производства грузовых операций (подача, уборка вагонов, выгрузка, погрузка, хранение грузов) груз - металлопродукция, ориентировочно 90 вагонов в месяц. Перевозчик осуществляет на условиях настоящего соглашения подачу и уборку вагонов для грузовладельца на пути ООО "Центральный элеватор" N 20Б на станции Марцево СКЖД (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1 соглашения количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой перевозчиком грузовладельцу с установлением срока оборота вагонов, устанавливается по договору, связанного с эксплуатацией подъездного пути между перевозчиком и владельцем. Вагоны подаются и убираются перевозчиком на выставочные пути владельца согласно договора N 43/1 от 27.06.2008.
В период с марта по июль 2011 года ОАО "Российские железные дороги" подавались вагоны под разгрузку.
На основании памяток приемосдатчика и ведомостей подачи и уборки вагонов ООО "БАЗИС логистик" начислена плата за пользование вагонами в сумме 103218 руб. 96 коп.
Указанные денежные средства списаны ОАО "Российские железные дороги" с лицевого счета ООО "БАЗИС логистик" в Ростовском технологическом центре по обработке перевозочных документов в безакцептном порядке.
Полагая, что плата за пользование вагонами рассчитана без исключения технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, что повлекло возникновение неосновательного обогащения у ответчика в размере 9565 руб. 20 коп., ООО "Базис логистик" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, вносимая в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке; владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути; при этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Плата за пользование вагонами в сумме 103218 руб. 96 коп. за период с марта по июль 2011 года рассчитана перевозчиком без исключения технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.
Плата за пользование вагонами за неоплаченное время составляет 9565 руб. 20 коп.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в соглашениях на предоставление контрагентом пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителем сторонами не согласовано неоплачиваемое технологическое время.
В названных выше соглашениях имеется указание на то, что вагоны подаются и убираются перевозчиком на выставочные пути владельца в соответствии с условиями договора N 43/1 от 27.06.2008.
Между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "Центральный элеватор" (пользователь) заключен договор N 43/1 на подачу и уборку вагонов для ООО "Центральный элеватор" при станции Марцево Северо-Кавказской железной дороги от 27.06.2008 (т. 1 л.д. 16-17).
В пункте 14 названного договора предусмотрено, что на условиях настоящего договора подаются вагоны следующим контрагентам с самостоятельным расчетом с перевозчиком - ООО "Стройкомплект" и ООО "Интерсфера" до 31.12.2008.
В соответствии с пунктом 15 договора неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом пользователя составляет 1,5 часа.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Соглашения на предоставление контрагентом пути необщего пользования для производства грузовых операциях имеют указание на то, что в части срока оборота вагонов и подачи и уборки вагонов на выставочные пути владельца регулируются договором на подачу и уборку вагонов для ООО "Центральный элеватор" при станции Марцево СКЖД.
В договоре на подачу и уборку вагонов для ООО "Центральный элеватор" при станции Марцево СКЖД так же имеется указание на то, что на условиях настоящего договора подаются вагоны ООО "Стройкомплект" и ООО "Интерсфера".
Таким образом, условия соглашений включают условия договора N 43/1 от 28.06.2008, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Центральный элеватор", в части порядка подачи и уборки вагонов на выставочные пути владельца.
При таких условиях вывод суда первой инстанции о необоснованном включении неоплаченного времени и удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка заявителя жалобы на приказ МПС России от 29.09.2003 N 67 "Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как в данном случае неоплачиваемое время установлено в соответствующих соглашениях.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2012 по делу N А53-21967/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Кузнецов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
...
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
...
Ссылка заявителя жалобы на приказ МПС России от 29.09.2003 N 67 "Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как в данном случае неоплачиваемое время установлено в соответствующих соглашениях."
Номер дела в первой инстанции: А53-21967/2011
Истец: ООО "Базис логистик"
Ответчик: ОАО ""РЖД" в лице филиала СКЖД, ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3225/12