г. Самара |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А55-17481/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры - Гусева Ю.С., доверенность от 27.05.2011 г.,
от ООО "Афиша" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Афиша", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 г. по делу N А55-17481/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ворошилова Юрия Александровича (ОГРНИП 307633028800057), г. Новокуйбышевск, Самарская обл.,
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Афиша", г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ворошилов Юрий Александрович (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка под размещение производственной базы со складами 4-5 класса опасности, расположенной на земельном участке по ул. Олонецкая в Куйбышевском района г. Самара с предварительным согласованием места размещения объекта и обязании устранить нарушения, обеспечив выбор земельного участка и оформление акта о выборе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 г. по делу N А55-17481/2011 заявление удовлетворено. Признан недействительным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в предоставлении Индивидуальному предпринимателю Ворошилову Юрию Александровичу земельного участка под размещение производственной базы со складами 4-5 класса опасности, расположенной на земельном участке по улице Олонецкая в Куйбышевском районе города Самары с предварительным согласованием мест размещения объекта. На ответчика возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка по улице Олонецкая в Куйбышевском районе города Самары и оформления акта о выборе земельного участка.
В апелляционных жалобах ответчик и третье лицо ООО "Афиша" просят отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считают, что судом неправильно применены нормы права, заявителем пропущен срок на обжалование и этот срок не восстанавливался судом.
Третье лицо Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара поддерживает доводы заявителей апелляционных жалоб.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ответчика и третьего лица ООО "Афиша", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в части, по следующим основаниям.
Доводы ответчика о пропуске срока на обжалование, установленного ст. 198 АПК РФ являются необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что заявитель сдал заявление на почту 31.08.2011 г. в последний день срока, таким образом срок на обжалование заявителем не пропущен.
Довод ответчика о том, что решение принято в отношение несуществующего лица, поскольку Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было переименовано 23.08.2011 г. в Министерство строительства Самарской области является необоснованным, поскольку с заявлением о замене выбывшего из спорного правоотношения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области его правопреемником Министерство строительства Самарской области не обращалось, а в силу ст. 48 АПК РФ правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, включая и исполнительное производство, а поэтому никаких препятствий к замене выбывшего из спорного правоотношения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области его правопреемником нет, при наличии соответствующего заявления, подтвержденного соответствующими документами.
Как следует из материалов дела, 13.05.2011 г. предприниматель Ворошилов Ю.Я. обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственной базы со складами 4-5 класса опасности, расположенной на земельном участке по ул. Олонецкая в Куйбышевском района г. Самара.
Письмом N 3/3771 от 23.05.2011 г. ответчик сообщил заявителю о том, что организовать работу по выбору земельного участка под строительство производственной базы со складами 4-5 класса опасности, расположенной на земельном участке по ул. Олонецкая в Куйбышевском района г. Самара до принятия решения по ранее поданному заявлению ООО "Афиша" N 3234/Пр от 05.12.2008 не представляется возможным.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
При этом орган, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Довод ответчика о том, что ООО "Афиша" имеет приоритет по сроку подачи им заявки о предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, является не обоснованным.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Установленные судом обстоятельства по рассматриваемому спору позволяют суду сделать вывод о том, что отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, содержащийся в письме от N 3/3771 от 23.05.2011 по тем основаниям которые в нем изложены противоречит требованиям статей 11, 22, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Вместе с тем суд первой инстанции, сделав правильный вывод о том, что право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса, необоснованно в нарушение этой же нормы земельного законодательства возложил на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка по улице Олонецкая в Куйбышевском районе города Самары и оформления акта о выборе земельного участка, а поэтому в этой части решение суда следует отменить и в удовлетворении заявленного требования в этой части отказать.
Излишне уплаченную третьим лицом ООО "Афиша" государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. следует возвратить из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 г. по делу N А55-17481/2011 в части возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обязанности по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка по улице Олонецкая в Куйбышевском районе города Самары и оформления акта о выборе земельного участка отменить.
В удовлетворении заявления в этой части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Афиша", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., уплаченную Костиной Светланой Владимировной.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
...
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
...
Установленные судом обстоятельства по рассматриваемому спору позволяют суду сделать вывод о том, что отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, содержащийся в письме от N 3/3771 от 23.05.2011 по тем основаниям которые в нем изложены противоречит требованиям статей 11, 22, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А55-17481/2011
Истец: ИП Ворошилов Юрий Александрович
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ООО "АФИША"
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1495/12