г. Москва |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А41-38168/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тамбовским М.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Черненко А.М. (представителя по доверенности от 16.01.2012 N 16-Д);
от Комитета по управлению имуществом городского округа Железнодорожный Московской области - извещен надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2011 по делу N А41-38168/11, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом городского округа Железнодорожный Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:50:040806:84 (далее - спорный земельный участок) и об обязании зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2011 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решении суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие вывод суда обстоятельствам дела и неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя комитета.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Постановлением Главы администрации города Железнодорожный Московской области от 16.121992 N 1010 "О передаче дошкольных учреждений с баланса предприятий города на баланс Комитета по образованию" здание муниципального дошкольного образовательного учреждения - центр развития ребенка - детский сад N 18 (далее - здание детского сада) было передано на баланс Комитета по образованию.
Право собственности на здание детского сада зарегистрировано за муниципальным образованием "Городской округ Железнодорожный Московской области" (свидетельство о государственной регистрации от 03.03.2008 серии 50 НВ N 109464).
Комитет 29.06.2011 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Городской округ Железнодорожный Московской области" на спорный земельный участок.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 29.06.2011 в регистрирующий орган представлены: заявление от 29.06.2011 N 50/027/2011-072; нотариально удостоверенная доверенность от 12.04.2010; кадастровый план земельного участка (выписка из Государственного земельного кадастра) от 06.12.2010 N 5050/202/10/0775, выданный ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области. Железнодорожненский отдел; постановление главы городского округа Железнодорожный Московской области от 07.05.2007 N 1723; письмо Комитета по управлению имуществом городского округа Железнодорожный Московской области от 27.06.2011 N 2706.
Управление 27.07.2011 приостановило государственную регистрацию до 27.08.2011, указав на то, исходя из представленных документов невозможно установить какие здания, строения, сооружения расположены на земельном участке, принадлежат ли они муниципальному образованию городского округа Железнодорожный Московской области.
Решением, оформленным письмом от 29.08.2011 N 50/027/2011-72, управлением на основании пункта 2 статьи 19, абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав, Закон) принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Городской округ Железнодорожный Московской области" на спорный земельный участок.
Признавая незаконным отказ управления в регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок и обязывая управление провести государственную регистрацию, суд первой инстанции счел, что управлению были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации земельного участка.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон) обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным данным пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность осуществляется при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной в органе кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Из представленных комитетом на государственную регистрацию земельного участка документов, а также из других документов, имеющихся в материалах дела (в том числе из карты (плана) земельного участка без кадастрового номера), нельзя сделать вывод о нахождении на спорном земельном участке здания детского сада либо иных зданий, сооружений, находящихся в собственности муниципального образования "Городской округ Железнодорожный Московской области". Согласно имеющемуся в материалах дела ответу федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях (здания, строения или сооружения), расположенных на земельном участке.
Как следует из расписки в получении документов от 29.06.2011, свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Городской округ Железнодорожный Московской области" на здание детского сада не представлялось на государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок.
Такое свидетельство представлено в материалы дела, однако оно не содержит сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором здание детского сада расположено. При этом кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка зданий, строений, сооружений. Из постановления Главы городского округа Железнодорожный Московской области от 07.05.2007 N 1723 об утверждении границ земельного участка площадью 11610 кв.м. также нельзя с однозначностью сделать вывод о нахождении здания детского сада на спорном земельном участке.
Таким образом, Комитетом не подтверждено такое основание возникновения права собственности муниципального образования "Городской округ Железнодорожный Московской области" на спорный земельный участок, как нахождение на нем зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности данного муниципального образования. Наличие иных оснований (предоставление земельного участка органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования; возникновение права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю; приобретение права на земельный участок по основаниям, установленным гражданским законодательством) из материалов дела не усматривается.
Из пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. Согласно пункту 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
В связи с указанными обстоятельствами управление правомерно приостановило государственную регистрацию и, руководствуясь названными положениями Закона о государственной регистрации, и отказало в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Городской округ Железнодорожный Московской области" на спорный земельный участок.
Муниципальное образование "Городской округ Железнодорожный Московской области" не лишено возможности зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок, если представит документы, необходимые для государственной регистрации (соответствующего содержания).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2011 по делу N А41-38168/11 отменить.
В удовлетворении требований Комитета по управлению имущества городского округа Железнодорожный Московской области отказать.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон) обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным данным пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность осуществляется при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной в органе кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости."
Номер дела в первой инстанции: А41-38168/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом городского округа Железнодорожного, КУИ г. Железнодорожный
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области Люберецкий отдел
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1607/12