"АСВ сообщает о начале выплат..." (интервью с В. Жилиным,
главным экспертом отдела организации выплат возмещения
по вкладам и В. Ворониным, руководителем отдела)
Первый совет, который дает частным клиентам рухнувшего банка "Памятка вкладчика", звучит коротко и весомо - не паниковать. Совет дельный, тем более что дальше человеку объясняют, почему, собственно, не стоит впадать в панику: в любом случае его сбережения к нему вернутся. Потому что их защищает государственная система страхования вкладов.
Но, как известно, далеко не все и не всегда следуют даже самым здравым советам. Особенно когда речь идет о целевых сбережениях человека. Обычно так и бывает, поэтому срочно прибывший в банк, у которого только что отозвана лицензия, сотрудник АСВ первым принимает на себя удар эмоций и страстей. Нередко одним из таких сотрудников - в составе временной администрации, назначенной в банк, оказывается Валерий Жилин, главный эксперт отдела организации выплат возмещения по вкладам.
БДМ: Валерий Александрович, это же, наверное, очень тяжело - справляться с эмоциями растерянных, расстроенных, а порой и озлобленных людей?
- Чаще все-таки люди именно расстроены и растеряны, и их можно понять. Но вы знаете, первый-то эмоциональный удар получаешь не во время встречи с клиентами. Обычно об отзыве лицензии у банка его сотрудники узнают от появившейся на следующее утро в офисе временной администрации. Вы представляете, какой шок они испытывают? Только вчера у тебя все было хорошо - а сегодня ты уже без работы, и неизвестно, что будет дальше.
БДМ: То есть вам приходится выполнять, по сути, работу психолога?
- В общем-то, да - и объяснять, что случилось, и успокаивать, бывает, и валерьянкой отпаивать. Но тут же не только эмоции погасить надо, а включить сотрудников в работу по формированию реестра, которая, как ни крути, должна быть сделана в отведенные семь дней...
Ну, а потом, конечно, добавляется общение с вкладчиками. Их тоже надо сначала успокоить. Кому-то и нашей "памятки" хватает, а другому нужно все в деталях растолковать. Особенно пожилым людям.
БДМ: Агрессивные выпады случаются?
- Не без того... Но в целом обстановка более или менее спокойная. Все-таки наши люди уже начали понимать, что система страхования действует безотказно. Вот в банке "Ярослав" - один из самых свежих случаев - в первый день выплат собралась было очередь. И скоро рассосалась - как только вкладчики поняли, что денег всем хватит, и можно прийти за ними в любой день.
БДМ: Вас послушать, Валерий Александрович, так ничего особенного в вашей работе и нет. Будто не вам приходится принимать на себя давление, причем с двух сторон. Или у вас есть свои способы нейтрализовать негативные эмоции?
- Знаете, во-первых, особенно разбираться, давит на тебя негатив или не давит, некогда. Есть конкретная задача: за семь дней сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками - полный и качественный. А потом помочь в организации самой процедуры выплат, если нужно - проконсультировать вкладчиков, чем-то помочь. Короче говоря, просто нет времени разбираться со своими переживаниями. А главное - уже в тот день, когда переступаю порог рухнувшего банка, я абсолютно точно знаю, чем эта история кончится...
БДМ: То есть?
- Для вкладчика все закончится благополучно. Он подойдет к окошечку, распишется, где надо, получит свои деньги. И почти обязательно спросит: "И что, это - все? Так просто?". Да, вот так - очень просто.
Штат отдела организации выплат возмещения по вкладам невелик: вместе с начальником - девять человек. Все сидят в одной большой комнате. Однако и здесь ощущается та своеобразная аура, которая так характерна для АСВ, - почему-то чувствуется, что здесь собрались очень близкие друг другу люди. Единомышленники, так это называется.
И снова, как уже было не раз в процессе подготовки этого номера, возникает вопрос: откуда здесь столько не просто классных специалистов, а еще и хороших людей? И почему держатся они на своей довольно неспокойной и нервной работе? С этого вопроса началась наша встреча с руководителем отдела Владимиром Ворониным.
- Действительно, за время существования отдела из него не ушел ни один человек. А почему люди держатся? Так работа у нас интересная, живая - и, знаете, позитивная.
БДМ: Ну как - позитивная? Вы же приходите на развалины банка, сталкиваетесь с людскими драмами...
- Да, наверное, сотрудникам лопнувшего банка мы вряд ли можем помочь чем-то, кроме нормального человеческого понимания. Зато его вкладчикам - а ведь система страхования создана именно для защиты их сбережений - помогаем, причем оперативно и эффективно. Поэтому все-таки основное содержание нашей работы очень позитивно окрашено.
БДМ: Вы как-то специально подбираете людей в отдел, с учетом специфики, или готовите уже в процессе работы?
- Пожалуй, верно и то, и другое. Правда, я не стал бы жестко разделять работу нашего отдела и двух других, входящих в состав департамента. Конечно, участок у каждого свой: у одних - контроль за уплатой страховых взносов, у других - плановые проверки банков, но все эти моменты довольно тесно связаны одной общей задачей.
Мало того, и в самом нашем отделе организации выплат по вкладам есть два направления: условно говоря, фронт-офис и бэк-офис. Если первое связано с работой непосредственно в банках при наступлении страхового случая, то второе - это организационное сопровождение процедур страховых выплат, разработка регулятивных документов, совершенствование технологии проведения выплат, а также наш аналитический ресурс, благодаря которому мы включаемся в процесс много раньше, чем банк лишается лицензии. И даже в известной степени стараемся предвидеть это неприятное событие. Эта часть нашей работы называется - прогнозирование страховых случаев.
БДМ: Что, их на самом деле можно прогнозировать?
- Ну, может быть, точно день и час не предскажем, но предвидеть грядущие неприятности можем с хорошей вероятностью. Причем - на основании открытой информации, в том числе публикуемой отчетности банков. Основная цель мониторинга, который мы проводим, - выявить возникновение и динамику рисков в том или ином банке.
БДМ: А какое отношение "внутренние" проблемы банков имеют к системе страхования вкладов?
- Самое непосредственное. Мы должны, что называется, постоянно держать руку на пульсе и заранее оценить не только саму возможность, но и масштаб "бедствия" - коснется ли оно одного конкретного банка или целую группу, либо "по касательной" затронет весь регион. Раннее прогнозирование позволяет оценить достаточность фонда страхования вкладов и при необходимости вовремя принять меры... Вот таким сложным и нужным делом занимаются у нас главные эксперты Александр Беляков и Виктор Тарасов.
БДМ: Тем не менее, важная часть работы отдела - непосредственно в банках. Ее эмоциональную специфику я уже уловила, а какие еще есть особенности?
- Они вытекают из задач, которые приходится решать сотрудникам АСВ, включенным в состав временной администрации. Дело в том, что с наступления страхового случая до начала выплат должно пройти не более 14 дней - такие жесткие сроки заложены в законе. А теперь посмотрите, какой объем работы укладывается в эти две недели. Прежде всего, необходимо сформировать реестр обязательств вкладчиков, который содержит всю необходимую информацию для организации страховых выплат. Затем решить, будут ли компенсации выплачиваться в АСВ или требуется привлечь банк-агент. Организацией выплаты страхового возмещения через агентство занимается тоже сотрудник нашего отдела - Татьяна Пашкова. Кстати, и организация конкурса банков-агентов, и его проведение, взаимодействие с банками-агентами (аккредитованными банками) - также лежит на сотрудниках нашего бэк-офиса - Татьяне Тумановой и Ольге Пироговой. К моменту подведения итогов конкурса у нас все должно быть готово так, чтобы осталось пригласить вкладчиков за получением страховки.
Даже без перечисления всяких нюансов, возникающих в этом процессе, видно, что хлопот много. Отсюда и требования к сотрудникам: оперативность, внимательность, аккуратность. И - умение работать в команде, это обязательно.
БДМ: Но команда-то - в высшей степени "сборная", ведь вашим сотрудникам приходится работать рука об руку с работниками надзора. И возглавляет временную администрацию обычно представитель Банка России. Не возникает межведомственных трений?
- Таких случаев не припоминаю. Да и нет почвы для каких-то конфликтов, потому что все выполняют общую задачу. Люди, как правило, опытные, рабочий процесс отлажен - а это главное.
БДМ: Вот и опять мы вернулись к началу нашей беседы. Посмотрите, что получается - сотрудник вашего отдела должен быть понемножку и экономистом, и юристом, и бухгалтером, и психологом. Да еще спокойно принимать трехнедельные командировки во все концы страны и, как работник МЧС, мгновенно сниматься с места... Это же "штучный товар"!
- А так и есть. В агентстве как раз такие люди и собрались. Это, знаете ли, стиль АСВ - разглядеть в обычном человеке что-то необычное, "изюминку", как говорят. Другими словами - творческое начало, потому что, хоть система страхования вкладов и состоялась, она все еще строится. И это - очень интересно.
"БДМ. Банки и деловой мир", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"