г. Самара |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А55-21441/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр" - Хлопова Ю.А., доверенность от 03.04.2012 года, Дубровская О.А., доверенность от 09.11.2011 года N 40, Козлов П.С., доверенность от 23.12.2011 года N 44, Сухойван О.Ю., доверенность от 09.11.2011 года N 39,
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Суркин С.А., доверенность от 08.06.2011 года N 12/21, Серегина В.В., доверенность от 10.04.2012 года N 28, Володина И.М., доверенность от 23.11.2011 года N 42/1, Фокеева А.Ю., доверенность от 28.11.2011 года N 45,
от ГУ Центр занятости населения городского округа Тольятти - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2012 года по делу N А55-21441/2011 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр", (ОГРН 1096320014999), Самарская область, г. Тольятти,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
с участием в деле в качестве третьего лица ГУ Центр занятости населения городского округа Тольятти,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового Кодекса РФ, решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области N 03-09/4099 от 05 августа 2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе и в письменных пояснениях к ней указывает, что субсидии в виде безвозмездно полученных денежных средств относятся к внереализационным доходам, датой получения которых, согласно п.п.2 п.4 ст. 271 НК РФ, признается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации.
Представление субсидий юридическим лицам регламентировано ст.78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии организациям представляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах прямо урегулирован механизм отражения сумм полученных субсидий в налоговой базе по налогу на прибыль организаций - получателей субсидий, применение аналогии п. 4.1 ст. 271 НК РФ в данном случае недопустимо.
Податель жалобы считает, что руководствоваться положениями п. 4.1 ст. 271 Налогового Кодекса необходимо при получении бюджетных средств на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Данные средства являются выплатой, полученной на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест.
По мнению подателя жалобы, проведение аналогии в данном случае недопустимо и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, т.к. средства, полученные ООО "Реформинг-центр" в 2010 году в размере 1 088 360 419 рублей, являются субсидиями.
Податель жалобы также указывает, что в Налоговом Кодексе РФ не предусмотрено отражение субсидий в доходах организации по мере фактического использования субсидии.
Только лица, получившие социальную выплату в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 г.. N 58, вправе учитывать данные выплаты в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
По мнению подателя жалобы, предоставляемое п. 4.1 ст. 271 НК РФ преимущество определения даты получения внереализационного дохода для получателей денежных средств, полученных в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 г.. N 58, является льготой, а льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Только законодатель вправе определить круг лиц, на который распространяются налоговые льготы.
В судебном заседании представители Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации заявителя по налогу на прибыль за 12 месяцев 2010 г..
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены проверяющими в акте проверки N 03-09/8843/1776 от 20 июня 2011 года (л.д.53-56).
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений инспекцией вынесено оспариваемое решение N 03-09/4099 от 05 августа 2011 года (л.д.23-28). Указанным решением заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 10.767.054 руб. 60 коп., обществу исчислены и предложены к уплате пени по налогу на прибыль в сумме 1.908.610 руб. 21 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 53.835.273 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в Управление ФНС России по Самарской области. Решением управления от 03 октября 2011 года в удовлетворении апелляционной жалобы было отказано.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности явились следующие, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:
В 2010 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 902 от 07.11.2009 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области в адрес ООО "Реформинг-центр" были перечислены субсидии согласно заключенных договоров Центром занятости населения г.о. Тольятти в сумме 1.088.360 тыс. рублей на следующие цели: -возмещение затрат на оплату труда; -возмещение затрат на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтаж оборудования и иных видов временных работ; -возмещение затрат на оплату стоимости профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, на оплату стоимости проезда к месту обучения туда и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов.
Фактически использовано в 2010 году на указанные цели 819.184.057 рублей.
В целях налогообложения прибыли финансирование в сумме 819 184 057 рублей отражено в составе внереализационных доходов по строке 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля в Государственное учреждение Центр занятости населения городского округа Тольятти направлен запрос о представлении информации по выплаченным ООО "Реформинг-центр" субсидиям.
ГУ Центр занятости населения г.о. Тольятти представило ответ о выплате в 2010 году субсидий ООО "Реформинг - центр" в общей сумме 1.088.360.419,26 рублей. Представлены копии договоров N 709 от 19.03.2010, N727 от 19.03.2010, N726 от 19.03.2010 с дополнительными соглашениями, копии отчетов о расходовании субсидий, копии платежных документов на перечисление субсидий.
Сумма выплаченных субсидий в 2010 году в разрезе договоров:
1) По договору о предоставлении субсидии N 709 от 19.03.2010 с учетом дополнительного соглашения N 2 от 01.10.2010 в целях возмещения понесенных "работодателем" в 2010 году затрат на оплату труда работников выплачено в 2010 году в общей сумме 806570471,26 рублей (платежные документы: заявка на кассовый расход от 22.03.10 в сумме 389915700 руб., п/п54 от 22.03.10 в сумме 27315882 руб., заявка на кассовый расход N 1007 от 28.05.10 в сумме 187950000 руб., п/п221 от 28.05.10 в сумме 13167000 руб., заявка на кассовый расход N 2323 от 16.08.10 в сумме 277834725 руб., п/п1293 от 14.12.2010 в сумме 17460689.26 руб. Возврат субсидий п/п141 от 27.10.2010 в сумме 89756507 руб., п/п602 от 14.12.2010 в сумме 17317018 руб.).
Согласно представленной копии отчета "о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством автомобилей и оказанием указанных услуг в части расходов на оплату труда работников ООО "Реформинг-центр"" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с договорами N 1595 от 08.12.2009 и N 709 от 19.03.2010 израсходовано субсидий на сумму 680 840 697,11 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий за предыдущий период 32 809 822 рубля, остаток неиспользованных средств за отчетный период 158 539 596,15 рублей.
По договору о предоставлении субсидии N 727 от 19.03.2010 с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.10.2010 г.. в целях возмещения затрат на оплату стоимости профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, на оплату проезда к месту обучения и обратно, проживания в период обучения и суточных выплачено в 2010 году на сумму 31.769 948 рублей (заявка на кассовый расход N 332 от 22.03.2010).
Согласно представленной копии отчета "о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством автомобилей и оказанием указанных услуг в части расходов на оплату профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, стоимости проезда к месту обучения и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов за время нахождения в пути ООО "Реформинг-центр"" израсходовано субсидий за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с договорами N 1596 от 08.12.2009, N 727 от 19.03.2010 на сумму 32 272 487,32 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий за предыдущий период 37 113 138 рублей, остаток неиспользованных средств за отчетный период 36 610 598,68 рублей.
По договору о предоставлении субсидии N 726 от 19.03.2010 с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.10.2010 в целях возмещения затрат на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных временных работ выплачено в 2010 году в общей сумме 250020000 рублей (Заявка на кассовый расход N 333 от 22.03.10г. в сумме 27576266 руб., заявка на кассовый расход N 1012 от 28.05.10 в сумме 35187146 руб., заявка на кассовый расход N 1712 от 06.07.10 в сумме 73998934 руб., заявка на кассовый расход N 2355 от 17.08.10 в сумме 94649107 руб., заявка на кассовый расход N 3951 от 17.11.10г. в сумме 18.608.547 руб.).
Согласно представленной копии отчета "о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством автомобилей и оказанием указанных услуг в части расходов на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных временных работ, выполняемых работниками ООО "Реформинг-центр"" израсходовано субсидий за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с договорами N 1597 от 08.12.2009 и N 726 от 19.03.2010 на сумму 265 747 630 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий за предыдущий период 49 460 000 рублей, остаток неиспользованных средств за отчетный период 33 732 370 рублей.
Из анализа представленных отчетов о расходовании субсидий следует, что сумма использованных в 2010 году средств субсидий без учета остатка предыдущего периода составила всего 864 318 505 рублей: по договору N 709 от 19.03.2010 в размере 648030875рублей (680840697,11-32809822), по договору N 726 от 19.03.2010 в размере 216287630рублей (265747630-49460000), по договору N 727 от 19.03.2010 в размере рублей (остаток на начало года 37 113 138 рублей превышает сумму использованной субсидии в 2010 г.. 32272487,32руб.).
В адрес ООО "Реформинг-Центр" направлено сообщение N 03-17/34621 от 02.06.2011 г.. о расхождении суммы использованных субсидий, полученных в 2010 году, в представленных ООО "Реформинг-центр" пояснениях и Отчете "о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям", предоставленном ГУ Центра занятости населения г.о. Тольятти.
От организации получен ответ о сумме использованных в 2010 году ООО "Реформинг-Центр" субсидий, полученных от ГУ Центр занятости населения г.о. Тольятти:
По договорам субсидий, заключенным в 2010 году, израсходовано в 2010 году всего 864 318 505,11 рублей (в том числе по договору N 709 от 19.03.10 израсходовано 648030875,11 рублей; по договору N726 от 19.03.10 израсходовано 216287630 рублей). Остаток на 31.12.2010 г.. неиспользованных субсидий, полученных в 2010 году, составил 224041914,15 рублей.
По договорам субсидий, заключенным в 2009 году (N 1595 от 08.12.2009, N 1596 от 08.12.2009, N 1597 от 08.12.2009), израсходовано в 2010 году всего 114 542 309 рублей. Остаток на 31.12.2010 г.. неиспользованных субсидий, полученных в 2009 году, составил 4840651 рублей.
В целях налогообложения прибыли субсидии в сумме 819 184 057 рублей отражены в составе внереализационных доходов (стр.020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль).
Получение ООО "Реформинг-Центр" субсидий в 2010 году в размере 1.088.360.419 рублей подтверждается выписками банка ЗАО КБ "Лада-Кредит":
по договору N 709 от 19.03.2010: поступления- п/п 147 от 22.03.10 в сумме 389915700руб., п/п54 от 22.03.10 в сумме 27315882 руб., п/п 777 от 28.05.10 в сумме 187950000 руб., п/п221 от 28.05.10 в сумме 13167000' руб., п/п N650 от 16.08.10 в сумме 277834725 руб., п/п293 от 14.12.2010 в сумме 17460689,26 руб.
возврат излишне представленных субсидий п/п3141 от 27.10.2010 в сумме 89756507 руб., п/п3602 от 14.12.2010 в сумме 17317018 руб.
по договору N 726 от 19.03.2010: п/пN578от 23.03.10 в сумме 27576266 руб., п/п N 778 от 28.05.10 в сумме 35187146 руб., п/пN428 от 07.07.10 в сумме 73998934 руб., п /п N244 от 18.08.10 в сумме 94649107 руб., п/п N422 от 18.11.10 в сумме 18608547 руб.
по договору N 727 от 19.03.2010: п/п 114 от 23.03.10 в сумме 31769948 руб.
Таким образом, в ходе камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 2010 год установлено, что ООО "Реформинг-Центр" в 2010 году получены субсидии в размере 1 088 360 419 рублей. Сумма полученных субсидий в целях налогообложения организацией включена в доходы не в полном объеме (в размере 819 184 057 рублей).
Налоговый орган в обоснование своего решения о начислении недоимки по налогу на прибыль, пени и штрафа ссылается на то, что согласно п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В целях налогообложения прибыли, как это установлено ст.250 НК РФ, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст.249 НК РФ. Бюджетные субсидии относятся к внереализационным доходам, датой получения которых признается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации (п.п.2 п.4 ст.271 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Налоговый орган также указал, что представление субсидий юридическим лицам, регламентировано ст.78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии организациям представляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок представления бюджетных средств установлен Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Кроме того, в ст.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации приведен перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном Кодексе Российской Федерации и в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Денежные средства, полученные организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признаются доходом и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Получение такого рода денежных средств не сопровождается возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги. В таком случае, вне зависимости от применяемого организацией порядка признания данных средств в целях бухгалтерского учета, при применении метода начисления дата признания этих доходов в целях налогообложения определяется согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 271 Налогового Кодекса, то есть датой получения денежных средств.
Полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в статье 251 НК РФ, не признаются, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов, в момент поступления денежных средств (п.п.2 п.4 ст.271 НК РФ).
В Налоговом Кодексе РФ не предусмотрено отражение субсидий в доходах организации по мере фактического использования субсидии.
С учетом вышеизложенного инспекция пришла к выводу о нарушении п.8 ст.250, пп.2 п.4 ст.271 НК РФ ООО "Реформинг-центр", в результате чего сумма внереализационных доходов за 2010 год занижена на сумму полученных субсидий в размере 269 176 362 рублей, соответственно, сумма налога на прибыль за 2010 г.. занижена на 53 835 272 рубля (269 176 362 руб. * 20).
Указанный вывод правомерно признан судом первой инстанции необоснованным в связи со следующим.
Подпунктом 2 п. 4 ст. 271 НК РФ предусмотрено, что для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет для доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств.
Судом верно отмечено в решении, что безвозмездно полученными следует считать денежные средства, полученные организацией без каких-либо ограничений и условий по их использованию, т.е. вне зависимости от цели их предоставления и что предоставленные заявителю суммы субсидии не могут быть отнесены к безвозмездно полученным денежным средствам, т.к. субсидии предоставлялись заявителю в пределах установленных нормативов на основании Постановления Правительства РФ N 902 от 07.11.2009 г.. в целях компенсации заявителю расходов, понесенных в связи с реализацией строго определенных данным Постановлением мероприятий по обеспечению занятости работников, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области.
Судом также правильно учтено, что суммы субсидий включались заявителем в состав доходов для целей налогообложения налогом на прибыль, но только при условии осуществления соответствующих расходов, на возмещение которых данная субсидия была предоставлена, по мере их осуществления и в соответствующих размерах.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств.
Судом верно отмечено, что включение в состав доходов суммы субсидии, перечисленной на счета организации-получателя в счет возмещения понесенных расходов без осуществления данных расходов, противоречит положениям ст. 8 НК РФ, поскольку до осуществления расходов данные суммы субсидии не являются собственностью организации-получателя, а являются бюджетными средствами, в связи с чем не могут быть включены в состав доходов для целей исчисления налогом на прибыль.
Как указано в определении Конституционного суда РФ N 377-0 от 09.12.2002, осуществляя выбор налоговой нормы, суд должен исходить из того, что выявленные им неясности в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика и исключать вину лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с п. 6 ст. 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В соответствии с п. 4.1. ст. 271 НК РФ суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
С учетом указанных обстоятельств суд правомерно признал обоснованной позицию заявителя, согласно которой поскольку НК РФ прямо не предусмотрен порядок налогообложения рассматриваемых субсидий, при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться общими принципами налогообложения, а также содержащимися в НК РФ нормами, регулирующими налогообложение сходных с субсидиями доходов, а именно пунктом 4.1. ст. 271 НК РФ, поскольку полученная обществом субсидия аналогична доходам, порядок признания которых установлен п. 4.1. ст. 271 НК РФ.
С учетом также и того, что остаток неизрасходованных заявителем денежных средств включен им в состав доходов за 2011 год, т.е. в том периоде, когда были понесены расходы на те цели, на которые выделялась субсидия, суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Инспекция в апелляционной жалобе со ссылкой на ст. 251 НК РФ указывает на то обстоятельство, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями не являются, не поименованы в ст. 251 НК РФ.
Ссылка Инспекции на указанную норму является необоснованной, поскольку ни общество, ни суд не указывали, что суммы субсидии включаются в соответствии со ст. 251 НК РФ в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Суд правомерно признал обоснованным довод общества о том, что включение в состав доходов суммы субсидии до осуществления организацией соответствующих расходов, понесенных при реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства N 902 прямо противоречит нормам действующего законодательства о налогах и сборах РФ.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса РФ признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.
Таким образом, доход представляет собой экономическую выгоду налогоплательщика, то есть получение дохода предполагает приращение его имущественного состояния и, как следствие, увеличение финансовых результатов его деятельности.
Учитывая условия предоставления рассматриваемой субсидии, а именно необходимость понесения соответствующих расходов при реализации указанных в Постановлении Правительства N 902 мероприятий, данная субсидия может считаться доходом только после того, как эти расходы были осуществлены. До осуществления соответствующих расходов денежные средства, перечисленные на расчетный счет заявителя, отражаются на счетах бухгалтерского учета "Доходы будущих периодов" и не являются собственностью заявителя, а принадлежат распорядителю бюджетных денежных средств. Указанные средства не могут считаться доходом организации, поскольку в случае неосуществления соответствующих расходов организация-получатель субсидии обязана будет возвратить предоставленные суммы. Данный вывод подтверждается также тем фактом, что в случае, когда соответствующие расходы организацией понесены не были, суммы субсидий возвращаются организацией в бюджет, как излишне предоставленные.
Указанные денежные средства не могут рассматриваться в качестве дохода Общества до момента осуществления расходов, на возмещение которых они предназначены, так как в момент поступления субсидии у Общества не произошло приращение его имущественного состояния и увеличение финансовых результатов его деятельности, в связи с чем доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе со ссылкой на ст.ст. 250. 251, пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ, являются неправомерными.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2012 года по делу N А55-21441/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст.41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.
...
Учитывая условия предоставления рассматриваемой субсидии, а именно необходимость понесения соответствующих расходов при реализации указанных в Постановлении Правительства N 902 мероприятий, данная субсидия может считаться доходом только после того, как эти расходы были осуществлены. До осуществления соответствующих расходов денежные средства, перечисленные на расчетный счет заявителя, отражаются на счетах бухгалтерского учета "Доходы будущих периодов" и не являются собственностью заявителя, а принадлежат распорядителю бюджетных денежных средств. Указанные средства не могут считаться доходом организации, поскольку в случае неосуществления соответствующих расходов организация-получатель субсидии обязана будет возвратить предоставленные суммы. Данный вывод подтверждается также тем фактом, что в случае, когда соответствующие расходы организацией понесены не были, суммы субсидий возвращаются организацией в бюджет, как излишне предоставленные.
Указанные денежные средства не могут рассматриваться в качестве дохода Общества до момента осуществления расходов, на возмещение которых они предназначены, так как в момент поступления субсидии у Общества не произошло приращение его имущественного состояния и увеличение финансовых результатов его деятельности, в связи с чем доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе со ссылкой на ст.ст. 250. 251, пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ, являются неправомерными."
Номер дела в первой инстанции: А55-21441/2011
Истец: ООО "Реформинг-центр"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N2 по Самарской области
Третье лицо: ГУ Центр занятости населения городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3877/13
20.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-959/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21441/11
10.10.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-21441/11
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6284/12
20.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2651/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21441/11