город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2012 г. |
дело N А32-32178/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.,
при участии:
от заявителя - Задириевой Г.В. (доверенность N 3 от 16.04.2012), Айдиева Р.. (доверенность N 5 от 19.01.2012),
от заинтересованного лица - Борокова Ю.Ш. (доверенность от 26.12.2011),
от третьего лица - Айдиева Р.А. (доверенность от 10.10.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 по делу N А32-32178/2011,
принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Урупское" Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН 1022304359560, ИНН 2343006450)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Российской академии сельскохозяйственных наук
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Урупское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ФГУП "Урупское", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее Управление Росреестра по Краснодарскому краю, регистрационная служба) о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Новокубанский отдел), выраженных в сообщениях об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 20.07.2011 N 09/025/2011-095, N 09/025/2011-096, N 09/025/2011-097;
обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия "Урупское" Российской академии сельскохозяйственных наук на следующие объекты недвижимого имущества:
- весовая ОТД N 1, назначение: нежилое, общей площадью 63,5 кв.м., инвентарный номер: 25048, литер: А, этажность: 1, подземная этажность: 0, кадастровый (или условный) номер: 23-23-09/003/2011-237, адрес (местоположение): Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, хут. Родниковый;
- зерносклад, назначение: нежилое, общей площадью 1573,7 кв.м., инвентарный номер: 25048, литер: В, этажность: 1, подземная этажность: 0, кадастровый (или условный) номер: 23-23-09/003/2011-238, адрес (местоположение): Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, хут. Родниковый;
- здание администрации, назначение: нежилое, общей площадью 476,5 кв.м., инвентарный номер: 16161, литер: К, к, к1, этажность: 2, подземная этажность: 0, кадастровый (или условный) номер: 23-23-09/003/2011-239, адрес (местоположение): Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, ст. Советская, ул. Ленина, 16 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением суда от 23.01.2012 в порядке ст. 49 АПК РФ (т.1 л.д. 182-183, 190)).
Заявленные требования мотивированы тем, что спорное имущество было закреплено за ФГУП "Урупское" на праве хозяйственного ведения Российской академией сельскохозяйственных наук. Право федеральной собственности на спорные объекты возникло на основании постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991, и зарегистрировано в установленном порядке. Полномочия Российской академии сельскохозяйственных наук на распоряжение спорным имуществом подтверждаются Указом Президента РФ от 30.01.1992 N 84, Федеральным законом N 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технической политике" и Уставом Россельхозакадемии, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 180 от 28.02.2009. На государственную регистрацию представлены все необходимые документы, подтверждающие передачу в хозяйственное ведение ФГУП "Урупское" спорных объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение суда мотивировано тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.1992 N 84, Федеральным законом N 127-ФЗ от 23.08.1996 и Уставом Россельхозакадемии, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 180 от 28.02.2009, Россельхозакадемия наделена правом осуществлять полномочия собственника государственного имущества (п.3 ст.125 ГК РФ), в том числе, по закреплению федерального имущества на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за подведомственными организациями. ФГУП "Урупское" входит в структуру Россельхозакадемии, в связи с чем, наделено правом хозяйственного ведения на спорное имущество в установленном порядке. Отсутствие утвержденного реестра федерального имущества, переданного Россельхозакадемии, не влечет за собой прекращение ее полномочий по управлению и распоряжению ранее переданным академии недвижимым имуществом. ФГУП "Урупское" представило правоустанавливающие документы на спорные объекты, необходимые и достаточные для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя. Указанные регистрационной службой основания отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия не соответствуют закону.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указал, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие право Россельхозакадемии по распоряжению спорными объектами недвижимости посредством их передачи в хозяйственное ведение предприятия. Предусмотренный статьей 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" утвержденный Правительством РФ реестр федерального имущества, передаваемого Россельхозакадемии, отсутствует. Приказ Минсельхоза РФ от 25.02.1992 N 124/II-ПК о передаче Россельхозакадемии Урупского опытно-производственного хозяйства и закреплении имущества предприятия за Россельхозакадемией на государственную регистрацию представлен не был. В отсутствие указанного документа Управление Росреесра по Краснодарскому краю было лишено возможности определить правомочия Россельхозакадемии относительно спорных объектов недвижимости. Сам по себе факт нахождения спорного имущества на балансе ФГУП "Урупское" по состоянию на 2002 и 2007 годы не является доказательством прав на распоряжение данным имуществом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 36 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010.
ФГУП "Урупское" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявитель указал, что приказ Минсельхоза РФ от 25.02.1992 N 124/II-ПК не был представлен на государственную регистрацию, поскольку единственным основанием отказа в государственной регистрации прав на спорное имущество послужило отсутствие государственной регистрации прав Россельхозакадемии, которая в данной ситуации не требуется. Полномочия Россельхозакадемии по передаче в хозяйственное ведение входящим в ее структуру предприятиям федерального имущества подтверждаются Указом Президента РФ от 30.01.1992 N 84, Федеральным законом N 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технической" и Уставом Россельхозакадемии, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 180 от 28.02.2009.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю апелляционную жалобу поддержал, просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ФГУП "Урупское" и Россельхозакадемии апелляционную жалобу не признали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерацией на основании постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 зарегистрировано право собственности на зерносклад площадью 1543,7 кв.м. литер В, весовую ОТД N 1 площадью 63,8 кв.м. литер А, расположенные по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, х.Родниковский; а также на здание административное площадью 476,5 кв.м. литер К, к, к1, расположенное по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, ул. Ленина, дом N 16, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 23-АИ N N 632594, 632592, 632595 (т.1 л.д.133-135).
В соответствии с договором N VIII.18.4 от 20.08.2003, заключенным между Россельхозакадемией и ОНО ОПХ "Урупское" (правопредшественник заявителя), за предприятием было закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, отраженное на балансе предприятия по состоянию на 01.01.2002. В пункте 6.5 договора N VIII.18.4 от 20.08.2003 перечислено имущество, подлежащее закреплению на праве хозяйственного ведения за ОНО ОПХ "Урупское", в том числе зерносклад в х. Родниковский и здание администрации хозяйства в ст. Советской по ул. Ленина, 16 (т.1 л.д.136-143).
Согласно пункту 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 14.03.2007 к договору N VIII.18.4 от 20.08.2003, заключенного между Россельхозакадемией и ОНО ОПХ "Урупское", за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, отраженное на балансе предприятия по состоянию на 01.01.2007 в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Пункт 6.5 договора NVIII.18.4 от 20.08.2003 в части перечисления закрепляемого за предприятием имущества был изложен в новой редакции. В соответствии с дополнительным соглашением N1 от 14.03.2007 предприятию на праве хозяйственного ведения переданы: зерносклад площадью 1573,7 кв.м. и весовая отд. N1 площадью 63,5 кв.м., расположенные в х. Родниковский, а также здание администрации хозяйства (центральная контора) площадью 476,5 кв.м. в ст. Советской (т.1 л.д.144-150).
После государственной регистрации права собственности Российской Федерации ФГУП "Урупское" обратилось в регистрационную службу с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимости:
весовая ОТД N 1 площадью 63,5 кв.м. литер А, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, хут. Родниковый;
зерносклад площадью 1573,7 кв.м. литер В, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, хут. Родниковый;
здание администрации площадью 476,5 кв.м. литер К, к, к1, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, ст. Советская, ул. Ленина, 16 (т.2 л.д. 33, 64, 116).
Уведомлениями от 26.04.2011 регистрационная служба известила ФГУП "Урупское" о приостановлении государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты на основании пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с наличием у регистратора сомнений для проведения государственной регистрации. Регистрационная служба указала, что на государственную регистрацию права не представлены доказательства наличия у Россельхозакадемии полномочий по закреплению спорного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Урупское" (т.2 л.д.31, 61, 84).
По заявлению ФГУП "Урупское" от 26.05.2011 приостановление государственной регистрации права на спорное недвижимое имущество было продлено на три месяца до 26.08.2011 (т.2 л.д.28-29, 58-59, 111-112).
После представления заявителем дополнительных документов Управление Росреестра по Краснодарскому краю повторно приостановило государственную регистрацию до 20.07.2011 по ранее изложенным основаниям, о чем известило заявителя уведомлениями от 20.06.2011.
Сообщениями от 20.07.2011 N 09/025/2011-095, N 09/025/2011-096, N 09/025/2011-097 Управление Росреестра по Краснодарскому краю уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества: здание администрации (Краснодарский край, Новокубанский район, ст. Советская, ул. Ленина, 16); зерносклад (Краснодарский край, Новокубанский район, хут. Родниковый); весовая отделения N 1 (Краснодарский край, Новокубанский район, хут. Родниковый) на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Регистрационная служба указала, что в ЕГРП отсутствуют записи о наличии у Россельхозакадемии права владения, пользования и распоряжения спорным недвижимым имуществом. Заявителем не представлены доказательства передачи спорных объектов Россельхозакадемии. Передача имущества в хозяйственное ведение ФГУП "Урупское" совершена в нарушение положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.2 л.д. 24, 54, 86).
Полагая, что данные отказы в государственной регистрации права хозяйственного ведения являются незаконными, ФГУП "Урупское" в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, когда обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 5, 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В качестве основания отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя регистрационная служба указала на отсутствие доказательств наличия у Россельхозакадемии полномочий на передачу спорного имущества в хозяйственное ведение ФГУП "Урупское".
Между тем, заинтересованное лицо не приняло во внимание следующее.
В качестве документа-основания возникновения права хозяйственного ведения ФГУП "Урупское" на государственную регистрацию были представлены договор N VIII.18.4 от 20.08.2003 и дополнительное соглашение N1 от 14.03.2007 о закреплении Россельхозакадемией спорного имущества за ФГУП "Урупское" на праве хозяйственного ведения.
По смыслу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В абзаце 2 пункта 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, право собственности на зерносклад площадью 1543,7 кв.м. литер В, весовую ОТД N 1 площадью 63,8 кв.м. литер А, расположенные по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, х.Родниковский; а также на здание административное площадью 476,5 кв.м. литер К, к, к1, расположенное по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, ул. Ленина, дом N 16, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п.3 ст.125 ГК РФ).
Россельхозакадемия создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных паук (ВАСХНИЛ) и является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и устава.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 вновь созданной Россельхозакадемии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия, оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений, находящееся на территории Российской Федерации. Кроме того, Россельхозакадемии переданы в бессрочное бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.
Наделение Россельхозакадемии правами осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника государственного имущества соответствует п.3 ст. 125 и п.3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Несмотря на то, что за Россельхозакадемией закреплены определенные правомочия собственника, переданное ей имущество остается государственной собственностью, а Россельхозакадемия осуществляет права собственника государственного имущества от имени Российской Федерации (пункт 1 письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.93 N С-13/ОП-210 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике").
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что право Россельхозакадемии не подлежит отдельной государственной регистрации, поскольку имущество является государственной собственностью, а Россельхозакадемия осуществляет правомочия собственника этого имущества от имени Российской Федерации в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изложенные в оспариваемых отказах выводы регистрационной службы об отсутствии государственной регистрации права Россельхозакадемии сделаны без учета указанных положений.
Пределы полномочий Россельхозакадемии в отношении закрепленного за ней имущества определен п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому государственные академии наук вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества, в том числе полномочия по изменению типа подведомственных им государственных учреждений, закреплению за подведомственными организациями имущества, назначению их руководителей, заключению с ними и расторжению трудовых договоров, утверждению и изменению уставов подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого государственным академиям наук, а также перечни подведомственных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 устава ФГУП "Урупское" предприятие является правопреемником ОНО ОПХ "Урупское", созданного в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 15.11.1991 N 1483 путем реорганизации совхоза "Урупский". Приказом Минсельхоза России и Россельхозакадемии от 25.02.1992 N 124/11-ПК предприятие в составе Научно-производственного объединения "Краснодарсахар" передано в ведение Россельхозакадемии (т.1 л.д.14).
В соответствии с пунктом 2 устава и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1102-р ФГУП "Урупское" является организацией, подведомственной Российской академии сельскохозяйственных наук. Учредителем предприятия является Россельхозакадемия.
При таких обстоятельствах, Россельхозакадемия при заключении договора N VIII.18.4 от 20.08.2003 и дополнительного соглашения N1 от 14.03.2007 действовала от имени Российской Федерации, реализуя полномочия учредителя подведомственного ей ФГУП "Урупское" на закрепление за предприятием федерального имущества (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы регистрационной службы об отсутствии доказательств наличия у Россельхозакадемии права на распоряжение спорным имуществом.
В реестре федерального имущества, передаваемого Российской академии сельскохозяйственных наук, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2445-р, действительно отсутствуют сведения об имуществе ФГУП "Урупское", расположенном в Новокубанском районе Краснодарского края.
Вместе с тем, отсутствие сведений о спорном имуществе в реестре федерального имущества, переданного Россельхозакадемии, не влечет прекращение в установленном порядке ее полномочий по управлению и распоряжению ранее предоставленным ей имуществом, которое до настоящего момента не было учтено в установленном порядке и внесено в соответствующий реестр.
Судом установлено, что предприятие правопредшественник заявителя (ОНО ОПХ "Урупское") было передано в ведение Россельхозакадемии приказом Минсельхоза России и Россельхозакадемии от 25.02.1992 N 124/11-ПК в составе НПО "Краснодарсахар" на что прямо указано в уставе ФГУП "Урупское".
Имущество предприятия было внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается соответствующими выписками, представленными на государственную регистрацию (т.1 л.д.45, 76, 127).
При этом, в выписках из реестра федерального имущества отражено, что спорные объекты находятся в федеральной собственности на основании постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27.12.1991 и закреплены за ФГУП "Урупское" на основании договора N VIII.18.4 от 20.08.2003 и дополнительного соглашения N1 от 14.03.2007, заключенных с Россельхозакадемией. Выписки выданы Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, являющимся территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N432).
Следовательно, Российской Федерацией в лице уполномоченного органа по распоряжению федеральным имуществом признан факт передачи Россельхозакадемией спорных объектов недвижимого имущества заявителю на основании договора N VIII.18.4 от 20.08.2003 и дополнительного соглашения N1 от 14.03.2007. Сведения об оспаривании собственником полномочий Россельхозакадемии в отношении спорного имущества отсутствуют.
В дело представлены свидетельства о государственной регистрации, из которых следует, что ранее Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществило государственную регистрацию права хозяйственного ведения ОНО ОПХ "Урупское" (правопредшественник ФГУП "Урупское") на основании договора N VIII.18.4 от 20.08.2003 на иные объекты недвижимости. При этом, сомнений в наличии у Россельхозакадемии полномочий на закрепление за правопредшественником заявителя перечисленного в договоре имущества на праве хозяйственного ведения у регистратора не возникло (т.2 л.д.163,170).
При возникновении у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в достоверности сведений, указанных в представленных на регистрацию документах, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. При этом заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав, а также достоверности указанных в документах сведений (статья 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Вместе с тем, регистрирующий орган, приостановив государственную регистрацию ввиду сомнений в наличии у Россельхозакадемии полномочий на закрепление спорного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Урупское", обязан был принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Регистрирующий орган не исполнил обязанность по принятию необходимых мер для получения дополнительных сведений, в том числе не уточнил у органа государственной власти, осуществляющего управление федеральным имуществом, статус спорных объектов недвижимости и полномочия Россельхозакадемии по распоряжению данным имуществом.
Документы, представленные заявителем на государственную регистрацию права хозяйственного ведения, отвечают требованиям закона и являются достаточными для проведения государственной регистрации права заявителя. Запрашиваемые регистрационной службой у заявителя сведения фактически содержатся в действующем законодательстве, а также указаны в предоставленных ему ранее документах, с достоверностью подтверждающих полномочия Россельхозакадемии на распоряжение спорным имуществом, посредством закрепления его на праве хозяйственного управления за ФГУП "Урупское".
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя. Суд первой инстанции обоснованно признал отказ регистрационной службы в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты незаконным и нарушающим права ФГУП "Урупское".
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 по делу N А32-32178/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В реестре федерального имущества, передаваемого Российской академии сельскохозяйственных наук, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2445-р, действительно отсутствуют сведения об имуществе ФГУП "Урупское", расположенном в Новокубанском районе Краснодарского края.
...
Имущество предприятия было внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается соответствующими выписками, представленными на государственную регистрацию (т.1 л.д.45, 76, 127).
При этом, в выписках из реестра федерального имущества отражено, что спорные объекты находятся в федеральной собственности на основании постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27.12.1991 и закреплены за ФГУП "Урупское" на основании договора N VIII.18.4 от 20.08.2003 и дополнительного соглашения N1 от 14.03.2007, заключенных с Россельхозакадемией. Выписки выданы Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, являющимся территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N432).
...
При возникновении у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в достоверности сведений, указанных в представленных на регистрацию документах, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. При этом заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав, а также достоверности указанных в документах сведений (статья 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")."
Номер дела в первой инстанции: А32-32178/2011
Истец: ФГУП "Урупское" Россельхозакадемии
Третье лицо: Российская академия сельскохозяйственных наук, Управление Федеральной службы гос. регистрастрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3011/13
06.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3400/12
19.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3149/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32178/11