г. Саратов |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А12-19511/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ИНН 3448004130, ОГРН 1033401195288, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16 "А")
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "17" января 2011 года по делу N А12-19511/2011 (судья Пономарева Е.В.),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ИНН 3448004130, ОГРН 1033401195288, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16 "А")
к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048, адрес местонахождения: 400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - не явился, извещен;
административного органа - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее по тексту - заявитель, Предприятие, МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство") с заявлением к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее по тексту - Управление по региональным тарифам, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 11.10.2011 по делу N 03-05/11-174, в соответствии с которым МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 144 рублей 70 копеек.
Решением суда первой инстанции от "17" января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения и административным органом пропущен установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 92374 4 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 92375 1 о вручении корреспонденции). Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 16.03.2012, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного на нее отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: город Волгоград, улица Космонавтов, дом 27, в котором указано на нарушение его прав как потребителя коммунальных услуг в части начисления и предъявления платы за горячее водоснабжение с нарушением действующего законодательства.
При рассмотрении указанного обращения Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области усмотрело основания, указывающие на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления административным органом в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" протокола об административном правонарушении N 03-05/11-174 от 29.09.2011, которым действия Предприятия квалифицированы по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 29.09.2011 дело об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 11.10.2011 на 16 часов 30 минут.
Копия указанного определения была направлена в адрес МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" 29.09.2011 и получена адресатом 30.09.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 66878 7.
11 октября 2011 года заместителем начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области Секретовой А.Ю. вынесено постановление о назначении административного наказания N 03-05/11-174, которым МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 144 руб. 70 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" состава вменяемого ему административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений со стороны административного органа и соблюдении срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" привлечено к административной ответственности за завышение тарифа на услугу горячего водоснабжения, гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета горячей воды, за объемы горячей воды, потребленные в декабре 2010, при начислении и предъявлении платы гражданам в платежных документах за январь 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Федеральный закон N 210-ФЗ) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 210-ФЗ государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются уполномоченными органами в области регулирования тарифов, для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 14.12.2010 N 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области", Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной о регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Согласно Постановлению главы Волгограда от 29.04.2010 N 914 "О согласовании производственной программы по горячей воде и об установлении тарифа на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (в редакции постановления главы Волгограда от 21.05.2010 N 1195) установлен тариф на горячую воду в размере 59,94 руб./м3 (с учетом НДС). Указанный тариф действовал до 31.12.2010, до принятия Постановления Управлением по региональным тарифам от 24.12.2010 N 37/2 "О досрочном пересмотре тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", которым был установлен тариф на горячую воду на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в размере 74,41 руб./м3 (с учетом НДС).
Вместе с тем при начислении и предъявлении платы гражданам в платежных документах за январь 2011 за объемы потребленной горячей воды в декабре 2010 применялись тарифы на горячую воду, установленные на 2011 год в размере 74,41 руб./м3. Данный факт подтверждается квитанцией за январь 2011 по лицевому счету 65-00648, N 0065006480111.
Пунктами 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, а также установлены требования к содержанию и оформлению указанных документов. В частности в платежном документе указывается наименование исполнителя; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа.
Согласно пункту 14 вышеупомянутых Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В платежных документах для оплаты коммунальных услуг размещены специальные графы для записи показаний индивидуального прибора учета. Потребители, при получении платежных документов, вписывают показания индивидуального прибора учета на последний день расчетного периода (месяца).
При рассмотрении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что в квитанции за январь 2011 по лицевому счету 65-00648 в соответствии с пунктом 38 Правил муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" указано в качестве исполнителя коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Согласно квитанции за январь 2011 по лицевому счету N 55-05189 потребитель имеет индивидуальные приборы учета горячей воды. В квитанции, предъявленной к оплате за январь 2011, при расчете стоимости услуг горячего водоснабжения указаны объемы потребленной горячей воды в декабре 2010, то есть при формировании платежных документов за январь 2011 учтены данные показаний индивидуальных приборов учета потребленной горячей воды, указанные потребителем в платежных документах за ноябрь и декабрь 2010. Так, в данной квитанции указаны следующие показания индивидуального прибора учета: начислено за 77-72=5 куб.м.
Вместе с тем в январе 2011 при начислении и предъявлении платы за коммунальные услуги в платежном документе за январь 2011 за объемы потребленной горячей воды в декабре 2010 выставлена плата за горячую воду по тарифу, установленному на 2011 год в размере 74,41 руб./м3.
Размер излишне полученной выручки от реализации коммунальной услуги -горячее водоснабжение - вследствие неправомерного завышения регулируемых государством тарифов по платежному документу (квитанции по лицевому счету 65-00648) составил 72, 35 руб. Исходя из указанной суммы административным органом рассчитана сумма административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела между МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и ОАО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" заключен агентский договор от 15.06.2009 N 210/17/пр-09. Согласно условиям указанного договора ОАО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", являющееся агентом, по поручению и за вознаграждение, за счет МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", являющегося принципалом, обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчетам за горячее водоснабжение и тепловую энергию на отопление, в том числе с населением, проживающим в многоквартирных домах города Волгограда.
13 января 2011 года ОАО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" направило в адрес МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" письмо с просьбой в срок до 17.01.2011 официально уведомить о тарифах на отопление и горячее водоснабжение, с учетом НДС, которые следует применять с 01 января 2011 (т.1, л.д. 91).
Согласно письму МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" от 21.01.2011 N ВКХ/0206-11 расчет стоимости тепловой энергии и горячей воды, предъявляемой к оплате, следует осуществлять по тарифам, установленным постановлениями Управления по региональным тарифам от 24.12.2010 N 37/1 и N37/2 на 2011 год (т. 1, л.д. 90).
МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" следовало разъяснить ОАО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", что постановления Управления по региональным тарифам от 24.12.2010 N 37/1 и N 37/2 следует применять за объемы потребленной горячей воды и тепловую энергию на отопление, начиная с января 2011. В квитанциях за январь 2011 года за объемы потребленной горячей воды и тепловую энергию в декабре 2010 расчет стоимости тепловой энергии и горячей воды, предъявляемой к оплате, следует осуществлять по тарифам, установленным для 2010 года.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции относительно того, что вина МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на истечение срока привлечения МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Указанный довод заявителя суд апелляционной инстанции считает не обоснованными, в силу следующих обстоятельств.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что допущенное Предприятием правонарушение, выразившееся в завышении регулируемых государством тарифов, не является длящимся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретного начисления и взимания платы сверх установленного тарифа.
Срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с момента его совершения. Как следует из материалов дела, правонарушение совершено в январе 2011 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному правонарушению истекает в январе 2012 года.
Вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не пропущен срок для привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "17" января 2012 года по делу N А12-19511/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на истечение срока привлечения МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
...
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
...
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
...
Вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не пропущен срок для привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным."
Номер дела в первой инстанции: А12-19511/2011
Истец: МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство"
Ответчик: Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области