г. Пермь |
N 17АП-2361/2012-ГК |
18 апреля 2012 г. |
А60-38746/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В. Ю., Скромовой Ю. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С. А.,
при участии:
от заявителя - не явились,
от ответчиков - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Арапова Вадима Петровича
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2012 года
по делу N А60-38746/2011
принятое судьей Киреевым П. Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Арапова Вадима Петровича (ОГРНИП 304667026100159, ИНН 666000192675)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Арапов Вадим Петрович (далее - заявитель, предприниматель Арапов В. П.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Свердловской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области) о признании недействительным решения ФБУ"Кадастровая палата" по Свердловской области от 15.07.2011 N 66/11-22969 об отказе в исправлении ошибки в кадастровых сведениях и об обязании ответчиков устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, путем исправления группы видов разрешенного использования, указанной в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0304032:39, применив 9 группу разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Предприниматель Арапов В. П. с решением суда от 25.01.2012 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель указал, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304032:39 кадастровая стоимость земельного участка в размере 20139657,50 руб. рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 18 476,75 руб/кв.м., определенного для 5 группы видов разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". При этом вид разрешенного использования земельного участка, указанный в кадастровом паспорте "под здание административного корпуса (литера Е) и станцию технического обслуживания легковых автомобилей (литера Д1) VI класса опасности по санитарной классификации" не соответствует названию 5 группы видов разрешенного использования. Заявитель также ссылается на то, что ранее кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304032:7, из которого выделен спорный земельный участок, рассчитывалась с применением другой - 13 группы видов разрешенного использования "земли под объектами автомобильного транспорта". Заявитель считает технической ошибкой неверное применение при определении кадастровой стоимости земельного участка группы видов разрешенного использования.
Из градостроительного регламента зоны ПК-4 (зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности), к которой относится земельный участок, следует, что "административно-бытовые здания", "станции технического обслуживания автомобилей", "объекты торговли", "объекты бытового обслуживания", "предприятия общественного питания" являются отдельными видами разрешенного использования. Виды разрешенного использования - "объекты торговли", "объекты бытового обслуживания", "предприятия общественного питания" относятся к условно разрешенным видам использования зоны ПК-4. Разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в установленном порядке заявитель не получал. Земельный участок не использовался для размещения объектов бытового обслуживания, объектов торговли или объектов общественного питания. Таким образом применение группы видов разрешенного использования, по мнению заявителя, не соответствует градостроительному регламенту и фактическому использованию земельного участка. Основным видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом, полностью соответствует 9 группа видов разрешенного использования. Название расположенного на земельном участке объекта недвижимости - "Здание административного корпуса" соответствует виду разрешенного использования, предусмотренного 9 группой "административные здания".
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.03.2011 N 1301 индивидуальному предпринимателю Арапову В.П. в собственность предоставлен земельный участок площадью 1090 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0304032:39, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 201, с видом разрешенного использования - под здание административного корпуса (литера Е) и станцию технического обслуживания легковых автомобилей (литера Д1) - объект 4 класса опасности по санитарной классификации.
В кадастровом паспорте (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 27.07.2011 указана кадастровая стоимость земельного участка в размере 20139657 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой в размере стоимости 18476,75 руб./кв.м.
При определении кадастровой стоимости указанного земельного участка применена 5 группа средних значений удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания согласно Постановлению Правительства Свердловской
области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков на территории Свердловской области".
Заявитель, полагая, что 5 группа средних значений удельных показателей при определении кадастровой стоимости земельного участка органом кадастрового учета применена ошибочно, 11.07.2011 обратился в ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области с заявлением об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном.
15.07.2011 ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области приняло решение N 66/11-22969 об отказе в исправлении технической ошибки, ссылаясь на отсутствие противоречий между сведениями государственного кадастра недвижимости об экономических характеристиках земельного участка и документами, на основании которых эти сведения вносились.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, заявитель указал, что принятое решение противоречит закону, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности. Заявитель полагает, что применение 5 группы видов разрешенного использования при определении кадастровой стоимости земельного участка, не соответствует градостроительному регламенту и фактическому использованию земельного участка, необоснованно многократно увеличивает цену выкупа земельного участка и размер налоговой базы по земельному налогу; в государственном кадастре недвижимости следует исправить группу видов разрешенного использования на 9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решения или действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Технической ошибкой (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) является допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно с. 2 ст. ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно п. 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу ст. 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся указанные в данной статье сведения о земельных участках. В соответствии с п.п. 11, 14 ч. 2 ст. 7 названного закона к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (п.п. 2,3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Правительством Свердловской области принято Постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования (5 группа - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 9 группа - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" определение кадастровой стоимости существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
На основании п. 2.1.3 Методических указании в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2.1.16 Методических указаний кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования, его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
При расчете кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером 66:41:0304032:39, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 201, отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования -
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Арбитражный суд не располагает доказательствами, подтверждающими, ошибочное отнесение спорного земельного участка к данной группе видов разрешенного использования.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности кадастровый паспорт земельного участка от 27.07.2011, постановление Администрации г. Екатеринбурга от 30.03.2011 N 1301, содержащие сведения о разрешенном использовании земельного участка - под здание административного корпуса (литера Е) и станцию технического обслуживания легковых автомобилей (литера Д1) VI класса опасности по санитарной классификации; материалы фотосъемки земельного участка, согласно которым на земельном участке расположен пристрой к зданию - кузовной цех для оказания услуг по ремонту автомобилей; отсутствие в материалах дела доказательств того, что расположенный на земельном участке объект недвижимого имущества используется исключительно как административное здание материально-технического обеспечения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности необходимости отнесения земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования.
Оснований для вывода о расхождении сведений государственного кадастра недвижимости и правоустанавливающих документов, о наличии в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки, неправильном применении при исчислении кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости, относящегося к другой группе видов разрешенного использования, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для исправления технической ошибки, оспариваемое решение ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области" от 15.07.2011 N 61/11-22969 является законным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304032:7, из которого выделен спорный земельный участок, рассчитывалась с применением 13 группы видов разрешенного использования "земли под объектами автомобильного транспорта", не означает наличие оснований для применения 9 группы видов разрешенного использования земельного участка.
Довод заявителя о том, что виды разрешенного использования "объекты торговли", "объекты бытового обслуживания", "предприятия общественного питания" относятся к условно разрешенным видам использования зоны ПК-4, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в установленном порядке заявитель не получал, не опровергают выводы суда по заявленным требованиям с учетом установленных обстоятельств дела.
Кроме того, виды разрешенного использования 5 группы соответствуют перечню видов разрешенного использования для установленной территориальной зоны.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку верно установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, не являются основанием иных выводов арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2012 года по делу N А60-38746/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (п.п. 2,3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
...
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" определение кадастровой стоимости существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания)."
Номер дела в первой инстанции: А60-38746/2011
Истец: ИП Арапов Вадим Петрович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2361/12