г. Москва |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А41-25364/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Макаровской Э.П., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Трошкин П.В., доверенность от 01.02.2012, Перова А.Г., доверенность от 10.01.2012 N 03/1-49,
от третьих лиц:
ООО "Варварино -1" - Полищук П.В.- председатель, протокол N 2/12 от 07.03.2012,
Администрации сельского поселения Краснопахорское - не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Подольского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 30.12.2011 по делу N А41-25364/11, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению ИП Погорельской Н.Е. (ИНН 502100838234, ОГРНИП 309507416700073) к Администрации Подольского муниципального района, при участии в деле в качестве третьих лиц Администрация сельского поселения Краснопахорское, ООО "Варварино -1", о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Погорельская Н.Е. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями с учётом уточнений:
1. Признать решение органа исполнительной власти - администрации Подольского муниципального района исх. N 2622/1-40 от 11.05.2011 г. об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в с. Красная Пахра сельского поселения Краснопахорское Подольского муниципального района Московской области КН 50:27:0020118:881 площадью 1278 кв.м., с целевым назначением: для строительства здания хозяйственно-бытового назначения, незаконным.
2. Признать постановление руководителя администрации Подольского муниципального района N 1155 от 28.04.2011 г. о предоставлении земельного участка с КН 50:27:0020118:881 площадью 1278 кв.м. ООО "Варварино-1" на праве аренды, незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Администрация сельского поселения Краснопахорское, ООО "Варварино-1" (далее - третьи лица).
Решением от 30.12.2011 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебное заседание заявитель и Администрация сельского поселения Краснопахорское, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя и Администрации сельского поселения Краснопахорское в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Варварино -1" поддержал апелляционную жалобу администрации, просил решение суда первой инстанции отменить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
18 апреля 2011 года ИП Погорельская обратилась в Администрацию Подольского муниципального района с заявлением о согласовании предоставления в аренду путем выставления на торги земельного участка площадью 1278 кв.м. с кадастровым номером 50:27:00200118:881, согласованного по Акту о выборе земель для предоставления ООО "Варварино-1" "для строительства здания хозяйственного назначения", расположенного в с. Красная Пахра на территории сельского поселения Краснопахорское Подольского района Московской области.
11 мая 2011 года решением N 2622/1-40 Администрация Подольского муниципального района отказала ИП Погорельской в согласовании предоставления в аренду путем выставления на торги земельного участка площадью 1278 кв.м. с кадастровым номером 50:27:00200118:881, указав, что Постановлением от 28.04.2011 N 1155 испрашиваемый ИП Погорельской земельный участок предоставлен в аренду ООО "Варварино-1".
Считая решение от N 2622/1-40 от 11.05.2011 и постановление от 28.04.2011 N 1155 незаконными, ИП Погорельская Н.Е. обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый отказ и оспариваемое постановление администрации не соответствуют требованиям закона, поскольку земельный участок предоставлен в аренду ООО "Варварино-1" с нарушением процедуры предоставления земельного участка, установленной Земельным кодексом РФ, а имен, без проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка в целях строительства.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции апелляционный суд считает ошибочным в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания нормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков в собственность без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно п. п. 2 - 4 ст. 30 ЗК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, 03.03.2010 ООО "Варварино-1" обратилось в Администрацию Подольского муниципального района с заявлением об осуществлении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1400 кв.м. в селе Красная Пахра для строительства здания хозяйственно - бытового назначения и согласовании предоставлении земельного участка на праве аренды.
В соответствии с установленной ч. 3 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления проинформировал население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства путем опубликования в газете "Земля Подольская" N 40(563) от 14.10.2010 информации о назначении даты, времени и месте проведения публичных слушаний - 26.10.2010.
26.10.2010 Администрацией сельского поселения Красная Пахра были проведены публичные слушания о строительстве ООО "Варварино-1" здания хозяйственно-бытового назначения на земельном участке площадью 1278 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, д. Красная Пахра на территории сельского поселения Краснопахорское Подольского района.
По результатам публичных слушаний составлен протокол от 26.10.2010 (л.д. 128), согласно которому гражданами принято решение: согласовать вид разрешенного использования земельного участка в с. Красная Пахра на территории сельского поселения Краснопахорское площадью 1278 кв.м. для строительства здания хозяйственно-бытового назначения ООО "Варварино-1". Также в материалы дела представлено заключение комиссии Администрации сельского поселения Краснопахорское по организации публичных слушаний от 26.10.2010 (л.д. 127). Заключение комиссии по результатам публичных слушаний опубликовано в газете "Земля Подольская" от 11.11.2010 (л.д.20).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 4224/10 от 14.09.2010 (на которую ссылается заявитель жалобы) обязанность органов местного самоуправления городских и сельских поселений публично информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства направлено на защиту интересов населения в целом и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Именно на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Как следует из вышеуказанной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возражения против размещения объектов и заявление других лиц о предоставлении им этого же земельного участка для строительства могут быть заявлены в разумный срок с даты публикации, поэтому вопрос о выборе земельного участка и принятии постановления об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта должен быть рассмотрен администрацией района лишь после истечении разумного срока после публикации информации в порядке ч. 3 ст. 31 ЗК РФ.
При этом после опубликования в газете от 11 ноября 2010 результатов публичных слушаний от 26.10.10 по вопросу предоставления земельного участка для строительства ООО "Варварино-1" в с. Красная Пахра, в администрацию ни от ИП Погорельской Н.Е., ни от других лиц возражений либо заявлений на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения не поступало.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В отношении вышеуказанного земельного участка была проведена процедура выбора с учетом градостроительных требований и заключений служб, в том числе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Росприроднадзора (Акт выбора земельного участка N 30 от 12.03.2010. (л.д. 45).
По истечении разумного срока (более месяца) с даты публикации о возможном предоставлении ООО "Варварино-1" земельного участка для строительства 20 декабря 2010 года Администрацией Подольского муниципального района Московской области вынесено постановление (л.д.51) о предварительном согласовании ООО "Варварино-1" места для размещения объекта строительства здания хозяйственно-бытового назначения в д. Красная Пахра сельского поселения Краснопахорское и утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане.
Указанное постановление является основанием для проведения кадастровых работ и постановки испрашиваемого в аренду земельного участка на кадастровый учет.
После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка 07 апреля 2011 года ООО "Варварино-1" обратилось в Администрацию с просьбой предоставить в аренду земельный участок площадью 1278 кв.м. с кадастровым номером 50:27:00200118:881, расположенный в д. Красная Пахра сельского поселения Краснопахорское Подольского района для строительства здания хозяйственно-бытового назначения.
Согласно п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату подачи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, в срок до 21.04.2011 Администрация была обязана принять решение о предоставлении земельного участка ООО "Варварино-1".
28 апреля 2011 года Администрацией Подольского муниципального района Московской области вынесено Постановление от 28.04.2011 N 1155 о предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 1278 кв.м. с кадастровым номером 50:27:00200118:881 "для строительства здания хозяйственно-бытового назначения" (л.д.46 на обороте).
12 мая 2011 года между администрацией и ООО "Варварино-1" был подписан договор аренды земельного участка для строительства здания хозяйственно-бытового назначения, 17.06.2011 договор зарегистрирован в ЕГРП.
Таким образом, Администрация Подольского муниципального района Московской области оспариваемым постановлением предоставила земельный участок в аренду ООО "Варварино-1" с предварительным согласованием места размещения объекта, что не предполагает проведение торгов.
Довод заявителя о том, что в связи с поступлением заявления ИП Погорельской Н.Е. в администрацию о предоставлении ей того же земельного участка, необходимо проведение торгов, апелляционным судом отклоняется, поскольку обращение о предоставлении ей земельного участка должно иметь место после публикации соответствующей информации в публичном порядке и до принятия постановления об утверждении акта выбора и предварительного согласования места размещения объекта.
Поскольку на дату поступления заявления ИП Погорельской Н.Е. (18.04.2011) была завершена процедура выбора земельного участка и принято соответствующее постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, на основании которого в течение трех лет у ООО "Варварино-1" возникли законные основания на получение земельного участка в аренду, а у администрации возникла обязанность его предоставить именно ООО "Варварино-1", обжалуемый отказ соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
При таких обстоятельствах Постановление от 28.04.2011 N 1155 о предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 1278 кв.м. с кадастровым номером 50:27:00200118:881 "для строительства здания хозяйственно-бытового назначения" вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя, более того, принятие оспариваемого постановления являлось установленной законом обязанностью администрации.
Следовательно, решение от 11.05.2011 N 2622/1-40 об отказе в предоставлении Погорельской Н. Е. земельного участка, площадью 1278 кв.м. с кадастровым номером 50:27:00200118:881, расположенного в д. Красная Пахра, сельского поселения Краснопахорское Подольского района, принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Вывод суда первой инстанции о том что, Администрацией Подольского муниципального района в нарушение закона не проведены торги на право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:27:00200118:881, является неверным.
При предоставлении спорного земельного участка уполномоченным органом была избрана процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и проведение торгов, с учетом своевременно (до утверждения акта выбора) проведенной публикации о предоставлении земельного участка для строительства и отсутствии обращения в администрацию о предоставлении того же земельного участка иных заинтересованных лиц, в данном конкретном случае не требовалось.
Довод заявителя о том, что публичное информирование о предоставлении земельного участка для строительства 11.11.2010 не отражало кадастровый номер земельного участка, в связи с чем он не мог быть идентифицирован ИП Погорельской Н.Е. для определения ее заинтересованности в строительстве на нем объекта, апелляционным судом отклоняется как необоснованный.
Положениями статей 31,32 ЗК РФ с учетом правовой позиции ВАС РФ в вышеуказанном постановлении Президиума установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, а именно: 1) обращение с заявлением; 2) выбор земельного участка; 3) информирование населения; 4) утверждение акта выбора и предварительное согласование места размещения объекта строительства; 5) государственный кадастровый учет земельного участка; 6) принятие решения о предоставлении в аренду и заключение договора.
Поскольку заявление ИП Погорельской Н.Е. о предоставлении ей того же земельного участка может быть подано лишь на стадии после публичного информирования населения и до предварительного согласования места размещения объекта, на указанной стадии кадастровый учет земельного участка еще не осуществлен, в связи с чем кадастровый номер земельного участка в объявлении о публичном информировании населения 11 ноября 2010 года не подлежал указанию.
С учетом изложенного у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований предпринимателя, при таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене как принятый без учета изложенных выше обстоятельств, подтверждаемых материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.12.2011 по делу N А41-25364/11 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату подачи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
...
Поскольку на дату поступления заявления ИП Погорельской Н.Е. (18.04.2011) была завершена процедура выбора земельного участка и принято соответствующее постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, на основании которого в течение трех лет у ООО "Варварино-1" возникли законные основания на получение земельного участка в аренду, а у администрации возникла обязанность его предоставить именно ООО "Варварино-1", обжалуемый отказ соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
...
Положениями статей 31,32 ЗК РФ с учетом правовой позиции ВАС РФ в вышеуказанном постановлении Президиума установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, а именно: 1) обращение с заявлением; 2) выбор земельного участка; 3) информирование населения; 4) утверждение акта выбора и предварительное согласование места размещения объекта строительства; 5) государственный кадастровый учет земельного участка; 6) принятие решения о предоставлении в аренду и заключение договора."
Номер дела в первой инстанции: А41-25364/2011
Истец: Погорельская Н. Е.
Ответчик: Администрация Подольского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Краснопахорское, ООО "Варварино-1", Администрация Подольского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1844/12