г. Пермь |
N 17АП-2729/2012-АК |
19 апреля 2012 г. |
А60-54873/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Фанком" (ОГРН 1026600508880, ИНН 6635000195): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ЗАО "Фанком"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2012 года
по делу N А60-54873/2011,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению ЗАО "Фанком"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фанком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительными предписаний от 28.10.2011 N N 305-1, 305-2.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что вынесение оспариваемых предписаний в день составления акта проверки не обеспечило реализацию права общества на подачу возражений к акту проверки, что является нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом на основании приказа от 30.09.2011 N 544 в период с 10.10.2011 по 28.10.2011 проведена проверка общества по месту осуществления деятельности: Свердловская область, Алапаевский район, пос. Верхняя Синячиха, ул. Кедровая, 1 по вопросу соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Результаты проверки отражены в акте от 28.10.2011 N 305.
На основании акта проверки государственным инспектором Сарапуловой И.Д. обществу выданы предписания от 28.10.2011 N 305-1 и N 305-2 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно предписанию N 305-1 общество должно разработать план мероприятий по снижению содержания загрязняющих веществ в сточных водах общества по выпускам N 1, 2, 3 в реки Синячиха, Вогулка, Кайгородиха.
Согласно предписанию N 305-2 общество должно принять меры по выполнению п. 8 решения от 07.09.2010 N 66-14.01.05.018-Р-РСБХ-С-2010-00394/00 о предоставлении водного объекта (р. Кайгородиха) в пользование.
Полагая, что предписания являются незаконными и нарушают его права, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда.
На основании ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в частности, не допускать причинения вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Статьей 55 ВК РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу пункта 4 части 5 статьи 36 ВК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) государственные инспекторы по надзору в области использования и охраны водных объектов имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство клееной фанеры, древесных плит и панелей.
Для производственной деятельности общество использует водные объекты - реки Синячиха, Вогулка, Кайгородиха, осуществляя сброс в них сточных водах по выпускам N 1, 2, 3 соответственно.
Департаментом при проведении проверки были выявлены нарушения обществом требований законодательства об охране водных объектов, выразившиеся в превышении установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах общества в упомянутые водные объекты (пункты 6, 7, 8 акта проверки), а также в неисполнении пункта 8 решения от 07.09.2010 N 66-14.01.05.018-Р-РСБХ-С-2010-00394/00 о предоставлении в пользование водного объекта - реки Кайгородиха в части не оборудования выпуска N 3 сточных вод прибором учета (пункт 9 акта проверки).
При таких обстоятельствах государственным инспектором департамента Сарапуловой И.Д. правомерно выданы обществу предписания от 28.10.2011 N 305-1 и 305-2 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, согласно которым общество должно разработать план мероприятий по снижению содержания загрязняющих веществ в сточных водах общества по выпускам N 1, 2, 3 в реки Синячиха, Вогулка, Кайгородиха и принять меры по выполнению пункта 8 решения от 07.09.2010 N 66-14.01.05.018-Р-РСБХ-С-2010-00394/00 о предоставлении водного объекта в пользование, предусматривающего обязанность общества оборудовать выпуск сточных вод прибором учета.
Содержание предписаний обществом не оспаривается. Сторонами не оспаривается, что требования предписаний обществом исполнены.
Довод апеллятора о том, что вынесение оспариваемых предписаний в день составления акта проверки не обеспечило реализацию права общества на подачу возражений к акту проверки, что является нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подлежит отклонению.
В соответствии с ч.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) юридическое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
Вместе с тем анализ правовой нормы не позволяет сделать вывод о том, что предписание об устранении выявленных нарушений не может быть выдано до истечения установленного 15-дневного срока на представление возражений.
Более того, по смыслу этой нормы возражения могут быть представлены как на акт проверки, так и на выданное предписание.
Порядок оформления результатов проверки определен статьей 16 Закона, в соответствии с частью 3 которой к акту проверки прилагаются, в частности, предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, положениями Закона N 294-ФЗ регламентирован срок составления акта проведенной проверки (ч. 4 ст. 16 этого закона), тогда как срок вынесения по итогам проверки предписания не установлен.
Статья 17 Закона устанавливает меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, в том числе выдачу предписаний.
При этом следует отметить, что Федеральным законом N 294-ФЗ определены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), выдвинуты требования к организации и проведению проверок, однако, не все нарушения, допущенные уполномоченным на проверку органом, могут повлечь недействительность результатов проверки.
В соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; 1.1) пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций); 2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона; 3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); 4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); 5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки); 7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок); 8) частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Данный перечень является исчерпывающим, вынесение предписания в день составления акта проверки в указанном перечне грубых нарушений не поименовано.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что вынесение органом государственного контроля предписания в день составления акта не является не только грубым, но и в принципе не является нарушением.
Следует отметить при этом, что права и законные интересы лица, в отношении которого проводилась проверка, не нарушаются при одновременном вручении акта проверки и предписания об устранении нарушений, поскольку не утрачивается возможность оспаривания ненормативного акта - предписания в судебном порядке.
Соответственно, заявленные в обоснование апелляционной жалобы доводы о допущенных заинтересованным лицом нарушениях установленных законом требований к процедуре проверке подлежат отклонению.
В силу изложенного в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2012 года по делу N А60-54873/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фанком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением суда подтверждено наличие неосновательного обогащения в размере 43 394 000 руб., а также начисленных в порядке статьи 395 ГК РФ процентов в сумме 379 697 руб. 50 коп. С должника в пользу кредитора также взыскано 200 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Поскольку заявление ООО "Выборгская судоходная компания" соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от "О несостоятельности (банкротстве)", доказательств исполнения ООО "Новый город" денежных обязательств, установленных решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2010 по делу N А56-6091/2010, на дату судебного заседания не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости введения в отношении ООО "Новый город" процедуры наблюдения, утвердив в качестве временного управляющего должника Журавлева Вячеслава Владимировича, кандидатура которого соответствует требованиям статей 20, 20.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
...
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно предоставления отсрочки исполнения решения суда от 24.09.2010 по делу N А56-6091/2010 не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции как несостоятельные. Сам факт предоставления отсрочки или рассрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта не влияет на наличие у должника фактических признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве. У должника имеется неисполненное в течение трех месяцев обязательство и размер этого обязательства превышает 100 000 руб. Предоставление рассрочки или отсрочки исполнения судебного акта не изменяет срок исполнения денежного обязательства, который уже давно наступил."
Номер дела в первой инстанции: А60-54873/2011
Истец: ЗАО "Фанком"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2729/12