г. Вологда |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А52-4254/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Порховском районе Псковской области
на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2012 года
по делу N А52-4254/2011 (судья Радионова И.М.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Порховском районе Псковской области (ОГРН 1026001743723; далее - Управление, ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Кусраева Чермена Апалоновича (ОГРН 310603009100012) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год в размере 779 руб. 40 коп.
Решением арбитражного суда от 17 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление оспорило судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на допущенную в решении от 21.06.2011 N 56 ошибку в указании пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Предприниматель Кусраев Ч.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В ходатайстве от 04.04.2012 N 03-09/2894 ПФ РФ просит рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, Управление установило факт нарушения предпринимателем Кусраевым Ч.А. законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В акте от 23.05.2011 N 73 заявитель зафиксировал, что в нарушение установленного пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ требования предприниматель необходимые для ведения персонифицированного учета индивидуальные сведения за 2010 год не представил (лист дела 8).
По результатам рассмотрения материалов проверки Управление вынесло решение от 21.06.2011 N 56 о привлечении предпринимателя Кусраева Ч.А. к ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 779 руб. 40 коп. и направило страхователю требование от 15.07.2011 N 45 с предложением погасить указанную сумму штрафной санкции в срок до 03.08.2011. Указанные решение и требование получены предпринимателем 24.06.2011 и 18.07.2011 соответственно (листы дела 11-17).
Неуплата штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в 2010 году предприниматель являлся страхователем (зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 19.04.2010 за регистрационным номером 070-017-003442).
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 2 данного Закона для целей настоящего Федерального закона индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
На основании пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пункта 42 инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, физические лица, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в частности, сумму уплаченных страховых взносов за расчетный период вместе с копией платежного документа и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Нарушение страхователем срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, влечет привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год" утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10 392 руб. исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на 1 января 2010 года.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. В целях реализации части 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя - календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 части 4 статьи 14 Закона), в данном случае - апрель 2010 года.
Согласно расчету Управления, размер страховых взносов, подлежащих уплате ответчиком за 2010 год, составил 7794 руб. (лист дела 7).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются, в частности, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения и решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Следовательно, Законом N 212-ФЗ предусмотрен порядок оформления результатов проведенных проверок, который должен соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
Однако вопреки требованиям статьи 39 данного Закона, резолютивная часть решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.06.2011 N 56 содержит ссылку на привлечение предпринимателя Кусраева Ч.А. к ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем данная норма не предусматривает ни основания привлечения к ответственности, ни санкцию за совершенное правонарушение, в связи с чем не могла являться основанием для вынесения решения. Пункт 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определяет порядок представления в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В свою очередь нарушение страхователем сроков представления таких сведений и ответственность за неисполнение данной обязанности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, решение Управления от 21.06.2011 N 56 не соответствует требованиям статьи 39 Закона N 212-ФЗ. В частности, в решении должна быть указана статья Закона N 27-ФЗ, предусматривающая вмененное в вину правонарушение, и применяемые меры ответственности.
Указанное обстоятельство нельзя отнести к формальным нарушениям порядка привлечения предпринимателя к ответственности, поскольку нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы установления противоправного деяния и виновности лица в его совершении, с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы подателя жалобы о допущенной Управлением в решении от 21.06.2011 N 56 ошибке подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого им решения.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы Управлению отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2012 года по делу N А52-4254/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Порховском районе Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются, в частности, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения и решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Следовательно, Законом N 212-ФЗ предусмотрен порядок оформления результатов проведенных проверок, который должен соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
Однако вопреки требованиям статьи 39 данного Закона, резолютивная часть решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.06.2011 N 56 содержит ссылку на привлечение предпринимателя Кусраева Ч.А. к ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем данная норма не предусматривает ни основания привлечения к ответственности, ни санкцию за совершенное правонарушение, в связи с чем не могла являться основанием для вынесения решения. Пункт 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определяет порядок представления в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В свою очередь нарушение страхователем сроков представления таких сведений и ответственность за неисполнение данной обязанности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, решение Управления от 21.06.2011 N 56 не соответствует требованиям статьи 39 Закона N 212-ФЗ. В частности, в решении должна быть указана статья Закона N 27-ФЗ, предусматривающая вмененное в вину правонарушение, и применяемые меры ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А52-4254/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Порховском районе Псковской области
Ответчик: ИП Кусраев Чермен Апалонович