Общество состоит на налоговом учете в ИФНС N 1 г. Н. и одновременно в Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Н-скому региону.
Общество имеет подразделение: Участок по работе с потребителями в г. Н. Юридический адрес участка согласно приказу генерального директора о создании участка совпадает с юридическим адресом головного офиса. Регистрация в ИФНС не производилась в связи с тем, что подразделение не является обособленным. В связи с производственной необходимостью для работы этого участка арендовано другое помещение вне центрального офиса, территориально относящееся к ИФНС N 1.
1. Нужно ли регистрировать подразделение по фактическому адресу?
2. Если "да", то какие документы подаются в ИФНС?
3. В какой ИФНС должна проводиться регистрация?
В соответствии со ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
В данной норме одним из квалифицирующим признаком обособленного подразделение названа территориальная обособленность от юридического лица.
К сожалению, законодательство о налогах и сборах не позволяет точно уяснить, что представляет собой территориальная обособленность.
В связи с тем, что степень территориальной обособленности Кодексом не определена, буквальное толкование данного словосочетания подразумевает, что территориальная обособленность подразделения будет существовать в любом случае, когда место нахождение подразделения отличается от места нахождения организации, к которой оно относится.
Понятие места нахождения организации отсутствует в НК РФ. В связи с этим, следует обратиться к нормам гражданского законодательства.
Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в учредительных документах.
Поскольку арендованное помещение, в котором осуществляет деятельность Участок по работе с потребителями газа в г. Н, имеет иной адрес, нежели тот, по которому зарегистрировано Общество, следует признать данное подразделение обособленным с точки зрения буквального толкования термина "территориальная обособленность".
Аналогичная точка зрения изложена в Письме Минфина РФ от 11 апреля 2005 г. N 03-06-06-03/18.
В то же время, в судебной практике встречается иное толкование территориальной обособленности. Так ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.11.2004 г. N Ф08-5204/2004-1993А указал, что "под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика".
Несмотря на неоднозначность ответа на вопрос о признании обособленным подразделения, расположенного на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения, обязанность у Общества подавать заявление о постановке на налоговый учет в те налоговые органы, в которых оно состоит на учете отсутствует и его нельзя привлечь к ответственности за нарушение порядка постановки на налоговый учет по ст. 116 НК РФ.
В соответствии со ст. 83 НК РФ*(1) постановке на налоговый учет подлежит налогоплательщик по основаниям, указанным в Кодексе. Общество состоит на налоговом учете в ИФНС N 1 г. Н. и МРИ ФНС по КН по Н-скому региону. Соответственно, подача заявления о постановке на учет по другому основанию является для него повторной. Обязанность по повторной постановке на налоговый учет в одном налогового органе ст. 83 НК РФ не предусмотрена. Следовательно, привлечь к налоговой ответственности по ст. 116 НК РФ Общество нельзя. На это указывал и Пленум ВАС РФ в п. 39 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ".
На основании изложенного, у Общество отсутствует обязанность по постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения как в ИФНС N 1 г. Н., так и в МРИ ФНС по КН по Н-скому региону, поскольку Общество уже состоит на учете в данных налоговых органах по иным основаниям.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.
Как ранее было указано, буквальное толкование положений НК РФ позволяет прийти к выводу, что Участок по работе с потребителями газа в г. Н. является обособленным подразделением и Общество обязано было уведомить ИФНС N 1 г. Н. о его создании. В то же время, учитывая арбитражную практику ФАС СКО и тот факт, что с момента занятия Участком арендованного помещения истек календарный месяц, считаем нецелесообразным сообщать в ИФНС N 1 г. Н о создании Участка.
Вывод
У Общества отсутствует обязанность по постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения как в ИФНС N 1 г. Н., так и в МРИ ФНС по КН по Н-скому региону, поскольку Общество уже состоит на учете в данных налоговых органах по иным основаниям.
15 августа 2007 г.
ООО "Аудит-новые технологии", август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рабочие места в арендованном помещении созданы в 2006 году. Соответственно, при ответе использованы нормы НК РФ в редакции, действовавшей в 2006 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.