город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2012 г. |
дело N А53-24715/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Н.Н. Смотровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2012 по делу N А53-24715/2011,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове
к индивидуальному предпринимателю Федотову Андрею Михайловичу
о взыскании 1039,20 рублей финансовой санкции,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове (далее - ГУ УПФР в г. Азове) обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Федотова Андрея Михайловича (далее - предприниматель Федотов А.М.) 1039,20 рублей штрафа за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета на страхователя - физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы за 2010 год.
Решением суда от 27.01.2012 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано нарушением пенсионным фондом процедуры привлечения предпринимателя к ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в г. Азове обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что материалы дела были рассмотрены 12.09.2011, о времени и месте рассмотрения материалов проверки предприниматель был извещен надлежащим образом.
В судебное заседание не явились представители предпринимателя Федотова А.М. и ГУ УПФР в г. Азове, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Направленная предпринимателю Федотову А.М. (по адресу его места жительства: г. Азов, ул. Мира, 43а, кв. 4) корреспонденция с определением суда о назначении времени и места рассмотрения апелляционной жалобы, вернулась в суд с отметкой почты "истек срок хранения", что в силу п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ свидетельствует о надлежащем извещении предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, предприниматель Федотов А.М. зарегистрирован в ГУ УПФР в г. Азове в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию на основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации".
10 августа 2011 года ГУ УПФР в г. Азове был составлен акт N 450 "Об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании", которым зафиксирован факт непредставления предпринимателем в ГУ УПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учёта страхователя за 2010 год в установленный п. 5 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - закон N167-ФЗ) срок - до 01 марта 2011 года (л.д. 14). В акте было указано о назначении рассмотрения акта и материалов проверки на 15 час. 00 мин. 12.09.2011 в здании УПФР в г. Азове.
Акт отправлен в адрес предпринимателя по почте.
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником ГУ УПФР в г. Азове вынесено решение от 14.09.2011 N 418 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", которым предприниматель Федотов А.М. привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 1039,20 руб. (л.д. 13).
На основании указанного решения ГУ УПФР в г. Азове направило в адрес предпринимателя требование от 14.10.2011 N 450 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке в срок до 03.11.2011.
Ввиду неисполнения предпринимателем требования, ГУ УПФР в г. Азове обратилось в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением о принудительном взыскании суммы штрафа.
Согласно статье 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год" утверждена стоимость страхового года на 2010 год исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на 1 января 2010 года, в размере 10 392 рублей.
В силу п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, ст. 6 и п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период принятия УПФР решения от 14.09.2011 N418) предприниматель, являясь страхователем, обязан один раз в год, но не позднее 1 марта представлять в УПФР сведения о себе и о каждом работающем у него лице, которые необходимы для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в установленные сроки к страхователям применяются финансовые санкции в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно материалам дела, предприниматель нарушил вышеуказанные требования Законов N 27-ФЗ и N 167-ФЗ, не представив в срок до 01.03.2011 в УПФР сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год.
Вместе с тем, основания для взыскания суммы штрафа в судебном порядке отсутствуют.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" признаны утратившими силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд России сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пп. "а" п. 6 ст. 6 Закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ в части 5 статьи 16 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, с 01.01.2012 отменена обязанность предпринимателей-страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующих сведений (документов).
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде (январь 2012 года) Законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ отменена обязанность, за выполнение которой абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность, то у суда отсутствуют правовые основания для взыскания с предпринимателя штрафа на основании решения о привлечении к ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, судом первой инстанции сделан правильный вывод о нарушении ГУ УПФР в г. Азове процедуры привлечения к ответственности.
В силу статьи 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (ч. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В силу части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (ч. 4 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Из материалов дела следует, что в адрес предпринимателя учреждением пенсионного фонда было направлено уведомление о назначении рассмотрения материалов проверки на 12.09.2011.
Корреспонденция возвращена в УПФР с отметкой почты "истек срок хранения".
Вместе с тем, решение о привлечении предпринимателя к ответственности вынесено 14.09.2011, что не соответствует дате 12.09.2011, о которой извещался предприниматель. Доказательства уведомления о назначении рассмотрения материалов проверки на 14.09.2011 в материалах дела отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ГУ УПФР о том, что материалы проверки были рассмотрены 12.09.2011.
В материалы дела не представлено доказательств, отвечающих установленным статьями 67, 68 АПК РФ критериям относимости и допустимости, подтверждающих рассмотрение материалов проверки 12.09.2011.
Решение N 418 также не содержит ссылки на рассмотрение материалов проверки 12.09.2011. Решение содержит одну дату-14.09.2011, при этом указано, что решение принято по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, решение от 14.09.2011 вынесено с нарушением установленной Законом N 212-ФЗ процедуры проверки соблюдения законодательства о страховых взносах.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным применение судом первой инстанции положений ст. 101 НК РФ, устанавливающих недействительность решения, принятого с нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
Как указано ранее, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, в силу ст. 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ.
В связи с принятием Федерального закона N 212-ФЗ также был принят Федеральный закон N 213-ФЗ от 24.07.2009 и именно этим законом из ст. 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ исключены отсылки к налоговому законодательству.
Таким образом, с момента принятия Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, порядок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности за непредставление сведений, необходимых для индивидуального учета, регулируется Законом N 212-ФЗ, как входящим в систему нормативных актов, регулирующих отношения по уплате страховых взносов.
То обстоятельство, что законом N 212-ФЗ не установлены последствия нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, не свидетельствует о необходимости применения к спорным отношениям налогового законодательства.
Согласно положениям Закона N 212-ФЗ нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки соблюдения законодательства о страховых взносах, в том числе в части уведомления страхователей о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является самостоятельным основанием недействительности принятого по результатам такого рассмотрения решения.
В настоящем случае, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, в совокупности с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, свидетельствуют о недействительности решения УПФР о привлечении страхователя к ответственности. Неуведомление страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки лишает страхователя возможности представления пенсионному фонду возражений, что влечет невозможность установления всех обстоятельств правонарушения, влияющих на выводы о наличии либо отсутствии вины страхователя в совершенном правонарушении. При этом отсутствие вины в совершенном правонарушении в силу ст. 43 Закона N 212-ФЗ исключает ответственность за совершение правонарушения.
Вместе с тем, поскольку ошибочные выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения предпринимателя к ответственности и возможности применения к спорным отношениям ст. 101 НК РФ не привели к принятию неправильного решения, в силу п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 основания для отмены решения суда от 27.01.2012 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 января 2012 года по делу N А53-24715/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То обстоятельство, что законом N 212-ФЗ не установлены последствия нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, не свидетельствует о необходимости применения к спорным отношениям налогового законодательства.
Согласно положениям Закона N 212-ФЗ нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки соблюдения законодательства о страховых взносах, в том числе в части уведомления страхователей о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является самостоятельным основанием недействительности принятого по результатам такого рассмотрения решения.
В настоящем случае, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, в совокупности с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, свидетельствуют о недействительности решения УПФР о привлечении страхователя к ответственности. Неуведомление страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки лишает страхователя возможности представления пенсионному фонду возражений, что влечет невозможность установления всех обстоятельств правонарушения, влияющих на выводы о наличии либо отсутствии вины страхователя в совершенном правонарушении. При этом отсутствие вины в совершенном правонарушении в силу ст. 43 Закона N 212-ФЗ исключает ответственность за совершение правонарушения.
Вместе с тем, поскольку ошибочные выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения предпринимателя к ответственности и возможности применения к спорным отношениям ст. 101 НК РФ не привели к принятию неправильного решения, в силу п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 основания для отмены решения суда от 27.01.2012 отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А53-24715/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове
Ответчик: ИП Федотов Андрей Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2885/12