г. Хабаровск |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А73-10618/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Товарищества собственников жилья "Рыбак" - Безденежных Т.Р., председателя ТСЖ, Небоженко Н.В., представителя по доверенности от 26.03.2010 N 30;
от Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" - Токарской И.А., представителя по доверенности от 14.10.2011 N 06-02/23;
от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - Таран Л.П., представителя по доверенности от 17.05.2011 N 6498-3.1
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 01 февраля 2012 года по делу N А73-10618/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Усенко Ж.А.
по иску Товарищества собственников жилья "Рыбак"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", Администрации города Хабаровска
о взыскании 123 147 руб. 08 коп.
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Рыбак" (ОГРН 1062722030502, место нахождения: г. Хабаровск, ул. Известковая, д. 31а; далее по тексту - ТСЖ "Рыбак", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" (ОГРН 1092721006894, далее по тексту - КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", ответчик) о взыскании убытков, возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением в период с ноября по декабрь 2009 года отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 150 000 руб.
Определением суда от 25.10.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Хабаровска; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края.
Определением суда от 21.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением суда от 19.12.2011 по ходатайству истца Министерство финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфин России) привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
До принятия судебного акта по существу спора истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России убытки в размере 123 147 руб. 08 коп.
Решением суда от 01.02.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Рыбак" взысканы убытки в размере 50 882 руб. 18 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 859 руб. 32 коп.; в удовлетворении остальной части иска, а также в иске к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" и к Администрации города Хабаровска - отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минфин России в апелляционной жалобе, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит решение от 01.02.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что в действиях Минфина России отсутствуют признаки противоправного поведения, поскольку им исполнены обязательства по финансированию мер социальной поддержки на соответствующий финансовый год. В соответствии с законом Хабаровского края от 28.07.2010 N 25 "Об исполнении краевого бюджета за 2009 год" из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края была направлена субвенция в сумме 994 172 870 руб. По окончании финансового года субвенция в размере 226 775 360 руб. была возвращена в федеральный бюджет, что доказывает выделение из бюджета достаточных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 861) неиспользованный остаток может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели. Ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), полагает, что Минфин России принял меры для надлежащего исполнения обязательств, а сам по себе факт не перечисления средств истцу бюджетом Хабаровского края не может свидетельствовать о наличии вины Минфина России в несвоевременном исполнении обязательства субъектом РФ.
КГКУ "Центр поддержки населения по городу Хабаровску" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что надлежащее исполнение обязательств ответчиком не оспариваются. Вместе с тем, ссылка ответчика на п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 861, в котором закреплено, что при наличии потребности остаток субвенций в неиспользованном текущем финансовом году может быть использован субъектом РФ в очередном финансовом году на те же цели, является безотносимой к обстоятельствам дела. В соответствии с разделом II Постановления Правительства Хабаровского края от 15.04.2010 N 98-пр (ред. от 30.03.2011), Постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2007 N 54-пр (ред. от 31.03.2009), действовавшего в 2009 году, органы социальной поддержки населения до 01 апреля финансового года, следующего за отчетным, обязаны перечислить неиспользованный остаток субвенций в доход федерального бюджета. Учитывая, что ТСЖ "Рыбак" обратилось за возмещением расходов за предоставленные в ноябре, декабре 2009 года меры социальной поддержки за пределами первого квартала 2010 года, произвести возмещение не представилось возможным в силу норм действующего законодательства. Полагает ошибочным со стороны ответчика толкование положений статей 1069, 1071 ГК РФ. В связи с указанным просит решение от 01.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец ТСЖ "Рыбак" в возражениях на апелляционную жалобу с доводами заявителя также не согласился, полагал решение от 01.02.2012 законным и обоснованным, указал на отсутствие оснований для его отмены.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не явился, каких-либо ходатайств не заявил.
ТСЖ "Рыбак", КГКУ "Центр поддержки населения по городу Хабаровску", Министерство социальной защиты населения Хабаровского края пояснениями своих представителей в заседании суда отклонили доводы жалобы, просили решение от 01.02.2012 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили, каких-либо ходатайств не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (пункты 3, 5 статьи 156 АПК РФ).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.05.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ТСЖ "Рыбак".
04.12.2006 между истцом и Управлением социальной защиты населения администрации города Хабаровска заключено соглашение, согласно которому управление обязывалось перечислить истцу денежные средства за предоставленные льготы жильцам в соответствии с законом Хабаровского края от 10.12.2005 N 329 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2006 год, постановлением Губернатора Хабаровского края от 13.01.2005 N 4 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Хабаровском крае".
Истец ежемесячно предоставлял управлению расчетные документы для перечисления денежных средств за предоставленные льготы гражданам, на основании которых управление перечисляло истцу денежные средства.
В ноябре и декабре 2009 года денежные средства истцу не перечислены ввиду передачи предоставленных ТСЖ "Рыбак" документов управлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" как неоплаченных и подлежащих оплате в 2010 году.
Отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" перечислить в 2010 году денежные средства за льготы, предоставленные в ноябре и декабре 2009 года, послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд с требованием возмещения убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг жильцам дома N 31 "а" по ул. Известковой.
При этом численность граждан льготных категорий составила: инвалиды - 26 человек; узники концлагерей - 1 человек; ветераны боевых действий - 2 человека; члены семей умерших УВОВ - 1 человек.
В подтверждение факта предоставления в спорный период льгот в сумме 123 147 руб. 08 коп. истцом в материалы дела представлены квитанции на оплату коммунальных услуг, списки жильцов, имеющих льготы с указанием площади, количества проживающих и форм собственности жилого помещения, договоры с поставщиками коммунальных услуг, счета-фактуры на оплату потребленных коммунальных ресурсов, платежные поручения об оплате ресурсоснабжающим организациям потребленных ресурсов.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, статьи 10 ФЗ "О ветеранах" (в ред. 10.01.2005), удовлетворил исковые требования на сумму 50 882 руб. 18 коп. за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ, исходя из следующего.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых, в том числе отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Следовательно, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемые вышеуказанным льготникам предусмотрены законодательством Российской Федерации, в связи с чем именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательство полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Наличие неиспользованного остатка по оплате жилищно-коммунальных услуг не освобождает Российскую Федерацию от исполнения ее расходных обязательств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в иске к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", Администрации города Хабаровска следует отказать.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Удовлетворяя исковые требования в размере 50 882 руб. 18 коп., суд первой инстанции принял во внимание представленный КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" контррасчет, согласно которому сумма льгот за ноябрь и декабрь 2009 года составила 25 441 руб. 09 коп. за каждый период.
Представленный контррасчет соответствует статье 17 Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, Закону Хабаровского края от 26.01.2005 N 254, статьям 14, 15, 16, 21 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и, кроме того, участвующими в деле лицами, в том числе Минфином России, не оспорен.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 861 в качестве обоснования доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, несостоятельна, поскольку в силу Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции", утвержденных указанным Постановлением, неиспользованный остаток субвенций в текущем финансовом году может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году лишь по соответствующему решению Минфина России. Между тем, доказательств принятия такового решения апеллянтом не представлено.
Доводы жалобы по своей сути направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, в силу чего подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Выводы суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах соответствуют представленным в дело доказательствам и нормам материального права, применяемым к спорным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 01.02.2012 по делу N А73-10618/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
...
Представленный контррасчет соответствует статье 17 Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, Закону Хабаровского края от 26.01.2005 N 254, статьям 14, 15, 16, 21 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и, кроме того, участвующими в деле лицами, в том числе Минфином России, не оспорен.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 861 в качестве обоснования доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, несостоятельна, поскольку в силу Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции", утвержденных указанным Постановлением, неиспользованный остаток субвенций в текущем финансовом году может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году лишь по соответствующему решению Минфина России. Между тем, доказательств принятия такового решения апеллянтом не представлено."
Номер дела в первой инстанции: А73-10618/2011
Истец: ТСЖ "Рыбак"
Ответчик: Администрация города Хабаровска (Управление социальной работы с населением), Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", Краевое государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" г. Хабаровска
Третье лицо: Администрация города Хабаровска (Управление социальной работы с населением), Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, УФК по Хабаровскому краю