г. Красноярск |
|
19 апреля 2012 г. |
А33-18395/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии: от истца Тарховой Т.Е. - представителя по доверенности от 09.01.2012,
от ответчика Шевченко А.Л. - представителя по доверенности от 25.11.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 5", ОГРН 1022402125844,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" февраля 2012 года по делу N А33-18395/2011, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 5" (далее истец, МБУЗ "Родильный дом N 5" ОГРН 1022402125844) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Войсковой части N 7486 (далее ответчик, Войсковая часть N 7486 ОГРН 1022402145391) о взыскании 71 804,06 руб. задолженности и 4 423,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 февраля 2012 года в иске отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение по следующим основаниям.
- медицинские услуги надлежащего качества фактически были оказаны, в связи с чем, подлежат оплате;
- не является доказанным тот факт, что оплата родовых сертификатов была произведена региональным отделением ФСС РФ за войсковую часть в счет оплаты по договорам на оказание медицинской помощи военнослужащим;
- при оказании медицинской помощи военнослужащим государство возмещает расходы учреждениям здравоохранения за оказанную медицинскую помощь через органы военного ведомства по тарифам ОМС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911. Медицинскому учреждению выплачиваются также денежные средства в размере 6 000 рублей за счет родового сертификата, как дополнительная гарантия, направленная на повышение качества оказанных медицинских услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит вынесенное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на оплату основной стоимости медицинских услуг истца по родовым сертификатам.
Апелляционная жалоба принята к производству, назначено её рассмотрение на 03.04.2012 с последующим объявлением перерыва в судебном заседании до 10.04.2012 на основании статьи 163 АПК РФ.
В судебном заседании истец и ответчик поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё.
Дело рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Родильный дом N 5" (исполнитель) и Войсковой частью N 7486 (заказчик) заключены договоры N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 об оказании медицинской помощи военнослужащим, в соответствии с пунктами 1.1., 1.2 которых исполнитель принял на себя обязательства по оказанию медицинской помощи и иных медицинских услуг военнослужащим заказчика, при отсутствии их по месту их военной службы, месту жительства, или иного нахождения медицинских учреждений МВД и МО РФ или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Для приема военнослужащих в учреждениях здравоохранения на плановое лечение или обследование предоставляется направление командира воинской части, с указанием в нем паспортных данных, цели направления в учреждение здравоохранения, наименования воинской части, ее банковских реквизитов, заверенное гербовой печатью воинской части и документ удостоверяющий личность; в неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждения здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанных документов
Пунктом 3.1. договора N 15 от 15.03.2010 предусмотрено, что медицинская помощь, предоставленная военнослужащим исполнителем оплачивается заказчиком по тарифам, действующим в системе ОМС Красноярского края на момент оказания услуги, предварительная сумма составляет 60 000 руб., предварительная сумма договора N 65 от 01.11.2011 составляет 40 000 руб.
В соответствии с пунктом 3.2 договоров исполнитель в течение 5 рабочих дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения военнослужащего оформляет выписку из медицинской карты больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения (реестр) о военнослужащих и об оказанной им медицинской помощи и направляет их заказчику не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным с указанием банковских реквизитов и почтового адреса.
Заказчик осуществляет проверку счетов-фактур и сведений об оказанной военнослужащим медицинской помощи, обосновании их приема на лечение, качества и продолжительности лечения и при отсутствии претензий по представленным документам оплачивает учреждению здравоохранения указанные счета-фактуры либо дает мотивированный отказ от их оплаты (пункт 3.3 договоров).
В силу пункта 6.3 договоров медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного, о чем исполнитель сообщает заказчику.
Как следует из материалов дела, исполнитель в соответствии с условиями договоров N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 оказывал медицинские услуги военнослужащим. На оплату оказанных медицинских услуг истцом в адрес Воинской части были выставлены следующие счета-фактуры: N 235 от 30.06.2010 на сумму 35 013,39 руб., N 437 от 27.12.2010 на сумму 25 505,91 руб., N 314 от 31.08.2011 на сумму 24 616,32 руб. и N 57 от 28.02.2011 на сумму 17 911 рублей, а всего на сумму 103 046,62 рубля.
Претензиями от 21.12.2010 N 1085 и N 768 от 15.08.2011, врученными ответчику 22.12.2010 и 18.08.011 соответственно, исполнитель обратился с просьбой погасить имеющуюся задолженность по оплате медицинских услуг.
Ответчиком частично оплачены предъявленные к оплате медицинским учреждением счета-фактуры, что подтверждается квитанцией N 000133 от 20.12.2010 на сумму 22 099,29 руб., платежными поручениями N 2530510 от 12.12.2011 на сумму 3 847,27 руб. и N 2530507 от 12.12.2011 на сумму 5 296 руб.
Поскольку сумма долга по договорам N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 об оказании медицинской помощи военнослужащим ответчиком до настоящего времени в полном объеме не уплачена, муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 5" обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Войсковой части N 7486 71 804,06 руб. задолженности и 4 423,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Родильный дом N 5" и Войсковой частью N 7486 заключены договоры N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 об оказании медицинской помощи военнослужащим, являющиеся по своей сути разновидностью договора возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из представленных в материалы дела счетов-фактур: N 235 от 30.06.2010, N 437 от 27.12.2010, N 314 от 31.08.2011, N 57 от 28.02.2011, соответствующих им счетов-реестров на оплату услуг стационара, оказанных в медицинских отделениях формы N 2а, сводам по отделениям формы N 12, в стоимость медицинских услуг включено нахождение пациенток в отделении патологии беременности и в акушерском физиологическом отделении.
При этом стоимость услуг в отделении патологии беременности по счетам-фактурам N 235 от 30.06.2010, N 437 от 27.12.2010 (Кулай Е. Э. и Татарская Н.Н.) составила 22 099 рублей 29 копеек; стоимость услуг в акушерском физиологическом отделении по указанным счетам-фактурам составила 38 420 рублей (л.д. 19-24). Квитанция к приходному кассовому ордеру N 115 от 20.12.2011 на сумму 22 099 рублей 29 копеек подтверждает оплату услуг в отделении патологии беременности (л.д. 26)
Стоимость услуг в отделении патологии беременности по счетам-фактурам N 314 от 31.08.2011, N 57 от 28.02.2011 (Куплинова Е.М. и Гринько М.Ф.) составила 9 143 рубля 27 копеек; стоимость услуг в акушерском физиологическом отделении по указанным счетам-фактурам составила 33 384,05 рублей (л.д. 30-38). Платежными поручениями от 12.12.2011 N 2530510 и N 2530507 на общую сумму 9 143 рубля 27 копеек произведена оплата услуг в отделении патологии беременности (л.д. 35, 40)
МБУЗ "Родильный дом N 5" приняты родовые сертификаты на Татарску Н.Н., (л.д. 25), Куплинову Е.М. (л.д. 33), Гринько М.Ф. (Л.Д. 39)
Правительством Российской Федерации принято Постановление "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" от 31.12.2004 N 911, которым были утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения (примерная форма договора приведена в приложении).
Согласно пункту 3 Правил учреждение здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этого учреждения и его почтового адреса. Указанные документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих или сотрудников не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно учреждение здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в учреждении указанных военнослужащих или сотрудников и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели.
Пунктом 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Россйской Федерации от 31.12.2004 N 911 установлено, что Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной военнослужащим и сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования).
Таким образом, Правила возмещения расходов направлены на предоставление особых гарантий в виде бюджетного финансирования (а не финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования) на цели возмещения доступным с учетом условий службы (при отсутствии по месту службы, жительства или проживания подведомственных медицинских учреждений, либо при отсутствии в них соответствующих отделений, специального медицинского оборудования, и т.д.) медицинским учреждениям расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" утверждены "Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни".
В соответствии с указанными Правилами Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно. Фонд социального страхования Российской Федерации ежемесячно, распределяет средства, поступившие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, между своими территориальными органами с учетом представляемых ими ежемесячно, заявок. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляет на основании заключенного договора средства на оплату услуг медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальности: "акушерство и гинекология", "педиатрия" и (или) "неонатология" - оплата услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;
Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233 предусмотрено, что территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета:
3 тыс. рублей - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;
6 тыс. рублей - за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;
Согласно пунктов 6,7 Правил оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата. Для получения средств, выделяемых на оплату услуг, медицинские организации ежемесячно, до 10-го числа, представляют в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов. Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа, производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, путем перечисления средств на их лицевые счета (на расчетные счета, открытые медицинским организациям в кредитных организациях).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Таким образом, оплата услуг акушерства в физиологическом отделении истца осуществляется на основании талона родового сертификата за счет средств Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который перечисляет средства межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, в свою очередь территориальные органы которого перечисляют на основании заключенного договора средства на оплату услуг медицинской организации.
Поскольку женщинами-военнослужащими были предъявлены родовые сертификаты, на основании которых должны быть оплачены услуги истца, основания для оплаты этих же услуг в виде финансирования за счет средств федерального бюджета на основании заключенных договоров с ответчиком, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, придя к выводу, что оплата оказанных в период родов услуг была произведена роддому отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании родовых сертификатов Б 6732218, Б 7834308, Б 7464273, отказал в удовлетворении иска.
Кроме того, в соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно статье 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
В силу статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).
В качестве доказательств оказания услуг истцом представлены формы N 12 "Свод по отделениям", подписанные главным врачом и главным экономистом истца. Доказательства принятия услуг на указанные в формах суммы гражданами, которым непосредственно услуги оказаны, отсутствуют. Расчет стоимость акушерских услуг в физиологическом отделении истца, также не предоставлен. Таким образом, истцом не доказано, какие именно медицинские услуги в акушерском физиологическом отделении истца оказаны женщинам, стоимость которых превышает стоимость услуг, подлежащих оплате за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на основании родовых сертификатов.
Поскольку истцом не доказано наличие долга за оказанные услуги, отсутствуют основания для применения мер ответственности в виде процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Довод истца о не доказанности факта оплаты родовых сертификатов, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство должен доказывать истец.
Довод о том, что денежные средства в размере 6 000 рублей за счет родового сертификата, являются гарантией, направленной на повышение качества оказанных медицинских услуг и подлежат оплате дополнительно к средствам, возмещаемым по договорам об оказании медицинской помощи военнослужащим, нормативно не обоснован.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" февраля 2012 года по делу
N А33-18395/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233 предусмотрено, что территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета:
...
Поскольку женщинами-военнослужащими были предъявлены родовые сертификаты, на основании которых должны быть оплачены услуги истца, основания для оплаты этих же услуг в виде финансирования за счет средств федерального бюджета на основании заключенных договоров с ответчиком, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, придя к выводу, что оплата оказанных в период родов услуг была произведена роддому отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании родовых сертификатов Б 6732218, Б 7834308, Б 7464273, отказал в удовлетворении иска.
Кроме того, в соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно статье 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
В силу статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).
...
Поскольку истцом не доказано наличие долга за оказанные услуги, отсутствуют основания для применения мер ответственности в виде процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А33-18395/2011
Истец: МБУЗ "Родильный дом N 5"
Ответчик: Войсковая часть N 7486
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18395/11
23.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2741/12
19.04.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-920/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18395/11