г. Москва |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А41-18839/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александров Д.Д., Кручинина Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тамбовским М.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Связной ЦР" - Евдокимова Ю.Е. (представителя по доверенности от 11.05.2011 N 77 АА 2144643),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области - Рублевской Ж.В. (представителя по доверенности от 01.02.2012 N 02-01/001907), Горченок С.П. (представителя по доверенности от 16.03.2012 N 02-01/004847).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Связной ЦР" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2011 по делу N А41-18839/11, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Связной ЦР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Брянской области (далее - инспекция) от 20.04.2011 N 11/28 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 30 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.11.2011 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение им норм права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство о замене участвующего в деле открытого акционерного общества "Связной ЦР" на закрытое акционерное общество "Связной Логистика" в связи с реорганизацией этого юридического лица. Ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решении суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное. В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решения суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как установлено инспекцией, 16.03.2011 в центре мобильной связи, принадлежащем обществу и расположенном по адресу: г. Клинцы, ул. Октябрьская, 25, при приеме оплаты от клиента Соловьевой О.В. за услуги мобильной связи в сумме 100 рублей платежным терминалом напечатана и выдана квитанция N 8996, на которой было указано, что на сумму принятого платежа отпечатан кассовый чек, который можно получить на кассе у продавца; на сумму платежа напечатан чек на контрольно-кассовой технике (далее - ККТ), которая установлена на рабочем месте продавца и подключена к платежному терминалу; чек, напечатанный на ККТ, плательщику не вручался; данная ККТ зарегистрирована в налоговом органе не по месту нахождения обособленного подразделения (акт от 16.03.2011 N 25).
По данным фактам инспекция 04.03.2011 составила в отношении общества протокол об административном правонарушении и 20.04.2011 вынесла постановление N 11/28 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде 30 000 рублей штрафа.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления инспекции, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств).
Таким образом, объективной стороной правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ не охватывается невыдача кассового чека в том случае, когда покупатель не требовал выдать его.
Из материалов дела не усматривается того, что покупатель требовал от продавца общества выдать кассовый чек. Поэтому невыдача кассового чека необоснованно вменена обществу в качестве нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. То обстоятельство, что законодательством установлена обязанность продавца выдавать покупателю кассовый чек, не позволяет привлекать продавца к ответственности, не предусмотренной законом за невыполнение этой обязанности.
Вместе с тем то обстоятельство, что контрольно-кассовая техника, используемая в центре мобильной связи общества, не зарегистрирована в налоговом органе по месту нахождения этого центра мобильной связи, свидетельствует о наличии в действия общества состава правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за использование контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о контрольно-кассовой технике, Закон) требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, вступило в законную силу, не оспорено, а, следовательно, подлежит применению.
Согласно пункту 15 Положения регистрация контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения.
В связи с этим общество обязано было зарегистрировать ККТ, применяемую в центре мобильной связи, расположенном по адресу: г. Клинцы, ул. Октябрьская, 25, в налоговой инспекции по данному адресу, однако не сделало этого. Факт того, что ККТ не зарегистрирована в налоговой инспекции по месту нахождения данного центра, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
По мнению общества, у него отсутствовала обязанность регистрировать ККТ по месту обособленного подразделения с учетом статей 4 и 5 Закон о контрольно-кассовой технике.
Вместе с тем данный довод общества является необоснованным. Норма пункта 1 статьи 4 Закона (о том, что контрольно-кассовая техника быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика) и норма пункта 2 статьи 5 Закона (о том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика), исходя из их содержания, не исключают применение упомянутой нормы пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, вступившим в законную силу и не оспоренным как нормативный правовой акт.
Ссылка общества на то, что в силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" отсутствие регистрации ККТ по месту нахождения обособленного подразделения при наличии регистрации ККТ в налоговом органе по месту нахождения организации не подпадает под понятие "неприменение ККТ" также является ошибочной.
Указание в пункте 1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 2003 года о том, что следует понимать под неприменением контрольно-кассовых машин, касалось применения статьи 14.5 КоАП в первоначальной редакции. На момент возникновения спорных отношений действовала иная редакция этой статьи КоАП РФ, в которой отдельно было выделено такое правонарушение как использование контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.
Кроме того, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 отсутствует указание на то, что перечень действий (бездействия), рассматриваемых как неприменение контрольно-кассовых машин является закрытым. При изложении в этом постановлении Пленума перечня действий (бездействия), квалифицируемых как неприменение контрольно-кассовых машин, преследовалась цель наиболее исчерпывающим образом перечислить все возможные случаи использования контрольно-кассовых машин с нарушением установленных требований и фискального режима, однако не исключалась возможность квалификации иных действий - не упомянутых непосредственно в данном перечне - как неприменение контрольно-кассовых машин (что подтверждает ряд постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам).
Таким образом, в действиях общества содержится состав одного из вмененных ему административных правонарушений по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (использование контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения), постановление вынесено полномочным органом, требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены.
Ссылка общества в обоснование довода об отсутствии у него обязанности перерегистрировать ККТ по месту нахождения центра мобильной связи на то, что ККТ была зарегистрирована до вступления в силу Положения, установившего обязанность регистрировать контрольно-кассовую технику в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения, является несостоятельной. Названное обстоятельство не исключает обязанности перерегистрировать ККТ по месту нахождения обособленного подразделения: упомянутая норма Положения, касающаяся регистрации контрольно-кассовой техники по месту нахождения обособленного подразделения, направлена на совершенствование контроля за применением контрольно-кассовой техники. Обстоятельств, препятствовавших перерегистрировать ККТ по месту нахождения обособленного подразделения, общество не привело.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 48, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену заявителя - открытого акционерного общества "Связной ЦР" - на закрытое акционерное общество "Связной Логистика".
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2011 по делу N А41-18839/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание в пункте 1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 2003 года о том, что следует понимать под неприменением контрольно-кассовых машин, касалось применения статьи 14.5 КоАП в первоначальной редакции. На момент возникновения спорных отношений действовала иная редакция этой статьи КоАП РФ, в которой отдельно было выделено такое правонарушение как использование контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.
Кроме того, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 отсутствует указание на то, что перечень действий (бездействия), рассматриваемых как неприменение контрольно-кассовых машин является закрытым. При изложении в этом постановлении Пленума перечня действий (бездействия), квалифицируемых как неприменение контрольно-кассовых машин, преследовалась цель наиболее исчерпывающим образом перечислить все возможные случаи использования контрольно-кассовых машин с нарушением установленных требований и фискального режима, однако не исключалась возможность квалификации иных действий - не упомянутых непосредственно в данном перечне - как неприменение контрольно-кассовых машин (что подтверждает ряд постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам).
Таким образом, в действиях общества содержится состав одного из вмененных ему административных правонарушений по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (использование контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения), постановление вынесено полномочным органом, требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены."
Номер дела в первой инстанции: А41-18839/2011
Истец: ОАО "Связной ЦР"
Ответчик: МРИ ФНС России N 1 по Брянской области
Третье лицо: МРИ ФНС N1 по Брянской области