г. Пермь |
N 17АП-2668/2012-АК |
19 апреля 2012 г. |
А71-15613/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя Некоммерческой организации "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и Партнеры" (ИНН 1835056044, ОГРН 1031800565279) - Жихарев М.Н., доверенность от 16.01.2012, предъявлено удостоверение;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике (ИНН 1835050317, ОГРН 1031802481061) - Горбунова И.Л., доверенность от 01.02.2012, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 января 2012 года
по делу N А71-15613/2011,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению Некоммерческой организации "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и Партнеры"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике
о признании незаконными действий налогового органа по истребованию документов по требованию от 14.10.2011,
установил:
Некоммерческая организация "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и Партнеры" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике, выразившихся в истребовании документов на основании требования от 14.10.2011 N 09-08/34313.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.01.2012 заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными, не соответствующими НК РФ, действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике по истребованию у Некоммерческой организации "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и Партнеры" документов по требованию от 14.10.2011 N 09-08/34313.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что действия налогового органа по истребованию информации соответствует требованиям, установленным в ст. 93.1 НК РФ.
Некоммерческой организацией "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и партнеры" представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку оспариваемые действия налогового органа не соответствуют положениям ст. 93.1 НК РФ. Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков, а также у иных лиц какие-либо документы и информацию без соответствующего обоснования получения таких документов или информации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике в адрес Некоммерческой организацией "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и партнеры" было выставлено требование от 14.10.2011 N 09-08/34313 о предоставлении в порядке ст. 93.1 НК РФ документов относительно конкретной сделки с РОАО "УДМУРТГАЗ" по оказанию юридических услуг в 2010 г.., указанной в поручении об истребовании документов (информации) от 13.10.2011 N 06-1-23/2970 Межрайонной ИФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (л.д. 9). Срок представления документов - 5 дней со дня получения требования.
28.10.2011 инспекцией получено письмо от 27.10.2011 за N 42, согласно которому Некоммерческая организация "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и партнеры" со ссылкой на адвокатскую тайну указало, что запрашиваемые документы могут быть представлены с письменного согласия клиента (л.д. 16).
Не согласившись с действиями налогового органа по выставлению требований, Некоммерческая организация "Коллегия адвокатов Удмуртской Республики "Варначев и партнеры" обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что заявитель обоснованно не представил информацию, в связи с несоответствием требования налогового органа положениям ст. 93.1 НК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (пункт 4 статьи 93.1 НК РФ).
Как указано в пунктах 5 и 6 статьи 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается факт неисполнения требования налогового органа о представлении информации (документов) от 14.10.2011.
Между тем, по мнению заявителя, у него отсутствует обязанность по исполнению названного требования, поскольку п.2 ст. 93.1 НК РФ не предусмотрено право инспекции истребовать первичные документы вне рамок проведения налоговых проверок. Инспекция вправе истребовать лишь информацию о конкретной сделке. Кроме того, истребуемые документы содержат сведения, составляющие адвокатскую тайну.
По мнению инспекции, ею путем направления поручения N 06-1-23/2970 от 13.10.2011 и требования N 09-08/34313 от 14.10.2011 истребуется информация в порядке п. 2 ст. 93.1 (вне рамок налоговых проверок) в отношении сделки с РОАО "УДМУРТГАЗ" по оказанию юридических услуг в 2010 г.., оплата по которой произведена по платежным поручениям N 4923 от 13.07.2010, N7230 от 30.09.2010, N 7495 от 14.10.2010.
Фактически поручение и требование содержат указание на представление первичной и бухгалтерской документации: договора оказания услуг с приложениями и дополнительными соглашениями от 09.07.2010, счета-фактуры, выставленные в рамках исполнения договора, от 09.07.2010 N 23, 23.09.2010 N 45, 23.09.2010 N 46, акт (иной документ), подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), книга продаж, в которой отражено оказание услуг РОАО "УДМУРТГАЗ" за 2010 г..
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что налоговым органом фактически истребованы конкретные документы (договоры, акты, счета-фактуры, книги продаж), а не информация относительно конкретной сделки со сведениями, позволяющими идентифицировать эту сделку.
Между тем статья 93.1 НК РФ разделяет понятия "документ" и "информация". К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"); законодатель разграничил эти понятия и в ст. 93.1 НК РФ, в п.п. 1, 3-5 которой речь идет о документах и информации, а в п. 2 данной статьи, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, указано только о предоставлении информации; разделение понятия "документ" и "информация" содержится в форме требования о представлении документов (информации) и в форме поручения об истребовании документов (информации) (Приложения N 5, 6 к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Поскольку проверочные мероприятия в отношении РОАО "УДМУРТГАЗ" не проводятся, то требование налогового органа о предоставлении документов не соответствует п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что по требованию инспекции запрашиваются также первичные документы организации, у которой запрашиваются сведения. Запрошенные книга продаж и выписка за весь период 2010 г.. являются внутренними документами самой организации и свидетельствуют о правильности отражения в бухгалтерском учете заявителем сделки с клиентов.
В ст. 93.1 НК РФ прямо не предусмотрено право налогового органа истребовать документы, касающиеся деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика.
Инспекция в рамках возложенных на нее полномочий вправе истребовать только документы, которые касаются оценки правомерности отнесения в расходы затрат, понесенных доверителем в результате исполнения им договорных обязательств.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что наделение налоговых органов правом истребования документов (информации) направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Иного инспекцией апелляционному суду не доказано.
Доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании ст. 93.1 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, сделал правильные выводы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.01.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фактически поручение и требование содержат указание на представление первичной и бухгалтерской документации: договора оказания услуг с приложениями и дополнительными соглашениями от 09.07.2010, счета-фактуры, выставленные в рамках исполнения договора, от 09.07.2010 N 23, 23.09.2010 N 45, 23.09.2010 N 46, акт (иной документ), подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), книга продаж, в которой отражено оказание услуг РОАО "УДМУРТГАЗ" за 2010 г..
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что налоговым органом фактически истребованы конкретные документы (договоры, акты, счета-фактуры, книги продаж), а не информация относительно конкретной сделки со сведениями, позволяющими идентифицировать эту сделку.
Между тем статья 93.1 НК РФ разделяет понятия "документ" и "информация". К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"); законодатель разграничил эти понятия и в ст. 93.1 НК РФ, в п.п. 1, 3-5 которой речь идет о документах и информации, а в п. 2 данной статьи, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, указано только о предоставлении информации; разделение понятия "документ" и "информация" содержится в форме требования о представлении документов (информации) и в форме поручения об истребовании документов (информации) (Приложения N 5, 6 к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Поскольку проверочные мероприятия в отношении РОАО "УДМУРТГАЗ" не проводятся, то требование налогового органа о предоставлении документов не соответствует п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
...
В ст. 93.1 НК РФ прямо не предусмотрено право налогового органа истребовать документы, касающиеся деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика.
...
Доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании ст. 93.1 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А71-15613/2011
Истец: Некоммерческая организация коллегия адвокатов "Варначев и партнеры"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике, МРИ ФНС N 9 по УР