г. Самара |
|
23 апреля 2012 г. |
А65-17327/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сагдеевой Ю.Н.,
в отсутствие сторон и третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании
19 апреля 2012 года
апелляционную жалобу
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, пгт. Камское Устье, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан
от 02 февраля 2012 года
по делу N А65-17327/2011
(судья Садыкова З.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Свей", г. Казань, ИНН 1654033479, ОГРН 1021602848794,
к Камско-Устьинскому муниципальному району Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, пгт. Камское Устье, Республика Татарстан, ИНН 1622004524, ОГРН 1051651018495,
третьи лица:
- Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан", пгт. Камское Устье, Республика Татарстан,
- Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань,
- территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по Камско-Устьинскому району, пгт. Камское Устье, Республика Татарстан,
о взыскании с Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в порядке субсидиарной ответственности 8 934 285 руб. за счет средств муниципального бюджета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Свей" (далее - истец, ООО "Фирма "Свей") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Камско-Устьинскому муниципальному району Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, Исполком) о взыскании 8 934 285 руб. задолженности.
Исковые требования заявлены на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением требований, содержащихся в исполнительном листе N 277468, о взыскании с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" в пользу истца долга в сумме 8 934 283руб
К участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан", Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по Камско-Устьинскому району.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что истец не привел достаточных доказательств отказа Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" от исполнения обязательств.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.02.2009 по делу N А65-18737/2006, установлено, что между Администрацией Камско-Устьинского района Республики Татарастан (госзаказчиком), Дирекцией единого заказчика Камско-Устьинского района (заказчиком) и истцом (подрядчиком) заключен договор подряда N 23 от 18.09.2003, по условиям которого заказчик поручает и финансирует, а подрядчик принимает на себя производство работ по реконструкции дворца культуры р.п. Камское Устье. Источником финансирования является бюджет Камско-Устьинского района Республики Татарстан.
Названным решением с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" в пользу истца взыскана задолженность за выполненные по договору работы в сумме 8 934 285 руб.
После вступления судебного акта по делу А65-18737/2006 в законную силу выдан исполнительный лист N 277468 от 25.05.2009.
Данный исполнительный лист был направлен истцом 10.06.2009 на исполнение в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарастан, который в свою очередь направил его в территориальное отделение Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по Камско-Устьинскому району.
В ответе на запрос истца Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан N 21-17-84/3413 от 06.12.2010 на основании пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ операции по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) приостановлены с 09.10.2009 до момента устранения нарушения. В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ взыскатель письмом (уведомление N 3 о неисполнении исполнительного документа от 09.10.2009) проинформирован о неисполнении должником исполнительного листа (л.д. 17).
Обратившись с настоящим иском в суд, истец указал, что до настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном листе N 277468 от 25.05.2009, должником не исполнены в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, сумма задолженности ответчиком истцу не выплачена.
Гражданские права и обязанности в силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (абзац 2 пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, суды исходят из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 1.4, 1.,5, 1.6 устава муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" (далее Дирекция) является некоммерческой организацией, созданной исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан для осуществления функций заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов района, а также для создания научно-исследовательских, проектных, строительных, и коммерческих структур для достижения целей Дирекции. Дирекция создается, реорганизуется и ликвидируется исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан. В своей деятельности Дирекция подотчетна исполнительному комитету Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, иным предприятиям и организациям, осуществляющим инвестиции бюджетных и внебюджетных средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов района через Дирекцию. Дирекция является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных кредитных организациях (в том числе валютный), печать со своим наименованием, штампы, бланки и иные реквизиты юридического лица. Дирекция отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении имуществом и денежными средствами. При их недостаточности исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан несет субсидиарную ответственность по обязательствам Дирекции.
Оценив по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что Дирекция (муниципальное учреждение) не погасило задолженность перед истцом. Доказательств, подтверждающих наличие у основного должника достаточных денежных средств для удовлетворения требований взыскателя в суд не представлено.
При таких обстоятельствах пришел к правильному выводу о том, что, поскольку требование истца основным должником в разумный срок не удовлетворено, имеются законные основания для привлечения собственника муниципального учреждения к субсидиарной ответственности и удовлетворения иска.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку в силу подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 февраля 2012 года по делу N А65-17327/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, пгт. Камское Устье, Республика Татарстан, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответе на запрос истца Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан N 21-17-84/3413 от 06.12.2010 на основании пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ операции по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) приостановлены с 09.10.2009 до момента устранения нарушения. В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ взыскатель письмом (уведомление N 3 о неисполнении исполнительного документа от 09.10.2009) проинформирован о неисполнении должником исполнительного листа (л.д. 17).
...
Гражданские права и обязанности в силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (абзац 2 пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, суды исходят из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации")."
Номер дела в первой инстанции: А65-17327/2011
Истец: ООО " Фирма Свей", ООО "Фирма "Свей", г. Казань
Ответчик: Камско-Устьинский муниципальный район РТ в лице Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ, Камско-Устьинский район, пгт. Камское Устье
Третье лицо: Департамент казначейства Министерства финансов РТ, Муниципальное учреждение "Дирекция Единого Заказчика Камско-Устьинского муниципального района РТ", пгт. Камское Устье, Территориальное отделение Департамент казначейства Министерства финансов РТ по Камско-Устьинскому району, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Республике Татарстан,г.Буинск, ОАО "Ак Барс" банк, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Татфондбанк"