г. Саратов |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А12-21172/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
без участия в судебном заседании представителей муниципального казенного образовательного учреждения Каменнобродская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области (ходатайство, входящий N 28474/2012 от 14.04.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя приобщено к материалам дела), управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г.Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах (почтовые уведомления N 92079-92081 приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного образовательного учреждения Каменнобродская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области, (403665, Волгоградская обл., Ольховский р-н, Каменный Брод с., Верхняя ул., 5, ОГРН 1023404969741, ИНН 3422006327),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 января 2012 года
по делу N А12-21172/2011 (судья Пономарева Е.В.),
по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения Каменнобродская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области, (403665, Волгоградская обл., Ольховский р-н, Каменный Брод с., Верхняя ул., 5, ОГРН 1023404969741, ИНН 3422006327)
к управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, (400131, Волгоградская обл., Волгоград г., Комсомольская ул., 10 Б, 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098),
третье лицо: территориальный отдел управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г.Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах (403532, Волгоградская область, Фролово г., Карла Маркса ул., 25),
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное казенное образовательное учреждение Каменнобродская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области, Учреждение) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, административный орган, Управление) о признании недействительным предписания от 17.10.2011 N 78 об устранении выявленных нарушений в отношении МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области, о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2011 N 4345 о назначении административного наказания, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 января 2012 года в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 19 сентября по 23 сентября 2011 года на основании распоряжения N 24-80 от 22.08.2011 Управлением с привлечением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области, г.Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах" в отношении МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области была проведена плановая проверка соблюдения требований санитарного законодательства.
В ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
- предусмотренные проектом на каждом этаже санитарные узлы не функционируют, что является нарушением пунктов 4.1., 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- отсутствует умывальная раковина в кабинете домоводства, умывальные раковины в помещениях начальных классов-комплектов установлены без уч?та росто-возрастных особенностей обучающихся: высота от борта раковин до пола составляет около 1 метра, при необходимой - 0,5 метра, что является нарушением пункта 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- стены учебных помещений в кабинетах: начальных классов, кабинета математики, русского языка, истории, географии, физики, химии-биологии, ИЗО, домоводства имеют отделку материалами, не допускающими их уборку влажным способом и дезинфекцию - побелка; линолеум изношен, в кабинете химии-биологии, рекреации с механическими повреждениями, задранными краями, что является нарушением пункта 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- в кабинетах начальных классов, русского языка, математики, географии, иностранного языка ученическая мебель установлена без уч?та роста, одной ростовой группы, что является нарушением пунктов 5.1., 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- кабинет домоводства, спортивный зал не оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи, что является нарушением пункта 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- учебные помещения и кабинеты не оснащены бытовыми термометрами для контроля температурного режима, что является нарушением пункта 6.2. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- классная доска в кабинете химии-биологии не оборудована софитами, что является нарушением пункта 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- в кабинете информатики рабочие места с ПЭВМ не оборудованы подъ?мно-поворотными стульями, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, что является нарушением пунктов 9.6., 11.1., 11.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
- не осуществлён подвод холодной и горячей воды к умывальной раковине для мытья рук в горячем цехе; горячей воды к раковине в цехе первичной обработки овощей, что является нарушением пунктов 3.3., 13.2. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08);
- недостаточное количество электрополотенец, что является нарушением пункта 3.4. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- отсутствует промаркированная тара для чистой и использованной ветоши, предназначенной для мытья обеденных столов, что является нарушением пункта 5.3. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- в моечной отсутствует инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря, что является нарушением пункта 5.4. СанПиНа 2.4.5.2409-08;
- моечные ванны для мытья столовой посуды не имеют маркировку объ?мной вместимости; не обеспечены пробками, что является нарушением пункта 5.7. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- мыть? столовой посуды осуществляется в двухсекционной ванне; отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания посуды, что является нарушением пункта 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания стаканов, что является нарушением пункта 5.11. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- кассеты для хранения столовых приборов выполнены из полимерных материалов, что не позволяет подвергнуть их прокаливанию, что является нарушением пункта 5.12. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- отсутствуют щ?тки для мытья посуды, что является нарушением пункта 5.16. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- для обучающихся не организовано двухкратное горячее питание, что является нарушением пункта 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- разработанное примерное 10-ое меню не согласовано с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением пункта 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- не используется в питании продукты, обогащенные микроэлементами - йодом, что является нарушением пункта 9.3. СанПиНа 2.4.5.2409-08;
- не организован питьевой режим, что является нарушением пункта 10.2. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- не осуществляется медицинский контроль за организацией питания, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением пищи: в составе бракеражной комиссии отсутствует медицинский работник, что является нарушением пунктов 14.4., 14.6., 14.7., 14.11. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- не проводятся лабораторные исследования пищевых продуктов для определения пищевой ценности, безопасности приготовляемых блюд, соответствия их гигиеническим требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам; инструментальные исследования факторов производственной среды, что является нарушением пункта 14.12. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки N 24-80 от 17.10.2011.
17 октября 2011 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Учреждению вынесено предписание N 78 об устранении выявленных нарушений.
17 октября 2011 года по факту выявленных нарушений административным органом в отношении МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области составлен протокол об административном правонарушении N 4345, которым действия Учреждения квалифицированы по статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 октября 2011 года начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах главным государственным санитарным врачом по г. Фролово, Фроловскому, Иловлинскому, Ольховскому районах Серовой Е.В. было вынесено постановление N 4345 о назначении административного наказания, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Учреждение не согласилось с вынесенными в отношении него предписанием от 17.10.2011 N 4345 и постановлением от 24.10.2011 N 4345 и оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Учреждения. Кроме того, административным органом доказано наличие в действиях МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 г. N 6/8 для признания ненормативного акта недействительным и действий незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта или действия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом (действием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 7 и приложением 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.10.2007 N 658, в целях исполнения Роспотребнадзором (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контролирующий орган наделен правом выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно подпункту 1 пункта 2.9. Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.03.2010 N103 (далее - Методические рекомендации) должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверки обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.5. Методических рекомендаций должностными лицами Роспотребнадзора являются в том числе: начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание, вынесенное специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах в рамках предоставленных законом полномочий.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки административным органом были выявлены нарушения МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области требований пунктов 4.1, 4.25, 4.27, 4.28, 5.1, 5.3, 6.2, 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10, пунктов 9.6, 11.1, 11.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, пунктов 3.3, 3.4, 5.3, 5.4, 5.7, 5.10, 5.11, 5.12, 5.16, 6.5, 6.8, 9.3, 10.2, 13.2, 14.4,14.6, 14.7, 14.22, 14.12 СанПиНа 2.4.5.2409-08, в связи с чем в силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением было выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 78 от 17.10.2011.
Предписанием Управления от 17.10.2011 N 78 МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области предписано:
- ввести в фактическую эксплуатацию предусмотренные проектом на каждом этаже санитарные узлы в соответствии с требованиями пунктов 4.1, 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 - в срок до 01.10.2012;
- установить умывальные раковины в кабинетах домоводства; умывальные раковины в кабинетах начальных классов установить на высоту 0,5 метров от пола в соответствии с требованием пункта 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10 - в срок до 01.10.2012;
- выполнить отделку стен учебных помещений начальных классов, кабинета математики, русского языка, истории, географии, физики, химии-биологии, ИЗО, домоводства материалами, допускающими их уборку влажным способом и дезинфекцию;
- провести замену изношенного линолеумного покрытия в кабинете химии-биологии, рекреации в соответствии с требованием пункта 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 - в срок до 01.10.2012;
- в кабинетах начальных классов, русского языка, математики, географии, иностранного языка, обеспечить обучающихся удобным рабочим местом соответствии с их ростом согласно требованиям пунктов 5.1.,5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 - в срок до 01.10.2012;
- оснастить кабинеты домоводства, спортивный зал аптечками для оказания первой медицинской помощи в соответствии с требованием пункта 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 -в срок до 14.01.2012;
- оснастить учебные помещения и кабинеты бытовыми термометрами для контроля температурного режима в нарушение требования пункта 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 - в срок до 14.01.2012;
- оборудовать классную доску в кабинете химии-биологии, софитами в соответствии с требованием пунктом 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 - в срок до 01.10.2012;
- рабочие места с ПЭВМ оборудовать подъ?мно-поворотными стульями, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, в соответствии с требованиями пунктов 9.6., 11.1., 11.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 - в срок до 01.10.2012;
- осуществить подвод холодной и горячей воды к умывальной раковине для мытья рук в горячем цехе; подвод горячей воды к раковине в цехе первичной обработки овощей в соответствии с требованием пункта 3.3 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 01.10.2012;
- предусмотреть установку дополнительного электрополотенца при обеденном зале в соответствии с требованием пункта 3.4 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 01.10.2012;
- приобрести и промаркировать тару для чистой и использованной ветоши, предназначенной для мытья обеденных столов в соответствии с требованием пункта 5.3 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- в моечной вывесить инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объ?мов применяемых моющих средств и температурных режимах воды в моечных ваннах в соответствии с требованием пункта 5.4 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- нанести на моечные ванны для мытья столовой посуды маркировку объ?мной вместимости; обеспечить пробками из полимерных и резиновых материалов в соответствии с требованием пункта 5.7 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- установить для мытья столовой посуды 3-х секционную ванну; обеспечить моечные ванны для мытья столовой посуды и моечные ванны для мытья стаканов гибким шлангом с душевой насадкой в соответствии требованием пунктов 5.10., 5.11 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок 01.10.2012;
- приобрести кассеты для хранения столовых приборов, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию температуры при прокаливании в духовом шкафу в соответствии с требованием пункта 5.12 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в сок до 01.10.2012;
- приобрести щ?тки для мытья посуды в соответствии с требованием пункта 5.16 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- для обучающихся организовать двухкратное горячее питание в соответствии с требованием пункта 6.8 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- согласовать примерное 10-ое меню с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с требованием пунктом 6.5 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- использовать в питании продукты, обогащенные микроэлементами - йодом, в соответствии с требованием пункта 9.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 - в срок до 14.01.2012;
- организовать питьевой режим в соответствии с требованием пункта 10.2 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 01.10.2012;
- обеспечить медицинский контроль за организацией питания, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением пищи: ввести в состав бракеражной комиссии медицинского работника;
- ежедневный осмотр медицинским работником работающего персонала п/б на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также катаральных явлении верхних дыхательных путей в соответствии с требованиями пунктов 14.4., 14.6., 14.7..14.11 СанПиНа 2.4.5.2409-08 - в срок до 01.10.2012;
- установить порядок и объ?м лабораторных и инструментальных исследований пищевых продуктов для определения пищевой ценности, безопасности приготовляемых блюд, соответствия их гигиеническим требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам, а также для подтверждения безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения в соответствии с требованием пункта 14.12 СанПиНа 2.4.5.2409-08;
- регулярно проводить лабораторные и инструментальные исследования в соответствии с установленным порядком - в срок до 01.10.2012.
В соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
Материалами дела подтверждается, что представителю Учреждения Ульянову А.А. акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений было вручено 17.10.2011, однако письменные возражения на оспариваемое предписания с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, в Управление не были представлены.
Доказательства того, что оспариваемым предписанием от 17.10.2011 нарушаются права и законные интересы МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Процедура проведения проверки проверена судами обеих инстанций, каких-либо нарушений не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Учреждения.
Статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и
воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- размещению общеобразовательного учреждения;
- территории общеобразовательного учреждения;
- зданию общеобразовательного учреждения;
- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
- режиму образовательного процесса;
- организации медицинского обслуживания обучающихся;
- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
- соблюдению санитарных правил.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" утверждены санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" устанавлены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки 24-80 от 17.10.2011, протоколом N 4345 об административном правонарушении от 17.10.2011, подтверждается факт нарушения МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области требований вышеперечисленных обязательных санитарных правил, а именно: в нарушение пунктов 4.1, 4.25, 4.27, 4.28, 5.1, 5.3, 6.2, 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотренные проектом на каждом этаже санитарные узлы не функционируют; отсутствует умывальная раковина в кабинете домоводства, умывальные раковины в помещениях начальных классов-комплектов установлены без уч?та росто-возрастных особенностей обучающихся: высота от борта раковин до пола составляет около 1 метра, при необходимой - 0,5 метра; стены учебных помещений в кабинетах: начальных классов, кабинета математики, русского языка, истории, географии, физики, химии-биологии, ИЗО, домоводства имеют отделку материалами, не допускающими их уборку влажным способом и дезинфекцию - побелка; линолеум изношен, в кабинете химии-биологии, рекреации с механическими повреждениями, задранными краями; в кабинетах начальных классов, русского языка, математики, географии, иностранного языка ученическая мебель установлена без уч?та роста, одной ростовой группы; кабинет домоводства, спортивный зал не оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи; учебные помещения и кабинеты не оснащены бытовыми термометрами для контроля температурного режима; классная доска в кабинете химии-биологии не оборудована софитами; в нарушение пунктов 9.6., 11.1., 11.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в кабинете информатики рабочие места с ПЭВМ не оборудованы подъ?мно-поворотными стульями, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки; в нарушение пунктов 3.3, 3.4, 5.3, 5.4, 5.7, 5.10, 5.11, 5.12, 5.16, 6.5, 6.8, 9.3, 10.2, 13.2, 14.4,14.6, 14.7, 14.22, 14.12 СанПиНа 2.4.5.2409-08 не осуществлён подвод холодной и горячей воды к умывальной раковине для мытья рук в горячем цехе; горячей воды к раковине в цехе первичной обработки овощей; недостаточное количество электрополотенец; отсутствует промаркированная тара для чистой и использованной ветоши, предназначенной для мытья обеденных столов; в моечной отсутствует инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря; моечные ванны для мытья столовой посуды не имеют маркировку объ?мной вместимости; не обеспечены пробками; мыть? столовой посуды осуществляется в двухсекционной ванне; отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания посуды; отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания стаканов; кассеты для хранения столовых приборов выполнены из полимерных материалов; отсутствуют щ?тки для мытья посуды; для обучающихся не организовано двухкратное горячее питание; разработанное примерное 10-ое меню не согласовано с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; не используется в питании продукты, обогащенные микроэлементами - йодом; не организован питьевой режим; не осуществляется медицинский контроль за организацией питания, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением пищи: в составе бракеражной комиссии отсутствует медицинский работник; не проводятся лабораторные исследования пищевых продуктов для определения пищевой ценности, безопасности приготовляемых блюд, соответствия их гигиеническим требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам; инструментальные исследования факторов производственной среды.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях Учреждения признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Учреждением не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Следовательно, вина МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения Учреждения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, каких-либо процессуальных нарушений не установлено, в связи с чем довод Учреждения о допущенных административным органом грубых нарушений действующего законодательства при проведении проверки и привлечении к административной ответственности судом апелляционной инстанции отклоняется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что административном органом доказан факт совершения Учреждением административного правонарушения статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у административного органа имелись правовые основания для вынесения в отношении МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области оспариваемого постановления.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна соверш?нному деянию.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 января 2012 года по делу N А12-21172/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного образовательного учреждения Каменнобродская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Пригарова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
...
Учреждением не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Следовательно, вина МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения Учреждения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, каких-либо процессуальных нарушений не установлено, в связи с чем довод Учреждения о допущенных административным органом грубых нарушений действующего законодательства при проведении проверки и привлечении к административной ответственности судом апелляционной инстанции отклоняется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что административном органом доказан факт совершения Учреждением административного правонарушения статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у административного органа имелись правовые основания для вынесения в отношении МКОУ Каменнобродская СОШ им. В.И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области оспариваемого постановления.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна соверш?нному деянию."
Номер дела в первой инстанции: А12-21172/2011
Истец: Муниципальное казенное образовательное учреждение Каменнобродская средняя общеобразовательная школа им. В. И. Салова Ольховского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Территориальный отдел в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области