г. Вологда |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А05-14386/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Пестеревой О.Ю.,
судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20 "Жемчужинка"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по
делу N А05-14386/2011 (судья Чурова А.А.),
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 20 "Жемчужинка" (ОГРН 1062904010146; далее - МДОУ "Детский сад N 20 "Жемчужинка", учреждение, детский сад) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора города Котласа и Котласского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - отдел, отдел надзорной деятельности МЧС) о признании недействительным пункта 1 предписания от 30.09.2011 N 364/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по делу N А05-14386/2011 в удовлетворении требований учреждения отказано.
Детский сад с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что здание учреждения на момент ввода в эксплуатацию соответствовало требованиям пожарной безопасности и требованиям Строительных норм и правил "СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 232 (далее - СНиП 2.01.02-85).
Отдел в отзыве с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 30.08.2011 N 364 должностным лицом отдела надзорной деятельности МЧС в период с 12.09.2011 по 07.10.2011 проведена проверка в отношении МДОУ "Детский сад N 20 "Жемчужинка", по результатам которой оформлен акт от 30.09.2011 N 364.
В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), пункта 6.16 Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), в частности, ширина эвакуационных выходов из помещений первого этажа непосредственно на улицу составляет менее 1,2 м (по факту они имеют ширину проема в пределах от 0,92 м до 0,94 м).
В адрес детского сада направлено предписание от 30.09.2011 N 364/1/1, в пункте 1 которого установлен срок устранения вышеуказанного нарушения - до 01.09.2014.
Учреждение не согласилось с пунктом 1 предписания и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что, наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К таким документам в частности относятся СНиП 21-01-97*.
В соответствии с пунктом 6.16 названных Строительных норм и правил ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) при числе эвакуирующихся более 15 человек должна быть не менее 1,2 м.
В нарушение указанных требований ширина эвакуационных выходов на первом этаже здания детского сада составляет 0,92 - 0,94 м.
Согласно части 1 статье 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Податель жалобы полагает, что на момент ввода в эксплуатацию здание детского сада соответствовало требованиям СНиП 2.01.02-85, согласно пункту 4.6 которого ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м, дверей - не менее 0,8 м.
Действительно, в силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного Закона не распространяются.
Между тем положениями приведенной статьи предусмотрены исключения для случаев, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
Поскольку эксплуатация здания на данный момент осуществляется детским садом, и оно является общественным многолюдным учреждением, несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае действие правил пожарной безопасности, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, обязательны для соблюдения учреждением.
Также следует отметить, что эксплуатация здания детским садом в соответствии с нормативными требованиями СНиП 2.01.02.85, действовавшими в период проектирования, строительства и сдачи здания в эксплуатацию не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности (СНиП 21-01-97*) при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Кроме того, в нарушение требований пункта 4.6 СНиП 2.01.02-85 ширина эвакуационных выходов на первом этаже здания детского сада составляет 0,92 - 0,94 м, то есть менее 1 м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы учреждения отказано, расходы по госпошлине с отдела в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по делу N А05-14386/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20 "Жемчужинка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Податель жалобы полагает, что на момент ввода в эксплуатацию здание детского сада соответствовало требованиям СНиП 2.01.02-85, согласно пункту 4.6 которого ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м, дверей - не менее 0,8 м.
Действительно, в силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного Закона не распространяются.
...
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
Поскольку эксплуатация здания на данный момент осуществляется детским садом, и оно является общественным многолюдным учреждением, несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае действие правил пожарной безопасности, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, обязательны для соблюдения учреждением.
Также следует отметить, что эксплуатация здания детским садом в соответствии с нормативными требованиями СНиП 2.01.02.85, действовавшими в период проектирования, строительства и сдачи здания в эксплуатацию не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности (СНиП 21-01-97*) при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Кроме того, в нарушение требований пункта 4.6 СНиП 2.01.02-85 ширина эвакуационных выходов на первом этаже здания детского сада составляет 0,92 - 0,94 м, то есть менее 1 м."
Номер дела в первой инстанции: А05-14386/2011
Истец: МДОУ "Детский сад N 20 "Жемчужинка"
Ответчик: Отдел государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Архангельской области