г. Хабаровск |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А73-11968/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Соловьевой Т.В. представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК 20-15/104Д, Баглай Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК 20-15/125Д.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю - Абашевой Н.Г., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 01.0-3.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" на решение от 27.12.2011 по делу N А73-11968/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2011 N 1163
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 10727221001660, далее - ОАО "ДЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 09.09.2011 N 1163 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.12.2011 заявителю в удовлетворении требования отказано по мотиву доказанности события и состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в судебном заседании отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при рассмотрении поступившей жалобы от жильца квартиры N 5 в доме N 3 по переулку Трубному в г. Хабаровске, о неправомерном начислении ОАО "ДЭК" платы за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года, установлен факт нарушения требований статей 10, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно: общество допустило обман потребителя, выразившийся во введении его в заблуждение относительно цены услуги в связи с начислением платы за услугу с учетом показаний общедомового прибора учета, незаконно принятого к расчетному в ветхом многоквартирном доме.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, 28.06.2011 административным органом составлен протокол N 1163 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 КоАП РФ, и 09.09.2011 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным ненормативным актом, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях ОАО "ДЭК" состава административного правонарушения, вины в его совершении и соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом (позиция 682 информации о ветхом муниципальном жилищном фонде г.Хабаровска). от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), определение объема потребления коммунального ресурса по нормативу возможно только при отсутствии приборов учета, расположенных на границе балансовой принадлежности.
При этом Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено требование об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем, как предусмотрено при этом, требования статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов в силу непосредственного указания в части 1 данной статьи не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Из установленных арбитражным судом обстоятельств дела следует, что в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 16.09.2003 N 388 "О программе переселения граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах" дом N 3 по переулку Трубному отнесен к ветхому муниципальному жилищному фонду, с износом на 2005 год на 72 % и подлежащему капитальному ремонту (л.д. 50).
Также решением городской межведомственной комиссией от 06.10.2010 N 64, созданной в соответствии с распоряжением Мэра города Хабаровска от 31.05.2005 N 1328-6 "О составе городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания", признана необходимость и возможность проведения капитального ремонта спорного дома с износом на 17.08.2010 на 77 % (л.д. 84-86).
Довод заявителя апелляционной жалобы в части того, что данный дом ветхим в порядке Постановления Правительства N 47 от 28.01.2006 не признавался, подлежит отклонению, поскольку программа переселения была принята и утверждена в 2003 году, а порядок признания дома ветхим, аварийным и непригодным для проживания был утвержден Правительством Российской Федерации в 2006 году, т.е. позже.
Также довод общества о том, что Решение Хабаровской Думы от 16.09.2003 N 388 утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, судом отклоняется, поскольку данное Решение является действующим, а Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 продлена как программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Кроме того, разделом 3 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа "Город Хабаровск" на 2011 - 2025 годы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 25.01.2011 N 325, подтверждено положение о том, что к ветхим относятся дома: каменные - с износом более 70 процентов, деревянные и прочие - с износом более 65 процентов.
С учетом положений действующего законодательства и анализа содержания выставленных в адрес потребителей платежных документов арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что ОАО "ДЭК" при начислении платы за электроснабжение за период сентябрь 2010 года - апрель 2011 года допустило обман потребителей, введя их в заблуждение относительно стоимости потребленных услуг при наличии возможности в ветхих многоквартирных домах и домах, подлежащих капитальному ремонту, общедомовые приборы учета до 1 января 2013 года не устанавливать и их показания не учитывать. Тем самым произошло взимание с потребителей большей суммы, чем обусловлено ценной услуги.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2011 по делу N А73-11968/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), определение объема потребления коммунального ресурса по нормативу возможно только при отсутствии приборов учета, расположенных на границе балансовой принадлежности.
При этом Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено требование об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
...
С учетом положений действующего законодательства и анализа содержания выставленных в адрес потребителей платежных документов арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что ОАО "ДЭК" при начислении платы за электроснабжение за период сентябрь 2010 года - апрель 2011 года допустило обман потребителей, введя их в заблуждение относительно стоимости потребленных услуг при наличии возможности в ветхих многоквартирных домах и домах, подлежащих капитальному ремонту, общедомовые приборы учета до 1 января 2013 года не устанавливать и их показания не учитывать. Тем самым произошло взимание с потребителей большей суммы, чем обусловлено ценной услуги.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А73-11968/2011
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", ОАО "ДЭК"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю