г. Саратов |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А57-24219/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании от Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" - представитель Андреева Ю.К., по доверенности от 10.01.2012 (паспорт 6301 N626767 выдан ОВД Новобурасского района Саратовской области 26.11.2001), директор Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" - Казанкина Л.Ф., выписка из приказа 51 от 02.07.1992 (паспорт 6305 N801731 выдан ОВД Новобурасского района Саратовской области 02.06.2006), от Главного управления МЧС России по Саратовской области - представитель угольков А.В., по доверенности N73 от 10.10.2011 (удостоверение ГПН N073023),
без участия в судебном заседании представителя Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюкова О.Г. (почтовое уведомление N 98664 приобщено к материалам дела).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области", (412580, Саратовская обл., Новобурасский р-н, Новые Бурасы рп, ул. Муравьева, 2,ОГРН 1026400554730, ИНН 6421013920),
на решение арбитражного суда Саратовской области от "24" февраля 2012 года
по делу N А57-24219/2011, (судья Огнищева Ю.П.),
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области", (412580, Саратовская обл., Новобурасский р-н, Новые Бурасы рп, ул. Муравьева, 2,ОГРН 1026400554730, ИНН 6421013920),
заинтересованные лица: Главный государственный инспектор Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюков О.Г.,
Главное управление МЧС России по Саратовской области,
об отмене постановления Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковника внутренней службы Малюкова О.Г. N 90 от 26.09.2011 г.. о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы, Новобурасского района Саратовской области" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" (далее - МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области", Учреждение) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 90 от 26.09.2011, в соответствии с которым Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от N 90 от 26.09.2011.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - административный орган) представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюкова О.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюкова О.Г. о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюкова О.Г.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и отзыва не неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 19 сентября по 23 сентября 2011 года на основании распоряжения N 96 от 23.09.2011 г.. была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области", расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, ул. Муравьева, д. 2.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в помещениях МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1) не проведена проверка качества огнезащитной обработки чердачного помещения, что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003 (далее - ППБ 01-03);
2) отсутствует наружное противопожарное водоснабжение объекта, что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 2.11 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123;
3) из помещения класса Ф1.1. с одновременным пребыванием более 10 человек (игровая младшей, средней и старшей групп, столовая, спальная младшей группы) отсутствуют вторые эвакуационные выходы, что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 3 ППБ 01-03; пункта 6.12 Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*);
4) ширина эвакуационных выходов из игровых, спален младшей группы, зала и столовой эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м, что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 3 ППБ 01-03; пункта 6.16, СНиП 21-01-97*;
5) для отделки полов, стен на путях эвакуации используются материалы, не соответствующие нормативным показателям, что является нарушением статей 4, 53, 89, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 53 ППБ 01-03; пункта 6.25* СНиП 21-01-97*;
6) в коридоре пути эвакуации заужены до 0,8 м., что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 г.. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.27 СНиП 21-01-97.1.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки N 96 от 25.10.2011 г..
25 октября 2011 года по факту выявленных нарушений административным органом в отношении МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" составлен протокол об административном правонарушении N 95, которым действия Учреждения квалифицированы по части 1 части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26 сентября 2011 года Главным государственным инспектором Новобурасского района по пожарному надзору подполковником внутренней службы Малюковым О.Г. было вынесено постановление N 90 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 и частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Учреждение не согласилось с привлечением к административной ответственности и, полагая, что постановление по делу об административном правонарушении от 26.09.2011 г.. N 90 является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях Учреждения состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Часть 1 статьи 20.4 предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела следует, что МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" является лицом, уполномоченным владеть и пользоваться зданием, расположенным по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, ул. Муравьева, д. 2, которое несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
На основании части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 г.. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которыми установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1).
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу пункта 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
Пунктом 6.12 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:
помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20*, г;
помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1000 кв.м.;
открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 кв.м. - для помещений категорий А и Б и более 400 кв.м. - для помещений других категорий.
Помещения класса Ф1.3 (квартиры), расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 18 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа.
Согласно пункту 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;
0,8 м - во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии с пунктом 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
В силу пункта 6.27. СНиП 21-01-97* высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Кроме того, согласно пункту 2.11 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В соответствии с приказом N 135 от 10 октября 2011 года МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" утверждён списочный состав детей, согласно которому детский сад рассчитан на 38 детей, в каждой группе более 10 человек (л.д.18-19 т. 2).
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки N 95 от 25.10.2011, протоколом N 95 об административном правонарушении от 25.10.2011, подтверждается факт нарушения МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" вышеперечисленных обязательных требований пожарной безопасности, а именно: не проведена проверка качества огнезащитной обработки чердачного помещения; отсутствует наружное противопожарное водоснабжение объекта; из помещения класса Ф1.1. с одновременным пребыванием более 10 человек (игровая младшей, средней и старшей групп, столовая, спальная младшей группы) отсутствуют вторые эвакуационные выходы; ширина эвакуационных выходов из игровых, спален младшей группы, зала и столовой эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м; для отделки полов, стен на путях эвакуации используются материалы, не соответствующие нормативным показателям; в коридоре пути эвакуации заужены до 0,8 м.
Довод Учреждения о том, что для увеличения ширины эвакуационных выходов отсутствует техническая возможность, поскольку данное здание является старым, введено в эксплуатацию в 1978 году, то есть задолго до принятия действующих в настоящее время Правил пожарной безопасности, апелляционный суд считает несостоятельным.
Федеральный закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что здание детского сада было построено до введения в действие указанных СНиП, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
Кроме того, нормами СНиП предусмотрена возможность устранения вменяемого в вину Учреждению правонарушения путем уменьшения количества детей, посещающих МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области", таким образом, довод представителей МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" о том, что заведующей Учреждения предприняты все необходимые меры для устранения выявленных нарушений до проведения проверки, суд апелляционной инстанции не может принять.
Несоблюдение Учреждением вышеуказанных требований пожарной безопасности создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья работников учреждения, а также воспитанников МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области". Соответственно, Учреждение обязано было принять установленные законом меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта в соответствие с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях Учреждения признаков объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Учреждением не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на то, что МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" предприняты все зависящие меры для скорейшего устранения противопожарных нарушений, а именно: проведена проверка качества огнезащитной обработки чердачного помещения (устранен п.1 обжалуемого постановления), с путей эвакуации убран не соответствующий противопожарным нормам линолеум (устранен п.5 обжалуемого постановления).
Апелляционная коллегия считает указанный довод Учреждения несостоятельным, поскольку частичное устранение нарушений после выявления факта совершения МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Следовательно, вина МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения Учреждения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено, что МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" также не оспаривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что административном органом доказан факт совершения Учреждением административных правонарушений по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у административного органа имелись правовые основания для вынесения в отношении МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" оспариваемого постановления.
При определении меры наказания Управлением учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна соверш?нному деянию. В действиях Учреждения отсутствует малозначительность совершенного правонарушения.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 24 февраля 2012 года по делу N А57-24219/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Н. Пригарова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционная коллегия считает указанный довод Учреждения несостоятельным, поскольку частичное устранение нарушений после выявления факта совершения МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Следовательно, вина МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения Учреждения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено, что МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" также не оспаривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что административном органом доказан факт совершения Учреждением административных правонарушений по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у административного органа имелись правовые основания для вынесения в отношении МДОУ "Детский сад N 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области" оспариваемого постановления.
При определении меры наказания Управлением учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна соверш?нному деянию. В действиях Учреждения отсутствует малозначительность совершенного правонарушения.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований."
Номер дела в первой инстанции: А57-24219/2011
Истец: Заведующий МДОУ "Детский сад N2" Казанкина Л. Ф.
Ответчик: Главный государственный инспектор Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюков О. Г.
Третье лицо: ГУ МЧС по Саратовской области