г. Киров |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А82-14716/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.02.2012 по делу N А82-14716/2011, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное)
(ИНН: 7604188661,ОГРН: 1107604014825)
к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 3 (ИНН: 7606028896,ОГРН: 1027600844160),
о взыскании штрафа в размере 54 389,40 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 3 (далее - Учреждение) о взыскании 54 389,40 руб. штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.02.2012 в удовлетворении заявленных требований Фонду отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции был сделан неверный вывод об отсутствии в действиях Учреждения состава правонарушения.
Фонд полагает, что Учреждение обоснованно было привлечено к ответственности, т.к. им не была уплачена недостающая сумма страховых взносов и соответствующая сумма пени.
Неверным также является вывод суда первой инстанции о том, что Фонд не предлагал страхователю представить пояснения и документы по выявленному факту.
Кроме того, поскольку Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрена возможность отмены решения Фонда, Учреждению следовало воспользоваться правом на представление возражений на акт камеральной проверки.
При этом Фонд указывает, что он не несет ответственности за то, с какими показателями страхователи представляют свои расчеты. Представить расчет с достоверными показателями - это обязанность страхователя.
Таким образом, Фонд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, т.к. оно принято с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.
Учреждение против отмены решения суда возражает, считает выводы суда первой инстанции правильными.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам камеральной проверки представленного Учреждением 28.03.2011 корректирующего расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам Фондом был составлен акт проверки от 05.04.2011.
23.05.2011 Фондом было вынесено решение о привлечении Учреждения к ответственности.
В связи с неисполнением Учреждения в предложенный срок требования Фонда от 24.06.2011 уплатить начисленный штраф, Фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", во взыскании заявленной суммы штрафа Фонду отказал. При этом суд первой инстанции сделал вывод о необоснованности позиции Фонда и указал, что некорректное заполнение отдельных строк расчета автоматически не свидетельствует о том, что в действиях страхователя содержится состав правонарушения.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, ходатайство Учреждения, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность плательщиков страховых взносов ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (статья 15 Закона N 212-ФЗ).
Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части.
Статьей 17 Закона N 212-ФЗ определено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов до истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, он считается поданным в день подачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
В силу статьи 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 38 Закона N 212-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органами контроля составляется акт проверки, в котором отражаются выявленные нарушения.
Согласно пункту 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункт 9 статьи 29 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Законом N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.02.2011 Учреждение представило в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование, где в разделе 1 показатели составили 4407 руб.
28.03.2011 Учреждение представило в Фонд корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2010, где в разделе 1 сумма страховых взносов указана в размере 276354 руб.
Фондом была проведена камеральная проверка корректирующего расчета, о чем составлен акт от 05.04.2011. При этом Фондом был сделан вывод о занижении суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2010.
23.05.2011 Фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 54389,40 руб.
24.06.2011 Фондом в адрес Учреждения выставлено требование с предложением в добровольном порядке в срок до 15.07.2011 уплатить указанную сумму штрафа.
Между тем, из материалов дела усматривается и не оспаривалось Фондом, что расчет содержит и иные показатели, а именно: в строке расчета 110 "Начислено страховых взносов с начала расчетного периода" указана сумма 785108 руб., соответствующая разделу 2 Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщиков страховых взносов. В данном разделе указана база для начисления страховых взносов за 2010 и начисленная сумма страховых взносов, соответствующая строке 110.
Данный факт при проведении камеральной проверки Фондом исследован не был.
В акте камеральной проверки и решении о привлечении страхователя к ответственности Фондом также не были учтены представленные Учреждение сведения об исчисленных страховых взносах за квартал, полугодие и 9 месяцев 2010, а также сведения о фактически уплаченных суммах страховых взносов и тот факт, что значения общей суммы страховых взносов, подлежащих уплате, и базы для их исчисления при представлении корректирующего расчета страхователем не изменялись.
В материалах дела имеется реестр поступления платежей от страхователя, из которого следует, что в течение 4 квартала 2010 страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в Федеральный и Территориальный фонды медицинского страхования полностью уплачены. Задолженность по взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7305,24 руб. погашена 27.04.2011.
Судом первой инстанции правильно было учтено, что ни в акте проверки, ни в решении о привлечении Учреждения к ответственности, Фондом не было указано, какие именно обстоятельства были расценены Фондом в качестве обстоятельств, свидетельствующих о нарушении страхователем требований законодательства о страховых взносах в виде неполной уплаты страховых взносов, при том что, как уже было указано выше, база для их исчисления и начисленные к уплате за год взносы страхователем занижены не были.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что состава правонарушения, за которое страхователь был привлечен к ответственности, в действиях Учреждения Фондом установлено не было, следует признать правомерным. В связи с чем отклоняются доводы заявителя жалобы о неверном указании судом первой инстанции на отсутствие со стороны Фонда предложения Учреждению о представлении возражений и соответствующих документов в отношении фактов, выявленных при камеральной проверке и отраженных в акте проверки.
Иные доводы в жалобе Фонда фактически состоят из перечисления обстоятельств дела и выводов суда первой инстанции о неустановлении Фондом в действиях Учреждения состава правонарушения, за которое Учреждение и было привлечено к ответственности, не опровергают.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.02.2012 по делу N А82-14716/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункт 9 статьи 29 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Законом N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте."
Номер дела в первой инстанции: А82-14716/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
Ответчик: МДОУ детский сад комбинированного вида N 3