г. Саратов |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А57-7856/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, р.п.Лысые Горы Саратовской области,(ОГРН 1026401377991, ИНН 6419001518),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 19 декабря 2011 года
по делу N А57-7856/2011, принятого судьей Пермяковой И.В.,
по заявлению заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1026402204619, ИНН 6450014678),
заинтересованные лица: Администрация Лысогорского муниципального района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области, (ОГРН 1026401377991, ИНН 6419001518), Финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области, (ОГРН 1036403800586, ИНН 6419001758) общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026403049815, ИНН 6453010110),
о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении выданного арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 04.03.2008 года N С 157122 в течении трех месяцев со дня его поступления на исполнение;
об обязании Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области в течении семи дней принять меры к исполнению выданного арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 04.03.2008 N С 157122,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - представитель Сидоров М.А., по доверенности N 28-10/79 от 12.02.2012, паспорт,
без участия в судебное заседании представителя прокуратуры Саратовской области, Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области (почтовые уведомления N 79429, N 79430, N 79431 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении выданного арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 04.03.2008 года N С 157122 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение; об обязании Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области в течение семи дней принять меры к исполнению выданного арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 04.03.2008 г.. NС 157122.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 19 декабря 2011 года бездействие Финансового управления Лысогорского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа N С157122 от 04.03.2008 г.. в течении трех месяцев со дня его поступления на исполнение, признано незаконным, суд обязал Финансовое управление Лысогорского муниципального района Саратовской области в течении 7 дней принять меры к исполнению исполнительного листа N С157122 от 04.03.2008, выданного Арбитражным судом Саратовской области.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Лысогорского муниципального района Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей прокуратуры Саратовской области, Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.02.2008 г.. по делу N А57-963/08-15 с Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Газпром трансгаз Саратов" взыскан основной долг в сумме 635296 руб. 66 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 67528 руб. 89 коп., расходы по третейскому сбору в сумме 11052 руб. 50 коп.
На основании вступившего в законную силу определения, арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-963/08-15 выдан исполнительный лист N С 157122 от 04.03.2008, который 09.03.2010 поступил на исполнение в финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, что подтверждается отметкой управления о получении (л.д.9, 74,75).
В связи с неисполнением в установленные законом сроки исполнительного листа N С 157122 от 04.03.2008, ООО "Газпром трансгаз Саратов" неоднократно обращалось в Финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, что подтверждается письмами от 01.07.2010 г.., 08.10.2010 г.., 31.12.2010 г.., 09.02.2011 г.
Согласно ответам исх. N 137 от 03.02.2011 г.., исх. N236 от 21.03.2011 г.. финансовым управлением проводятся работы по реализации муниципального имущества, денежные средства от которых будут направлены на расчетный счет Общества.
Прокуратурой Лысогорского района были сделаны запросы начальнику финансового управления, из содержания которых следует, что исполнительные документы, в том числе N С 157122, не исполнены в связи с отсутствием бюджетных средств.
В связи с неисполнением финансовым управлением выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 04.03.2008 г.. N С 157122 заместитель прокурора Саратовской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Неисполнение в установленный срок требований исполнительного листа, ненаправление в течение трех месяцев уведомления о неисполнении должником исполнительного документа и неприостановление расходования средств на счетах должника, послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на непринятие финансовым управлением надлежащих мер по исполнению обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Апелляционная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (статья 215.1 БК РФ).
В силу статьи 220.1 БК РФ учёт операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с Положением о финансовом управлении администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, утвержденным решением Собрания Лысогорского муниципального района Саратовской области от 15.06.2006 г.. N 8/74, финансовое Управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области является исполнительным органом местного самоуправления Лысогорского муниципального района Саратовской области, проводящим муниципальную политику, направленную на оздоровление финансовой и бюджетной сфер муниципального района.
К функциям финансового Управления относится составление сводной бюджетной росписи местного бюджета, исполнение местного бюджета, обеспечение внедрения и функционирования в муниципальном районе системы предварительного контроля расходов бюджета, осуществление контроля за поступлением средств в местный бюджет, за рациональным и целевым использованием средств местного бюджета, разработка перспективного финансового плана муниципального района и другое.
Из вышеизложенного следует, что финансовое Управление является органом, исполняющим местный бюджет, в функции которого входит организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения должника.
Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приёма к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Как следует из материалов дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист серии С N 157122 по делу N А57-963/08-15 принят к исполнению в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ, для его возвращения взыскателю.
По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.5 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казённых учреждений, не должен превышать трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Согласно пункту 6 статьи 242.5 БК РФ, при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 7 статьи 242.5. БК РФ).
Как следует из материалов дела, исполнительный документ предъявлен к исполнению 09.03.2010, трёхмесячный срок для его исполнения истёк 09.06.2010, следовательно, в силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, обязанность по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника возникла у финансового управления 09.06.2010.
Между тем, финансовое управление не направило в адрес общества уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа, в порядке и сроки, установленные пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ БК РФ, возлагающим на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального образования.
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трёхмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего, в силу закона, должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, в порядке, определённом пунктами 6 - 7 статьи 242.5. БК РФ, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с муниципальным образованием.
Судами обеих инстанций установлено, что финансовое управление не исполнило в трёхмесячный срок свои обязательства по исполнению решения арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-963/08-15 в соответствии с исполнительным листом серии С N 157122.
По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанций, обоснованно указав на нарушение спорным бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствие бюджетного финансирования по данному исполнительному листу, невнесение изменений в бюджетную роспись, а также то, что бюджет Лысогорского муниципального района Саратовской области является дотационным свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципального образования.
Между тем, недостаток бюджетного финансирования, невнесение изменений в бюджетную роспись, дотационный бюджет и иные, в том числе ранее предъявленные должнику, исполнительные листы не указаны в действующем законодательстве в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вывод по аналогичному делу изложен в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2009 по делу N А57-3416/09-16, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 отказано.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных образований.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 19 декабря 2011 года по делу N А57-7856/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствие бюджетного финансирования по данному исполнительному листу, невнесение изменений в бюджетную роспись, а также то, что бюджет Лысогорского муниципального района Саратовской области является дотационным свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципального образования.
Между тем, недостаток бюджетного финансирования, невнесение изменений в бюджетную роспись, дотационный бюджет и иные, в том числе ранее предъявленные должнику, исполнительные листы не указаны в действующем законодательстве в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вывод по аналогичному делу изложен в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2009 по делу N А57-3416/09-16, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 отказано.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных образований."
Номер дела в первой инстанции: А57-7856/2011
Истец: Прокуратура Саратовской области
Ответчик: Администрация Лысогорского муниципального района Саратовской области, ООО "Газпром трансгаз Саратов", Финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области