г. Владивосток |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А59-10/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии:
от ООО "БАСТИОН Плюс" - не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу - не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "БАСТИОН Плюс" и Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
апелляционные производства N 05АП-2378/2012, N 05АП-2379/2012
на решение от 20.02.2012 г.
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-10/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к ООО "БАСТИОН Плюс" (ИНН 6501164843, ОГРН 1056500787606)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17. КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БАСТИОН Плюс" (далее - ООО "БАСТИОН Плюс", общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.02.2012 г. арбитражный суд привлёк ООО "БАСТИОН Плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000,00 руб. с изъятием из незаконного оборота алкогольной продукции в количестве 24 бутылок. Остальная алкогольная продукция, на которую наложен арест протоколом ареста товаров и иных вещей от 20.12.2011 г. N 07-10/69-1, подлежит возврату обществу.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Общество полагает, что судом первой инстанции при вынесении судебного акта нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что обязанности по проверке правильности сведений, указанных в федеральных специальных марках (далее - ФСМ), законодательно не установлена, то общество не несет ответственность за несоответствие сведений ФМС и сведений, содержащихся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). Следовательно, оснований для привлечения к административной ответственности не имеется.
Управлением так же подана апелляционная жалоба, в которой административный орган указывает на несогласие с решением суда, просит изменить судебный акт в части возврата обществу алкогольной продукции, на которую наложен арест протоколом ареста товаров и иных вещей от 20.12.2011 г. N 07-10/69-1. Управление полагает, что судом первой инстанции при вынесении судебного акта неправильно применены нормы материального права. Считает, что проверочные мероприятия в отношении всей алкогольной продукции, на которую наложен арест протоколом ареста товаров и иных вещей от 20.12.2011 г. N 07-10/69-1, не требовался, так как имеются документы, подтверждающие отнесение данной продукции к одной партии, одного изготовителя, с одной датой розлива, а так же одним удостоверением качества N 17/1 от 25.03.2010 г.
В представленном в материалы письменном отзыве административный орган на доводы апелляционной жалобы общества возразил. Решение суда первой инстанции, в обжалуемой обществом части, считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
ООО "БАСТИОН Плюс" и управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционные жалобы по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст.ст. 266-271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела общество имеет лицензию Б 099544 (регистрационный номер 117-07 от 03.03.2009 г.) на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, место нахождения организации: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 58, лит. Ж; адрес осуществления фактической деятельности: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 68Б, склад N 7 (лит. Н); срок действия лицензии с 03.03.2009 г. по 25.12.2012 г. В лицензии указано, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов (деклараций ООО "БАСТИОН Плюс" за III квартал 2011 г., материалов проверок, проведенных МРУ Росалкогольрегулированием по ДФО, информации, размещенной на официальном интернет-портале Росалкогольрегулирования) ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления Гришановым Е.В. определением N 07-10/69 от 14.12.2011 г. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В рамках административного расследования в отношении общества МРУ Росалкогольрегулирование ДФО 20.12.2011 г. по месту осуществления фактической деятельности общества: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 68Б, склад N 7 (лит. Н) в присутствии генерального директора общества Герман А.А., были отобраны образцы алкогольной продукции в количестве 24 бутылок, маркированной федеральными специальными марками для проверки соответствия информации, нанесенной на данные марки, сведениям, зафиксированным в базе данных ЕГАИС.
По результатам проверки установлено, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, маркированной ФСМ, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, а именно, с нанесенной на ФСМ информацией, не соответствующей информации, зафиксированной в ЕГАИС.
Посчитав, что данный факт свидетельствует об осуществлении обществом деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, управлением в отношении общества был составлен протокол 20.12.2011 г. N 07-10/69 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, а так же на алкогольную продукцию, информация о которой не зарегистрирована в ЕГАИС, был наложен арест, протоколом ареста товаров и иных вещей от 20.12.2011 г. N 07-10/69-1.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена выдача лицензии.
В лицензии Б 099544 (регистрационный номер 117-07 от 03.03.2009 г.), выданной Обществу на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, предусмотрено, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 171-ФЗ ФСМ является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции, а также является носителем информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС. При этом п. 6 данной статьи предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
Как следует из п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Статьёй 14 Закона N 171-ФЗ установлен порядок учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст. 8 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны иметь технологическое оборудование, оснащенное техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Пунктом 7 Правил функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. N 522 (далее - Правила N 522), предусмотрено, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
В соответствии с п. 19 Правил N 522 организациям предоставляется информация, представленная ими в ЕГАИС, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Для получения информации организация, используя технические средства, направляет в территориальный орган в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обращение с запросом о предоставлении информации о закупаемой алкогольной продукции является правом, а не обязанностью организации, осуществляющей закупку такой продукции.
На основании ст.ст. 25, 26 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, признается в незаконной обороте и подлежит изъятию.
Как следует из материалов дела, при проверке деятельности общества управлением был выявлен факт нахождения в обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС (продукция, маркированная ФСМ с нанесенной на них информацией не соответствующей информации зафиксированной в ЕГАИС), в отношении: водки "МЭДИС Кедровая" 1 литр, 40 % алк., производства ООО "Идеал", дата розлива 05.02.2010 г. в количестве 24 бутылок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об осуществлении обществом оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, установленных Законом N 171-ФЗ.
Частью 4 ст. 14.17. КоАП РФ установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Коллегия считает обоснованным вывод суда о совершении обществом деяния, подтвержденного материалами дела, подпадающего под признаки ч. 4 ст. 14.17. КоАП РФ.
Так же судом первой инстанции правомерно отклонены доводы общества о факте соответствия спорной продукции требованиям стандартов качества, а так же на отсутствие возможности соблюдения требований действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
Как правильно указано судом данные факты не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17. КоАП РФ, поскольку объективную сторону указанного правонарушения составляет организационный порядок ее оборота в соответствии с имеющейся лицензией.
Арбитражным судом, при вынесении обжалуемого решения, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 г. N 17-П, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности не установлены.
Согласно ст. 26 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, запрещается.
В силу п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством РФ органов подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Суд первой инстанции, решая вопрос об изъятии алкогольной продукции, на которую наложен арест протоколом ареста товаров и иных вещей от 20.12.2011 г. N 07-10/69-1, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 29.10. КоАП РФ, сделал обоснованный вывод, что изъятию из оборота подлежит алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста товаров и иных вещей N 07-10/69-1 от 20.12.2011 г. в количестве 24 бутылок, так как нелегальный оборот подтвержден материалами дела только в отношении той продукции, несоответствие которой сведениям, находящимся в ЕГАИС установлено в ходе административного производства и следует из представленных в дело данных из базы.
Учитывая специфику проверяемой продукции (пересортицы марок при их легальном происхождении), коллегия соглашается с судом первой инстанции об ошибочном выводе управления о нахождении в нелегальном обороте всего объема поименованной в акте проверки продукции.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.02.2012 г. по делу N А59-10/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражным судом, при вынесении обжалуемого решения, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 г. N 17-П, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности не установлены.
Согласно ст. 26 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, запрещается.
В силу п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством РФ органов подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Суд первой инстанции, решая вопрос об изъятии алкогольной продукции, на которую наложен арест протоколом ареста товаров и иных вещей от 20.12.2011 г. N 07-10/69-1, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 29.10. КоАП РФ, сделал обоснованный вывод, что изъятию из оборота подлежит алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста товаров и иных вещей N 07-10/69-1 от 20.12.2011 г. в количестве 24 бутылок, так как нелегальный оборот подтвержден материалами дела только в отношении той продукции, несоответствие которой сведениям, находящимся в ЕГАИС установлено в ходе административного производства и следует из представленных в дело данных из базы."
Номер дела в первой инстанции: А59-10/2012
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по ДВ ФО
Ответчик: ООО "Бастион Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2379/12