г.Самара |
|
23 апреля 2011 г. |
Дело N А72-10063/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ООО "Энергосервис" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Регионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2012 года апелляционную жалобу ООО "Энергосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 февраля 2012 года по делу N А72-10063/2011, судья Лубянова О.А., принятое по заявлению ООО "Энергосервис", ИНН 7302029898, ОГРН 1057302015760, Ульяновская область, г.Димитровград, к Региональному управлению N 172 Федерального медико-биологического агентства России, ИНН 7302032604, ОГРН 1057302053610, Ульяновская область, г.Димитровград,
о признании незаконным и отмене постановления от 22 ноября 2011 года N 92 по делу об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - ООО "Энергосервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России (далее - Региональное управление N 172 ФМБА России, административный орган) от 22 ноября 2011 года N 92 по делу об административном правонарушении по ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ООО "Энергосервис" заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении N 92 от 22 ноября 2011 года, сославшись на то, что общество получило постановление по делу об административном правонарушении 25 ноября 2011 года.
Частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайств у заявителя.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 февраля 2012 года ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование удовлетворено. Срок на обжалование восстановлен. В удовлетворении заявленных требований ООО "Энергосервис" отказано на том основании, что оспариваемое постановление административного органа соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональное управление N 172 ФМБА России просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 19 октября 2011 года по 16 ноября 2011 года на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 12 октября 2011 года N 55-п в отношении ООО "Энергосервис" проведена плановая выездная проверка. При проведении проверки присутствовал мастер ООО "Энергосервис" Ибрагимова Р.Х., действовавшая по доверенности б/н от 19 октября 2011 года.По результатам проверки составлен акт проверки N 101 от 16 ноября 2011 года.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: 1) неисправное состояние мусоропроводов в камерах в домах по адресам: пр.Димитрова, дома N 4д, N 9б; пр.Ленина, дом N 10б, а именно: отсутствие устройств, обеспечивающих возможность проведения очистки в мусороприемных камерах; 2) необорудование мусороприемных камер обслуживаемых жилых домов по адресам: пр.Димитрова, дома N 4д, N 9б; пр.Ленина, дома N 9, N 10б, N 15 простейшими устройствами по механизации мусороудаления; для сбора ТБО используются емкости, предусматривающие ручной труд при погрузке, транспортировке (металлические ящики, бочки); 3) необеспечение герметизации подвальных помещений в местах выхода вентиляционных отверстий от проникновения грызунов в домах по адресам: пр.Ленина, дома N 9а, N 11а, N 10б, N 16б; пр.Димитрова, дома N 9б, N 23; ул.Терешковой, дома N 5, N 7; ул.Театральная, дома N 4, N 4б, N 7, N 9; ул.Курчатова, дом N 4, ул.Гончарова, дом N 6.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении ООО "Энергосервис" 16 ноября 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении N 130 по ст.6.4 КоАП РФ. Представители общества на составление протокола об административном правонарушении не явились. Извещение о дате и времени составления протокола общество получило 15 ноября 2011 года (л.д.63).
Региональным управлением N 172 Федерального медико-биологического агентства в отношении ООО "Энергосервис" 16 ноября 2011 года выдано предписание.
Региональным управлением N 172 Федерального медико-биологического агентства в отношении ООО "Энергосервис" 22 ноября 2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 92, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Дело об административном правонарушении рассматривалось в отсутствие представителя общества. О дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении общество было уведомлено 17 ноября 2011 года (л.д.67).
Согласно ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.8.2.2 "СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.
Согласно п.8.2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией и простейшими устройствами по механизации мусороудаления, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры, содержаться в исправном состоянии. Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения. Входная дверь должна иметь уплотненный притвор.
Пунктом 3.2 "СП 3.5.3-1129-02 Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 12 июля 2002 года, установлено, что к числу основных мероприятий по защите объектов от грызунов относятся устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды, и герметизация с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
ООО "Энергосервис" является организацией, принявшей на себя функции по управлению многоквартирными жилыми домами, следовательно, обязано выполнять нормы санитарного законодательства.
В объяснительной мастера общества Ибрагимовой Р.Х. от 16 ноября 2011 года указано, что шиберы были убраны, так как ствол мусоропровода часто забивался.
В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что шибер - это устройство для перекрытия ствола мусоропровода. Шиберное устройство применяется в целях проведения очистки, дезинфекции и дезинсекции мусоропровода.
Из материалов дела следует, что в мусоропроводах мусороприемных камер в домах по адресам: пр.Димитрова N 4Д и 9Б, пр.Ленина, д.10Б отсутствуют устройства, обеспечивающие возможность проведения очистки. Факт отсутствия в мусороприемных камерах жилых домов по адресам: пр.Димитрова, N 4 и 9Б, пр.Ленина N 9, 10Б и 15 простейших устройств по механизации мусороудаления подтверждается материалами дела, в том числе пояснениями мастера Ибрагимовой Р.Х. При этом металлические ящики и бочки не относятся к простейшим устройствам по механизации мусороудаления.
Довод заявителя о том, что санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации СП 3.5.3-1129-02 должны осуществляться только при проектировании и строительстве объектов, необоснованны.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 СП 3.5.3-1129-02 настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проведению дератизационных работ, а также органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
В пункте 2.1 СП 3.5.3-1129-02 указано, что дератизация как система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
К числу основных мероприятий по защите объектов от грызунов относится в том числе устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды (пункт 3.2 СП 3.5.3-1129-02).
При эксплуатации жилых помещений, зданий, сооружений следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе: своевременный ремонт отмосток, дверных, оконных проемов, место прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; использование тары, изготовленной из материалов, устойчивых к повреждению грызунами; установка стеллажей, подтоварников, поддонов на высоту не менее 15 сантиметров от уровня пола; использование для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей, регулярная их очистка; проведение других мероприятий, предусмотренных санитарными правилами, соответствующими профилю объекта (пункт 3.3 СП 3.5.3-1129-02).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, вы том числе: актом проверки N 101 от 16 ноября 2011 года, объяснением мастера ООО "Энергосервис" Ибрагимовой Р.Х., фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении N 130 от 16 ноября 2011 года.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил. Доказательств невозможности соблюдения указанных правил в материалы дела не представлено.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения материалами дела подтверждена.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мусороприемные камеры в вышеуказанных домах находятся в исправном состоянии, опровергаются материалами дела.
Согласно пункту 5.9.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170) мусоропровод включает в себя клапаны, дефлектор, зачистное моюще-дезинфицирующее устройство, шибер и мусоросборную камеру с оборудованием.
В соответствии с п.5.9.4 Правил N 170 шибер мусоропровода должен удовлетворять следующим требованиям: а) не сужать проходного сечения ствола мусоропровода; б) обеспечивать перекрытие ствола в период замены заполненного контейнера, а также в период профилактических и ремонтных работ; в) иметь встроенный автоматический огнеотсекатель для исключения проникновения горючих газов в ствол мусоропровода при возникновении пожара в мусоросборной камере; г) изгиб патрубка шибера не должен превышать 20 мин. к оси ствола мусоропровода.
В силу п. 5.9.12 Правил N 170 отходы из камер должны удаляться ежедневно. Перед удалением или заменой контейнеров следует закрывать шибер части ствола мусоропровода.
Следовательно, довод апелляционной жалобы об исправном состоянии мусороприемных камер (поскольку возможно их эксплуатация без шибера) несостоятелен, поскольку отсутствие устройств, обеспечивающих возможность их ежедневной очистки и дезинфекции, (шиберов) не соответствует установленным требованиям законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что требования по защите многоквартирных домов от грызунов и других мелких млекопитающих должны были исполняться при проектировании и строительстве объектов, не принимаются. Заявителем были нарушены санитарные правила, устанавливающие требования к защите производственных, общественных жилых помещений, зданий, сооружений от грызунов и других мелких млекопитающих. В этой связи установление металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий от проникновения грызунов в жилых домах относится не только к требованиям строительных норм и правил, но и к санитарно- эпидемиологическим правилам, в частности, СП 3.5.31129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации". Данные требования должны соблюдаться и управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 13 февраля 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 февраля 2012 года по делу N А72-10063/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Энергосервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
...
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
...
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
...
Согласно пункту 5.9.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170) мусоропровод включает в себя клапаны, дефлектор, зачистное моюще-дезинфицирующее устройство, шибер и мусоросборную камеру с оборудованием."
Номер дела в первой инстанции: А72-10063/2011
Истец: ООО "Энергосервис"
Ответчик: Региональное управление N172 Федерального медико-биологического агентства, Региональное управление N172 Федерального медико-биологического агентства России
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2856/12