г. Владимир |
|
13 апреля 2012 г. |
Дело N А11-3650/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2012.
Полный текст постановления изготовлен 13.04.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Ершовой О.А., Соловьевой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г.Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.10.2011 по делу N А11-3650/2011, принятое судьей Ушаковой Е.П.,
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г.Владимир (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник", г.Владимир (ОГРН 1063328029456, ИНН 3328444891), о взыскании 21 478 101 руб. 49 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - Титова Н.Б. по доверенности от 05.08.2011 сроком действия до 25.05.2012, Ширяева Л.С. по доверенности от 15.06.2010 N 48-п сроком действия до 25.05.2013, Синева М.А. по доверенности от 15.06.2010 N 51-п сроком действия до 25.05.2013;
от ответчика - Ратникова А.Е. по доверенности от 01.08.2011 сроком действия один год,
установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник" (далее - ответчик, ООО "Жилищник") о взыскании 21 478 101 руб. 49 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Решением от 31.10.2011 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Взыскал с истца в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 27 800 руб. 82 коп.
ОАО "ВКС", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы считает противоречащим статье 168 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" вывод суда первой инстанции о необоснованности увеличения истцом тарифа на тепловую энергию и надбавки на сумму налога на добавленную стоимость.
Тариф на тепловую энергию и надбавки к указанному тарифу, отпускаемую ОАО "ВКС" установлены без учета налога на добавленную стоимость, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию" и постановление главы г.Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "ВКС" надбавки к тарифу на тепловую энергию".
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы. Считают оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представители ответчика, возражая против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 02.03.2012 было отложено на 06.04.2012.
После отложения рассмотрения апелляционной жалобы ответчик явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Жилищник" является управляющей организацией, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов в городе Владимире.
В отсутствие надлежащим образом заключенного договора на снабжение тепловой энергией энергоснабжающая организация в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 осуществила подачу тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилищник", выставив для оплаты счета-фактуры на общую сумму 195 493 199 руб. 40 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате принятой тепловой энергии явилось основанием истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С учетом пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договора между сторонами спора не освобождает ответчика, как абонента, от обязанности возместить истцу стоимость предоставленных услуг.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт отпуска ответчику тепловой энергии в спорный период. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители жилых домов.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ОАО "ВКС" произвело расчет задолженности за потребленную в спорный период тепловую энергию жилыми домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
Стоимость поставленной тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета рассчитана ОАО "ВКС" с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб.м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 Приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб.м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 N 416.
Согласно расчету истца стоимость тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составляет 195 613 857 руб. 57 коп. (с учетом НДС), в том числе: начисления за отопление и ГВС по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета, - 5 701 818 руб. 09 коп.; начисления по жилому фонду без учета индивидуальных приборов учета (водомеров горячей воды) - 189 912 039 руб. 48 коп.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, при расчетах ОАО "ВКС" с ООО "Жилищник" за принятую тепловую энергию должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в цены (тарифы).
Согласно правовой позиции, сформированной Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" при расчетах за коммунальные ресурсы налог на добавленную стоимость (НДС) ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг). При рассмотрении судами вопроса о взыскании стоимости коммунального ресурса с учетом НДС необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). В случае установления судом обстоятельства, что регулирующим органом тариф утвержден без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ВКС" в спорный период при проведении расчетов с ответчиком за тепловую энергию применяло тариф, утвержденный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию" в размере 935 руб. 14 коп./Гкал (без учета НДС), а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. (без учета НДС), установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "ВКС" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Таким образом, при расчетах стоимости поставленной тепловой энергии между истцом (налогоплательщиком) и ответчиком подлежал применению приведенный выше тариф с увеличением на сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 18 процентов.
Согласно представленному в материалы дела расчету ОАО "ВКС" произведенная ответчиком оплата стоимости потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составила 166 273 035 руб. 98 коп., сумма возмещенных льгот - 7 862 720 руб. 10 коп., а всего 174 135 756 руб. 08 коп. Размер оплаты в указанном размере также подтвержден ООО "Жилищник" в дополнении к отзыву на исковое заявление (т.2 л.д. 138-140).
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде и до принятия постановления по делу истец, ОАО "ВКС", заявлением от 02.03.2012 б/н отказался от иска в части взыскания с ООО "Жилищник" долга в сумме 1 731 347 руб. 89 коп.
Принимая во внимание, что согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска, а также, учитывая, что отказ ОАО "ВКС" от иска не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц, отказ принимается апелляционным судом.
Таким образом, производство по делу в части взыскания 1 731 347 руб. 89 коп. подлежит прекращению в связи с отказом истца от иска.
Учитывая фактически произведенную ООО "Жилищник" оплату стоимости принятой тепловой энергии, задолженность ответчика составляет 19 746 753 руб. 60 коп.
При таких обстоятельствах решение суда от 31.10.2011 подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.10.2011 по делу N А11-3650/2011 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г.Владимир, - удовлетворить.
Производство по делу в части взыскания 1 731 347 руб. 89 коп. прекратить в связи с отказом истца от иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищник", г.Владимир, в пользу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г.Владимир, 19 746 753 руб. 60 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в сумме 102 589 руб. 69 коп. и 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищник", г.Владимир, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в сумме 19 144 руб. 08 коп.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N307).
...
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
...
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в цены (тарифы).
Согласно правовой позиции, сформированной Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" при расчетах за коммунальные ресурсы налог на добавленную стоимость (НДС) ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг). При рассмотрении судами вопроса о взыскании стоимости коммунального ресурса с учетом НДС необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). В случае установления судом обстоятельства, что регулирующим органом тариф утвержден без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным."
Номер дела в первой инстанции: А11-3650/2011
Истец: ОАО "Владимирские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Жилищник"